Судьба Иоганна - часть 25

Наталья Соловьева 2
Глава 52

На чудо я даже не надеялся! Дальше произошло нечто необъяснимое! Совершенно неожиданно раздался голос замполита, который бежал.
- Стойте! Стойте!!! – он махал руками изо всех сил. - Подождите… не стреляйте!
Солдаты опустили оружие.
- В чем дело? – спросил мой дядя.
- Товарищ майор, подождите!- он говорил запыхавшись. - Мне надо поговорить с вами.
- О чем? Какого черта вы вмешиваетесь?
- С вами хотел еще поговорить командир дивизии.
- Прямо сейчас? Это так срочно?
- Срочно товарищ майор.
- Подождите. Я скоро вернусь. Сергей, ты остаешься здесь, с двумя конвойными, без меня ничего не предпринимать! – сказал майор. Оставив меня с кузеном и двумя конвойными, он уехал.

Повисло долгое молчание…
- Курить будешь? – Сергей протянул сигарету. Слышишь? Не молчи… Повезло же тебе! Может все обойдется?
- И что? Мне все равно… Лучше бы расстреляли…
- Ты точно, что ли сбрендил?
- А зачем мне эта жизнь? Кому я нужен? Да и ты меня ненавидишь…
- Ненавижу? Мне тоже так казалось, а теперь даже не знаю… Надо же! Фриц какой-то моим братом двоюродным оказался! Я даже представить себе такого не мог в страшном сне!
- Я тоже не думал, что все так получится… Прости…
- Да… Чем только черт не шутит… Знаешь, а ты
не такой уж конченый. Есть в тебе нечто…
- Спасибо! – сказал я с горькой усмешкой. - Утешил…
- Ну… раз уж ты мой родственник, расскажи мне лучше про деда, про бабку…
- А что рассказывать? Дед всю жизнь советскую власть проклинал, до последнего вздоха… Бабка все дочь свою
вспоминала, Татьяну и увидеть ее не могла. Я жил у них в Польше, они меня воспитали. И деда и бабку я очень любил…и они меня очень любили. И русский я от бабушки знаю, она меня научила… А когда они умерли, мне пришлось уехать к маме, в Германию… Учился на журналиста… Ты же дело изучал, все знаешь…
- А власть советскую, ты тоже как дед ненавидишь?
- Да далась она мне… Мне и свою власть любить не за что. Я этих нацистов, даже больше коммунистов ненавижу. Отчим меня в гестапо сдал, за то, что в партию вступать не захотел. Да и рот затыкали так, что честному журналисту работать нельзя… Думаешь, воевать я хотел? Оно мне надо? Мне выбора не оставили…
Да ну их…
- А женщины? Как у тебя с ними. Жена есть? Подруга?
- Была у меня жена – умерла. До сих пор забыть её не могу,… дочка осталась. В санчасть здесь попал, там такая медсестра! Ангел! Чудом живой остался, если бы не доктор и не эта Катя… Но…все равно мне надеяться не на что…
- Не повезло тебе с ними…
- Да…

Тем временем, в штабе дивизии шел оживленный спор.

