Капитан-директор Глава 7

Алекс фон Джаго
Обратный путь проделали без спешки, с чувством хорошо исполненного долга. Море в том году замерзать долго не хотело, и вдоль бережка рыбаки, да прочий лихой народец  на своих байдах, друг-другу нас передавая, до самой Астрахани доставили. А вверх по Волге и на санях очень удобно передвигаться вышло. Раза три, правда, за дорогу пострелять пришлось, но каждый раз ходившие по шерсть сами стриженными оказывались. Нам же эти "гангстеры", своим неумным поведением, даже продвижение облегчали, то бударку в наследство оставляя, то лошадок. Вот на крайнем участке морского пути никак не получалось перевозчиков нанять. Так специально пришлось в мешки камней накидать, что бы по прибрежной дагестанской деревушке слушок пошел, что золото там.  И плевать, что "рыбаков" нас везти подрядившихся, вдвое больше выходило чем "пассажиров". Один патрон в обойме "люгера" даже не использованным остался. А кинжалы у "морских абреков" хоть и без изысков, но закалки весьма приличной оказались. Да и коняжки у "батыров сухопутных", что по волжскому льду вздумали наш возок атаковать (тут уж Янка- снайпер из Зауэра отличился)  также пригодились впоследствии как сменные.
  До Казани всё ж успели добраться "яко посуху", постоянно ледохода опасаясь. Но перерыв в движении и так требовался. Хотя бы по причине того, что боярин Шереметьев слово своё сдержал, и не только по мере оставленных мною сравнительно скромных средств лесозаготовку организовал, но и сам в предприятие изрядно вложился. Совмещая административный ресурс с финансовым. Разумеется, тем самым становился боярин держателем акций ОАО "Восток - дело  тонкое" (Ост - ис бизнес стрём"), зарегистрированной в Амстердаме, причем помимо его денежного вклада, вклад "деловой", в лучших русских традициях, так же в акциях выразился. Дабы другим обладателям сундуков и кубышек, а так же "нужникам" ПОВАДНО БЫЛО!
 
 Припоминаю, что через три десятка лет  "Орёл" обошёлся казне в без рубля четыре двойки -2221 целковый. Но это было после "медного" бунта и денежных реформ, сведших "стоимость" рубля к 63 копейкам (прям как "деревянный" к баксу).  К тому же заложенный в будущем по решению Думы фрегат превосходил планируемую нами шхуну раза в полтора. Так что нынче настраивался ограничиться бюджетом ориентировочно "в штуку на штуку". Деньги для нашей семьи терпимые, но  если она настроена делать бизнес в России - не обойтись без "сильных" людей. Да и чем их ефимки хуже чем гульдены и флорины какого-либо европейского бюргера?
Тот же толмач Иван Юшков, с которым за интересную нашу совместную дорогу подружился, получив свой гонорар - аж 300 гульденов, попросил на эту сумму ему акции СП реализовать. Пока красиво напечатанных билетов я не имел, но моя расписка его устроила (с обязательством обменять её в дальнейшем на полиграфическое изделие). Ну а коня под седлом, да кинжал с прочей справой, он и помимо "оклада" с добычи отдуванил. Так что отбыл к месту основной службы  (в Приказ), как только земля подсохла, весьма и собой, и жизнью довольный.
   Под лесопилку выделили место у реки Казанка, с перспективой возведения на ней плотинки, а само Адмиралтейство замыслено оказалось чуть ниже - в месте её впадения в Волгу. Более чем на полвека опережая всё то же, возведённое по воле Петра, и на несколько веков самое популярное судно СССР - хоть смешную, но недорогую "Казанку"(с буллями).  Пока рубили барак повместительней (хоть с прежней "бездонной" крутой сравнения никакого), да под запруду мастеров подбирал, спустился с "верха" первый караван новой навигации. И, разумеется, именно на нём привез Рихард и гатер ленточный (со всеми прибамбасами), и дизель-генератор (в Виндаве так от "услуг" локомобиля и не отказались) и даже с тонну оригинального "ещё ТОГО" дизтоплива. Хотя и из оставленной в Казани Прохором белой нефти, тонны с три я также от нечего делать насамоварил. Но это уже на самый крайняк, хотя говорят в войну, её без перегонки сразу в баки танков заливали, и те успевали даже поездить до гибели.
Из массы новостей, что привёз мастер также, главной оказалась та, что я повторно стал папой, на этот раз наследником одарённый.  Марта с помощью Эриковой голландки, и с детьми справляется, и даже успевает бизнес успешно вести. Ведь именно её энергией и умом и шхуну первую (по моему "завету" МАРТОЙ названную) построили. Теперь то и Рихард такую по памяти смастерит, а вот "с листа" глупостей бы наделал. Следом заложили на верфи уже "совместный с принцем" фрегат. Тут история отдельная, и как-нибудь на досуге мне её поведают.
  Дом наш (пятиэтажный с весьма приличной башней) также достраивается. Но зная Марту, убеждён, что под наше проживание отведено там будет несколько комнат под крышей. Остальное же займёт какой-либо банк или бизнес-центр.
  Про привезённую Эриком пушнину вовсе отдельная песня. Разумеется, совместно с московским дьяком тут же свезли князю Радзивилу (по сути, нашему соседу, но в то же время герою Смоленской войны и соподписанту Поляновского мира.) чек на 1.36 тонн серебра "на предъявителя в Амстердамском банке". Литовский магнат вручил удивлённому европейским сервисом московиту расписку, что сумму получил сполна и претензий к Великому Князю Московскому не имеет. А уж как он с Варшавой дуван делить будет - уже его дело.
   Пушнина же  только тем, что до моря целой дошла, уже в цене удвоилась. Марте этой прибавочной стоимости мало показалось - ведь после выделки шкурки опять вдвое дорожают. А если их уже в изделии продавать, то та же "соседская" шляхта очень шапки "с соболиной опушкой" уважала, и любые деньги за такие не жалела. Рентабельность тогда и за тысячу процентов может перевалить. Вот и задачка для первоклассника из Интернета "как из 20 тысяч сделать два миллиона".
 
