Тбилиси

Валентина Достигаева
 
Выпало мне родиться на  Авлабаре в благословенные времена процветающего социализма, когда люди еще не делились по национальному признаку, а просто на хороших и добрых  или злых и вредных.  В большом «итальянском дворе» с общим краном и туалетом, что нередко было поводом для мелких разборок. Случались и шумные скандалы, затяжные, но вдоволь нашумевшись, соседи охотно прощали друг другу обиды и   продолжали дружить. 
Здесь придерживались законов чести, всегда были  готовы стать на защиту невинного, поддержать попавшего в беду, прийти на помощь в тяжелую минуту
 Раньше на  площади, где теперь Метро,  собирались кинто и   дудукисты,  они проникновенно пели песни   Саят-Нова и Бесики, пели, чтобы на лице строгой красавицы промелькнула тень улыбки, чтобы она хоть разок взглянула в их сторону своими печальными глазами.
Звуки  дудуков расстилались над Тифлисом, как просторная скатерть на щедром столе, готовом к пиршеству. 
У грузин существует поверье: сколько языков знаешь, стольким ты брат и друг.
 На  Сололаки  говорили по-армянски, на Вере - по-грузински,  с ремесленниками Сирачханы - на  их наречии,  с русскими - по-русски, на  майдане - по-персидски, на Киричной - по-немецки, а с  авлабарцами– на смешанном армяно-грузинском (авлабарском)  языке!
  И на всех говорили с  любовью. Люди  ценили  бескорыстие, щедрость в человеке и с удовольствием приветствовали друг друга при встрече.

После окончания института мне нередко приходилось надолго покидать родной город, и тогда начиналось что-то непонятное.
Поднималось давление, болело сердце, и какая-то непреходящая тоска охватывала душу. Но стоило вернуться, и уже в аэропорту все проходило, и в душе звучало
- Какое счастье, я дома!
И собирались друзья праздновать  возвращение .Застолье - особая форма общения грузин. Одна из главных фигур – это тамада. Правильно и красиво вести застолье –  призвание и настоящее искусство, которому практически невозможно научиться.  Ни одно застолье не обходится без песен.
Как поют, тбилисцы, радуется душа!   Четырехголосье для них – легче таблицы умножения.
Грузию можно было бы назвать красивым зеленым особняком в горах, который стоит от всего мира особняком.
Стоит гордо. Высоко. Красиво. С акцентом!
Чтобы стать истинным грузином, считают тбилисцы - надо Бога признать, а потом себя познать. После изучить историю Грузии и осознать, что жизнь  грузина основана на добром нраве, великодушии, жертвенности, на любви к Богу, к Семье, к Родине.

По весне, когда распускалась сирень в  батаническом саду и зацветала айва,  мы приходили на Майдан и от воздуха, пропитанного сиренью и айвой,   плавно пьянели. Это состояние  по весне  и теперь наполняет душу восторженным ощущением божественной благодати.
А как радушно, с какой искренней любовью принимали гостей из Питера и Москвы. Прославленные поэты, такие как Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко, читали свои стихи и  посвящали Грузии свои творенья.
О Грузия - нам слезы вытирая,
 ты - русской музы колыбель вторая.
Если поэт, приезжавший ненадолго в Грузию, мог так искренне любить ее, то как же мы, взращенные этой землей,  должны любить, несмотря на бури и грозы политических потрясений, проносящихся над нашими головами.

И в душе рождаются такие стихи:
 
 
 
 В саду осеннем воздух чист
 Летит лист клена на скамейку
 Фонарь дежурный в даль глядит
 И птица прыгает на ветку

 И купола святых церквей
 Блестят восторгом и надеждой
 И старых улиц  хоровод, как призрачное наважденье
 Волнуют, вызывая   крик от радости и умиленья

 Сквозь призму вдохновенных снов
 Встают   былинные сраженья
 Герои шли на смертный бой
 Не зная страха пораженья

 Пропитан город музыкой любви
 Раскрашен дивною природой и томленьем
 А  улочек мажор с мелодией тоски
 Приводит в трепет вдохновенья.

 И Троицы собор с огнями куполов
 Вдруг зазвенит колоколами
 И вторит площадей и парков дивный хор
 Кантатою Творцу за близость с нами.

 Тбилиси наделил нас страстной силой слов,
 Молитвенной  душой и проповедью агнца
 Хлеб жизни научил ценить, как Богослов-   
 И прославлять вином застолье братства!