- Вы что, хотите его расстрелять? – спросил Слышкин.
- Да, решение принято и оно окончательно. Я уже подписал приговор, - сказал Апраксин.
- Подписали приговор?
- Он отказался с нами сотрудничать.
- Постойте, как отказался? – вмешался замполит. - Это неправда, я сам лично разговаривал с ним, проводил беседу, и он со мной соглашался. Соглашался сотрудничать! Он даже перейти хотел на нашу сторону с оружием в руках. Зачем его расстреливать? А если это так, почему бы ему не позволить? В Сибирь его сослать или под пули подставить, не все ли равно, как он погибнет? Какая разница? Скоро и так пекло начнется, что многим не уцелеть. Оставьте его в покое!
- Я тоже лично беседовал с ним, проводил агитацию, – вступился Джанджгава. -  Он даже карикатуры мне здесь рисовал на свое руководство. Павел Григорьевич, вы допрашивали пленного?
- Да на допросе он рассказал все, что знает, показания давал охотно. Все полученные нами сведения проверены, все - правда.
- Меня не волнует. Развели здесь черти что! Вы что, сочувствуете и испытываете жалость к врагам? Я могу сообщить своему начальству, загремите под трибунал.
- А вы нас не пугайте, я сам начальству вашему позвоню и узнаю, какие он давал вам распоряжения, – ответил комдив.
- Товарищ капитан, - обратился замполит к капитану НКВД. - Вы можете подтвердить, что в результате вашей беседы с пленным, он действительно отказался с нами сотрудничать? Почему вы молчите?
-  Извините, Александр Петрович, но при мне вы действительно не спрашивали пленного о том, согласен ли он, сотрудничать с нами, ваше решение подписать ему приговор было авторитарным. А полковник, между прочим, по-моему, давал вам совсем другие указания - расстреливать пленного только в случае категорического отказа.
- Что съели? – сказал Слышкин. - Выходит, занимаетесь самоуправством. Мне позвонить вашему начальству?
- Ну, вы у меня еще получите!
- Интересно? Это мы еще посмотрим! Я в точности выполняю  все указания и не хочу из-за вас получать по шее, – сказал капитан НКВД.
- Немцы вербуют наших пленных сплошь и рядом! А мы не можем действовать теми же методами? Поймите, у нас и так с переводчиками с немецкого проблема, их и так не хватает, каждый хороший специалист на вес золота. Нельзя же так кидаться! Этот шпана три языка в совершенстве знает! А вы? Его же можно запросто на задания посылать, комар носа не подточит, хоть проводником использовать. Да мало ли, что можно придумать! Какая разница, если это пойдет нам на пользу? Цель оправдывает средства. Вам бы только расстреливать сразу! Наш доктор и так его после ранения еле выходил, - вновь вступился полковник.
- А если он снова к немцам сбежит?
- Я его хорошо изучил, не похож он на идиота, он теперь своих, как черт ладана боится. В любом случае, немцы ему не поверят, посчитают, что его специально подкинули, а все что он скажет - дезинформация. Ему прямая дорога в гестапо и расстрел, - ответил Савинов.
- Черт! – психанул майор. - Хрен с вами со всеми. Но запомните, что лично за все отвечаете! Ясно?

С Сергеем мы разговорились, и даже, как ни странно нашли общий язык!
Я рассказал про деда, про бабку, мы обсудили несколько теми и даже дошли до анекдотов… Вдруг, внезапно я вспомнил!
- Оййй…! У меня же день рождения сегодня! Сто грамм бы, шнапса…
- Неее… Водки! И на бруденшафт…

Мы снова рассмеялись и не заметили, как подъехала машина.
- Что это? Я вижу, вы уже сдружились, я так понимаю,… - услышал я голос дяди. - Братцы… анекдоты вместе травите? И про кого?

От неожиданности мы оба замолчали.
- Ну, вот… все… - посмотрел я на лейтенанта… - Прости…
- Батя, а он оказывается, парень веселый… ну потравили мы анекдоты про любовь, про то, про се… Ну, какой он ариец? Бабкина кровь его испортила. Да и здесь, поди, в санчасти еще всю кровь арийскую спустили…
-  Дурак я… Долго мне еще ждать? – спросил я.
- Чего ждать? – спросил майор.
- Расстрел. Помирать так с музыкой!
- Расстрел отменяется, - сказал дядя. - Считайте, что вам повезло. Пойдете вот с этим капитаном, - он указал на замполита.
Тут мне снова стало дурно. Голова закружилась, а земля уплыла из-под ног. Я резко побледнел и осел. Очнулся от того, что прыскали водой мне в лицо.
- Оййй… мороки же мне с этим племянничком… Парода эта Новацкая дурная… голубых польских кровей… паны… ети ж! – майор дал мне воды. - Пей… давай, давай… еще глоток… Поднимайся. Сейчас тебя в часть отведут, до особого распоряжения. Там решим, что с тобой делать.
Но я ничего не соображал, и все плыло как в тумане.
-  Зачем? Зачем?!! Нет, я не хочу никуда идти… Оставьте меня… Дайте мне умереть!!! Оставьте меня!!! Аааа… - со мной вдруг случилась истерика, нервный срыв.

Кое-как меня отвели в то же самое помещение и оставили там, чтобы я опомнился. Потом пришли Катя и доктор, что-то говорили, но я мало что понимал. Меня заставили выпить спиртного, и я уснул…

Позже снова зашел замполит.
- Извини, конечно, что так получилось. Я не мог все проконтролировать, некоторые вещи от меня не зависят. Это я вас спас, сделал для вас все возможное.
- Зачем? Лучше бы меня расстреляли.
- Зачем же так?
- Не надо было меня выручать. Что за барские замашки? То казнят, то опять милуют. Я устал! Я больше так не могу, понимаете? Зачем меня мучить? Я все вам рассказал, согласился сотрудничать с вами. Что еще нужно? Я же вам поверил. А вы? Я думал, что хуже, чем в гестапо уже не будет. Всю жизнь сломали, обломали как ветку!
- Я все понимаю. Когда вы мне все рассказали, я вам тоже поверил, иначе не стал бы вас выручать. Если бы вы знали, чего мне это стоило! Думаете, все было так просто?
- Давно бы в плен сдался, сам бы пришел! Я же боялся. Выходит не зря? Вот идиот. Дурак! Так мне и надо.

