Немного ретро. Потьма. Мордовия. Ч-5

Алла Курмаева
  Глава 9. Гражданка начальница

В начале лета курсанты уехали. Лиля теперь тоже ждала писем от жениха, надеясь, что он через год  вернется. Когда она получила от него первое письмо, Алиса  почувствовала себя обманутой: молчание ее Володи продолжалось. Сквозь обиду донеслись успокаивающие слова Лили, звучавшие в унисон с собственными мыслями:
 - Ведь ты ничего плохого не сделала. Ну на аттракционе покаталась, ну посмеялась… Разве это измена?
 Неожиданно Алисе пришло письмо от ее друга детства Виталия, в это время он служил в армии. В письме Виталий вспоминал их детство, походы в лес большой компанией. И как они упали на велосипеде, когда он хотел прокатить Алису на раме. Она тогда сильно расшибла щиколотку, и он ей привязал подорожник. Еще он написал, что в ноябре заканчивает служить, и если она не возражает, то  приедет к ней в Мордовию… Алиса отправила ответное письмо Виталию, но к себе не пригласила…
 Однажды общительная Лиля познакомилась в магазине с местной девушкой, приехавшей на каникулы к маме. Звали ее Инесса, училась она в Саранском университете, и казалась белой вороной, случайно попавшую в компанию местных ребят. Лиля пригласила девушку в гости в общежитие. Оказалось, что Инесса училась в одном классе с Володей, женихом Алисы. Через несколько дней Инесса пригласила Лилю и Алису к себе. Жили они с мамой в доме барачного типа на четыре семьи. В таких домах в поселке проживали семьи осужденных или бесконвойных поселенцев. Отец Инессы когда-то был осужден по 58 статье, много лет провел здесь в заключении. А жена с дочерью переехали сюда из Москвы, чтобы быть к нему поближе. К сожалению, несколько лет назад он умер, так и не успев узнать о своей реабилитации. Инесса с матерью остались жить в поселке, ухаживали за его могилой. В доме их царил бытовой аскетизм: практически никакой мебели, только- самое необходимое. Ни милых безделушек, ни салфеток, обычно присутствующих даже в бедных деревенских домах. Зато очень много книг, все пространство было заполнено только ими. Судьба оказалась к семье Инессе жестокой, слушать об этом было  больно, и подруги вдруг почувствовали  труднообъяснимое чувство вины. Однако, по мере удаления от дома Инессы, их возникшие сомнения по поводу существующего порядка и справедливости, начали рассеиваться. Юные подруги были истинными дочерьми своей Родины, хотя бы потому, что верили в идеалы и были наивно честны. Как впрочем, как и многие из тех, кого они знали. И не их вина, что они видели вещи именно такими, какими хотели бы видеть.
 Летом на зоне около цеха, где работала Алиса, началась стройка.
 Начальство лаготделения решило возвести новый швейный цех. Перед началом стройки, внутри зоны сделали еще одну- внутреннюю: для рабочих мужских  бригад из соседнего лагпункта. Поставили двойное заграждение. Но разве это поможет?
 Природа брала свое. Даже двойное ограждение не могло остановить женщин, лишенных общения с мужчинами на долгие сроки. Как только впервые прибыли мужчины- заключенные: они разгружали стройматериалы, копали котлован, начался полный переполох! Никто из женщин не хотел работать, все стремились подойти к  ограждению. Женщины парили в мечтах о любви в лице прибывших на стройку мужчин.
 Молодые девушки, выбирая себе «кавалера», кокетничали со всеми подряд, передавали записочки. А потрепанные жизнью женщины, пытаясь завязать знакомства, вели себя дерзко и развязно. Они отвлекали мужчин от работы, выкрикивая пошлости. Мастерам и начальникам цехов было не до шуток, почти каждый день- невыполнение плана выпуска продукции. В хорошую погоду большинство женщин находились на улице, наблюдая за работой мужчин. Для этого любыми путями швеи –мотористки старались сломать швейную машину: запутать челнок, открутить где-нибудь винтик, разладить строчку. Механики не выдерживали такого безобразия, переходили на ругань со швеями, на эмоциях выдавали всю информацию и подробности  их судимостей. Слушать такое было жутковато. Все это продолжалось до осени.
 Тем временем жизнь в поселке шла своим чередом. Заканчивался последний месяц лета. По поселку прошел слух, что приехал Володя, жених Алисы. Прошел год с их расставания. Алиса несколько раз подходила к окну, в надежде увидеть, как над кустами замаячит знакомая фуражка. Но Володя так и не появился. Лишь в ночной тишине раздавались звуки гармошки, на которой играл старший брат Володи. Непрошеные мысли мешали сну девушки.