 Разумеется, прежде всего, в этом деле ум требуется. Но к нему и руки изрядно приложить надобно, а вот с ними-то как раз загвоздка. На дворе во всю рабовладение процветает, несмотря на принятое в Курляндии Магдебургское право. Города его не все оптом получали, а должны были "заслужить",  даже порой лишались за какое либо прегрешение. Вот "столица" Радзивиллов - Биржи, получила его в 1589 году, а Динабург - в 1583. Виндава так же этого права удостоилась, и каждый проживший в городе год и один день переставал быть беглым. Так что теоретически на приток трудовых резервов надежда имелась, но выжить за этот год было нелегко. Все ремесленники, торговцы и даже аптекари жёстко "сидели" по цехам и гильдиям, и пробиться в них было не просто. Объединения по могуществу дворянам не уступали, и когда Ливония "уходила под руку Речи" (весьма к евреям благоволившей), то немецкие "цеховики" изначально наложили табу на ведение иудеями торговли, откуп налогов и пошлин и т.д. .
  Отрегулированная политика цехов, гарантируя отсутствие конкуренции для её членов, тормозила какую либо отрасль, если требовалось её ускоренное развитие. С судостроением помогла нам личная протекция принца, и кадровый голод тут кое-как удалось разрешить. Но вот "шкурное дело" было уже частной инициативой нашей фамилии и отстёгивать кровно заработанные за крышевание, Марте не хотелось. На счастье, помогли особенности Остзейского края. Недалеко от Виндавы (то есть окружённая Курляндией) находилась "территория иной юрисдикции" - Пилтенский епископат. Подчинённый ранее Датской короне, а потом проданный лично Польскому королю. И вот в этом "заповеднике", жившем по польским законам, где "убить жида равно, что убить шляхтича", открывались пути обхода цеховых ограничений герцогства.  Марта самолично явилась на тамошний кагал и предложила публике поиметь гешефт от переработки имеющейся у неё пушнины.