  На следующий день Алиса и Володя тоже не встретилась. А вечером от знакомых она узнала, что Володя с родными уехал в Сызрань. Истоки его семьи были из этого старинного русского городка на Волге, там жили их родственники. Через пару дней все вернулись, кроме Володи. Опять до нее донеслись слухи, теперь- о его задержке в Сызрани: то ли перепил, то ли остался порыбачить… Через неделю он вернулся, и сразу явился к Алисе. Она была дома одна, но разговор их совершенно не клеился: оба были обижены, у каждого были претензии, а оправданий не прозвучало ни с одной стороны. С работы вернулась Лиля, и Володя ушел ни с чем.
 –Держись гордо,- поддержала подругу Лиля, и взглянула на расстроенную Алису, как бы убеждаясь, правильно ли она сказала. Алиса задумчиво водила пальцем по стертому узору старой клеенки на столе и тихо произнесла:- Когда он был здесь  меня охватила обида, а теперь он ушел- тоже нет никакого покоя… 
Почувствовав обостренность ее чувств, Лиля  пообещала:
 –Я помогу вам помириться.
 На следующий день на работе произошло неожиданное событие. Из-за затеянной на зоне стройки стало неудобно ходить в отдел главного механика: нужно идти не напрямую, а в обход. Сначала достаточно долго по узкой дорожке вдоль ограждения, а потом повернуть за угол. Вот на этой тропинке, не дойдя до крылечка здания, Алиса неожиданно увидела ежа, вернее ежиху. За ней ковыляли, переваливаясь, два ежонка. Девушка присела на корточки, спиной к ограждению, и умиляясь, заговорила с ежатами: - Какие вы хорошенькие, Фомка да Томка, и куда вы так спешите?
 Тут она увидела еще одного колючего малыша, с трудом вылезающего из высокой травы.
 – А это еще что за Пупочек? Отстал от своих? –рассмеялась Алиса. Девушка все еще по-детски разговаривала с лесной семейкой, как вдруг услышала откуда-то сверху, над головой  слова, адресованные ей:- Гражданка начальница! Это они ко мне идут…
От этого обращения Алиса окаменела и не могла подняться. Будто колесница проскакала над ней. Ведь за полтора года работы к ней никто так не обращался, и потом, эта интонация ей показалась особенной и, одновременно, такой знакомой…
 -Это было сказано точно так же, как тогда, в техникуме… Боже мой! Неужели Витек?- пронеслось у нее в голове. Алиса взяла себя в руки, медленно поднялась и повернулась. За оградой стоял незнакомый парень. Раскинув руки, парень держался за колючую проволоку, как будто боялся упасть. Девушка напряженно искала на пыльном и осунувшемся лице знакомые черты.
-Миша Носов?- наконец узнала она. Это был закадычный друг Виктора, когда-то они все вместе учились в техникуме. Михаил простовато усмехнулся над ее смущением:
 - Вот это встреча, Алиска! Гражданка начальница!
 Их разделял метр земли и два ряда ограждения. Алиса тоже ухватилась за проволоку, и от наступившего волнения не очень внятно произнесла:- За что тебя, Миша? Повисла пауза. Михаил опустил голову и нехотя выдавил: -Да по пьяни, за драку… Девушка с жалостью посмотрела на его худенькую фигуру:- А он действительно похож на воробушка, как называл его Витя…
 - О Викторе что- нибудь знаешь?- вопрос Алиса задала явно необдуманно и, осознав это, тут же покраснела. Парень ковырнул носком ботинка сухую землю и не ответил.
 – А ты ему нравилась…- через какое-то время вымолвил он, прервав свои мысли. Девушка вздрогнула, сердце ее сжалось.
 Вдруг Алиса встрепенулась:– Миша, мне ведь нельзя с тобой разговаривать, будут неприятности… Парень соглашаясь кивнул, но поинтересовался:- Ты не вышла замуж?
 –Пока нет,- ответ ее прозвучал как вздох. Она оглянулась и, увидев, что на крыльцо вышли Петр Ильич и Коля, быстро побежала в мастерскую. На счастье там никого не было, и из-за шторы она долго смотрела на Михаила. Он возвратился на стройку, нагнув голову и заплетая ноги, забыв про ежей. Да, нечасто бывают такие встречи! -Эх, Миша, Миша! И что же ты наделал?!- от подступившей горечи слова ее вылетели вслух. В голове завертелось, как заезженная пластинка :
  Ехал шпиндель через шпульку,
  Видит шпиндель в шпульке нить…
Моментально ей придумалось окончание:
 -Захотелось не на шутку
  Эту нитку закрутить...
 Алиса унеслась в прошлое, забыла, где находится. Если бы Витек меня любил тогда, то было бы все по-другому...Сейчас, думаю, он уже главным механиком фабрики стал в родном городе. Да и женат, наверняка, давно...-размышляла  она. Словно желая возместить нанесенный ей моральный ущерб, Алиса прибавила:- А теперь я встретила Володю!
  Девушка прервала воспоминания и  посмотрела на последние полтора года своей жизни уже другими глазами. В этот момент Алиса поняла, что именно здесь у нее появилась реальная, а не призрачная любовь. Теперь встреча с Володей приобрела какое-то особенное значение, все связалось в судьбоносный узел.
 Скрипнула дверь. В мастерскую вошли Петр и Ильич и Николай. Алисе показалось, что Петр Ильич посмотрел на нее осуждающе. И она, дождавшись, когда Коля отойдет подальше, с грустью объяснила:- Миша Носов. Училась я с ним в техникуме. Затем, точно оправдывая его, произнесла:- Он здесь за пьяную драку. 
 Петр Ильич промолчал. И к этому разговору они больше не возвращались. Стоявший к ним спиной Николай перебирал инструменты, но разговор их слышал. Пытаясь запомнить, про себя он несколько раз повторил:- Михаил Носов.
 В общежитии Лиля встретила Алису с новостью:- Приходил Володя, сказал, что придет вечером. А я картошку с тушенкой сварила и свежий чай заварила! Буду вас кормить...И мирить!
  Алиса решила не говорить Лиле о встрече с Мишей, она еще сама не переварила ее в своей голове. Сейчас девушку волновала встреча с Володей. Он пришел под вечер, когда все свободные от работы девчата собрались поболтать на скамеечке у общежития. В это вечер Алиса и Володя помирились и поняли, что отныне они - одно целое. Впереди было два дня выходных, в эти  дни они решили ехать на Явас– подать в Загс заявление. Начался уже сентябрь, но погода стояла теплая и солнечная, почти летняя. Вдыхая пряное колдовство сентябрьских сумерек, вдвоем они сходили на почту, дали две телеграммы. Алиса- родителям, чтобы срочно приехали, а Володя- другу с просьбой выслать денег.
  Молодая сотрудница ЗАГСа, оказавшаяся одноклассницей Володи, расписала их сразу- в один день. Лиля с подругами организовали праздничную встречу молодоженов у теплушки. С цветами. На следующий день вечером приехали родители. Свадьба была очень скромной. Всем запомнился только огромный арбуз, который привез папа Алисы. Для этих краев он был редкостью, до этого его мало кто не только пробовал, но и видел. Отпуск у молодого лейтенанта подходил к концу и через день, пригласив мать Володи, они впятером уехали в родной город девушки. Там образование новой семьи отметили в кругу родных. Оттуда Володя сразу отбыл к месту службы. Туда же отправили отдельным багажом приданое: швейную машинку, да приемник с пластинками. А молодая жена вернулась в Потьму, вернее в поселок, где работала: оформить увольнение и распрощаться с Лилей и друзьями. 
 Носова на зоне она больше не видела. Расставаясь с близкой подругой, Алиса поплакала. Она еще не знала, что не пройдет и года, как Лиля выйдет замуж за своего курсанта, и тоже уедет. На  север страны.
 Перед отъездом Алиса зашла попрощаться с сослуживцами в мастерскую. Туда же от дежурного спешил и Коля. Сквозь шипение и треск телефонной линии он недавно  услышал от двоюродного брата важное: -Да по «воровской» статье твой Михаил Носов сидит. Училкино пальто украл с дружком.
 Николай открыл дверь мастерской и злорадно ухмыльнулся:- Сейчас я Алиске все выдам! Краля- недотрога какая, а с жуликами дружбу водит!
  Но приготовленные слова Коля сказать не успел, Алиса его опередила. Она протянула ему свою знаменитую книгу о швейном оборудовании и с улыбкой пояснила: -Теперь тебе она нужней.
 По лицу Николая пробежала тень, пальцы нервно забарабанили по подаренной книге.
 Алиса  немного встревожилась:- Что-то случилось? Раздумывая, он молча поглазел по сторонам, не глядя на девушку. В ответ, прижав к себе книгу, Коля сумел произнести лишь бессмысленные слова:- Пиши нам, Алиса…
 Алиса махнула всем на прощание рукой и засмеялась. Юность без счастливого смеха невозможна. Впрочем, как и без горьких слез. Окинув прощальным взором зону, девушка  зашагала прочь легкой походкой.  Алиса спешила на поезд, который будто специально был создан, для ее путешествия по пути под названием "жизнь".