Зная свою "железную фрау", даже воображения не напрягая, догадался, что торговались "как жиды, за каждый шейкель". Но в искусстве переговоров между профессионалами, проигрывает не тот, кто менее красноречив, а тот, кому нужно больше. Отхватить же госзаказ таких объемов Пилтенским евреям ну очень хотелось. А то вдруг в том же Динабурге или Биржах кагалы попокладистей окажутся? И тогда гешефт достался другим! Своё же ведь и с того самого гонористого шляхтича содрать возможно, соболью иль бобровую шапку ему втридорога продав. Жаль, конечно, что не удаётся с этой упёртой немкой, вкусняшку "чистой" торговли от "нечистой" выделки отделить. Но только евреи ради выгоды способны добровольно любую вонь терпеть и дело делать при этом качественно.
  Мне же качественно требовалось за тысячу вёрст свою часть семейного бизнеса налаживать. Ленточную пилораму развернули споро, и соляры не щадя распустили на брус и доску заготовленный намедни дуб. Потом из образовавшегося не гниющего горбыля и частично делового пиловочника соорудили на речке запруду с мельничным колесом и, подсоединив к нему генератор, вновь поставили дизелёк на консервацию.

Для дальнейшей производственной деятельности Рихарду более инженер (в моём лице) не требовался, и Главный распорядитель работ Казанского Адмиралтейства (в его лице) милостиво отпустил меня на воссоединение с семейством, попутно загрузив отпускника "дембельским аккордом" - разрешением массы "проблемок" (железо, парусина, канаты и т.д.). До столичной Москвы добрался благополучно и без приключений с попутным торговым караваном. Неожиданно вновь оказался во дворец приглашён, а "поклониться царю" в этот раз нечем оказывалось. Хорошо хоть, что казанские медник да стеклодув по моим эскизам вполне приличную керосиновую лампу "летучая мышь" сотворили. Отрывая от сердца осветительный прибор, понёс его, да бурдюк с горючкой  царю в подарок.
  Лишним подношение, разумеется, не было, но в этот раз обойтись и без него было возможно. Нужен был я сам. Ибо "моему" толмачу - Ване Юшкову, по прибытии в Приказ, спрос учинили о всех перипетиях пути. И выводы сделали, государю доведя. Положительные! А правильнее сказать - капитан я фартовый, с головой дружащий и трудностей не страшащийся. Ну и некоторыми ништяками к тому же обладающий.  А с таким и подружиться потеснее не грех, да и к советам его в этот раз прислушаться повнимательней.
  Запираться было глупо, ибо "не ври царю", сидело во мне со времён просмотра культового "Иван Васильевича...". Да и не вредно было на этой части затеваемого нового "Шёлкового пути" государственное покровительство заиметь. Про преференции, полученные голштинцами я, разумеется, знал. Как знал и то, что из сырой сосны они уже в Нижнем во всю галеру рубят. Знал из книжки и печальную судьбу "Фредерика", да и всей затеянной курфюстом компании. Весь пар ушёл в свисток (хоть и было того немало).  Потому о конкурентах отзывался достойно и с уважением - о мёртвых (в скором будущем) либо хорошо, либо ничего. Своё "благородство" прикрывая правилами честной конкуренции и прочей подобной лабуды.
  Сознавшись, что в компаньонах имею так же и российских подданных, добавил, что и весь плавсостав только из русских набирать намерен, а в последствии и русских корабелов взрастить.
 Обнаглев, даже государю в бизнесе поучаствовать предложив.

  Торг и в этом случае у нас получился очень долгий, "за каждый шекель", с аргументацией и мАтивированием. Но гр. Романов М.Ф. в итоге становился держателем солидного пакета акций затеваемого ОАО. Флот которого состоять будет из дюжины судов класса река-море, сработанных не "на скорую руку" и не "из того, что было". Плавсостав, хоть и состоять будет на содержании компании, но числиться станет государевым морским служивым людом, как собственно и сам флот - то же государевым(с соответствующим флагом и гюйсом).
  "Обрадовал" царя я тем, что "вода"  является только частью логистической цепочки, и "Рижскому шоссе" внимания потребуется уделить не меньше. Очистив округу от шпыней и прочего криминального элемента. Создав условия для образования сервисных пунктов для пополнения сил гуж. Транспорта (постоялых дворов, хотя бы через каждые пятьдесят верст). Ну и самое сладкое - помимо основных фондов, потребуются вложения и в оборотные средства, не уступающие предыдущим.
  На счастье, свежий ясак из Сибири подошёл, так что предложено и в этот раз мне было мехами долю получить. Выделив рухляди ещё на 10 тысяч целковых. Вопросы "по мелочи" - железо, канаты и т.п. решались теперь автоматически.