Глава 53

Татьяна вернулась домой.
- Дочка, Галина!
- Не плачь мамочка, не плачь! Что случилось?
- Беда доченька! Я даже не знаю, как все рассказать. Как тебе все объяснить.
- Расскажи все по порядку.
- Господи! Надо же такому случиться! Нет, этого не может быть! Не может быть! Так не бывает! Какое-то дурацкое совпадение, стечение обстоятельств. Сестра моя, знаешь? Мария.
- Это тетя моя, о которой ты говорила и с которой ты очень давно не встречалась?
- Да. Она же оказывается в Германию уехала, там жила… Но это еще не все. Оказывается у нее и сын еще есть!
- Что? Не может быть! Мамочка… он же брат тогда мой двоюродный. И что?
- Он воевал на стороне немецких войск, а теперь в плен попал…
- Он в плену?! И что теперь будет?
- Не знаю. Ранен он, сейчас в санчасти одной из наших воинских частей. В НКВД, мне досье на него показали, фотографию, которую у него нашли. Там с солдатом каким-то немецким…
- Так ты даже фотографию видала? И какой он?
- Парень, обычный,… молодой, лет двадцати, и на вид симпатичный. Такой же, как наш Сережка. Хотя,… наверное, не очень похожи. Он на сестру мою больше похож… даже очень, мне так показалось. Мне бы его увидеть. Может, он хоть что-нибудь  мне о ней рассказал. Господи!
- А ты не спрашивала можно ли тебе его увидеть?
- Нет, мне этого не дадут, сказали, что нельзя. Полковник меня обо всем расспрашивал: не переписывалась ли я с ними? Что я о них знаю?
- А ты что?
- Я сказала, что ничего о них не знаю. Ведь это правда! Твой брат, наверное, тоже, еще ничего об этом не знает. Как же мне Сережке обо всем рассказать?

Полдня Татьяна томилась в нервном ожидании. В голове все смешалось…
- Мама! Мама! Сережка с отцом приехали!!
- О Господи! – она сорвалась с места. - Саша! Саша! Что? Я все знаю! Все знаю! Что с ним? Вы его убили? Убили? Саша-а-а-а!!! Ну, скажи же что-нибудь, не молчи!
- Да жив он! Жив! Живой твой племянник… Хотел я его… Но!
- Господи! Слава Богу… - тетя вздохнула с облегчением. - Как он?
- Нормально… Все с ним в порядке. И, велел тебе записку передать. На… - он передал записку жене.

В записке были адреса ее сестры в Германии и брата в Польше, а внизу приписано: Дорогая Тетя Таня, я так долго вас искал! Мама очень хотела вас видеть. Очень надеюсь, что когда-нибудь вы встретитесь. Простите меня, если сможете. Ваш племянник.
На глаза Татьяны набежали слезы. Сколько лет она ничего не знала о своих родных и близких!

- И еще мама, - сказал Сергей, - он подарил мне одну вещь – это семейная реликвия, перстень нашего деда. Узнаешь?

Взяв перстень из рук сына, она побледнела и едва не лишилась чувств!
- Мама! Мамочка! Ты только не волнуйся! Сережа воды!!!

Это был тот самый, перстень ее отца, который она отлично помнила, и сомнений в этом не было.

- Он велел передать, что Мария - твоя сестра, жива и очень хотела тебя видеть. Дед и бабушка умерли… Брат твой остался в Польше и о нем он ничего больше не знает. Это все. Просил у тебя прощения.
- Бедная Мария! Она, наверное, не знает, что с ее сыном. А что с ним будет? Саша…
- Он согласился сотрудничать с нами, и возможно окажет нам помощь. Я надеюсь, что ему можно доверять. 
- Я лично с ним разговаривал. И поначалу даже хуже о нем думал. Оказалось, что парень вполне порядочный, если можно так сказать, анекдоты рассказывал, – сказал Сергей.
- А еще он похож на свою мать, Марию…
- Я не верю, что моя сестра могла воспитать плохого сына. Не верю Саша! Не понимаю, как так случилось. Наверняка его заставили пойти в немецкую армию, в этот вермахт.
- У него по рождению немецкое гражданство. По-другому быть не могло. Но в плен! Он мог раньше сдаться в плен. Неужели не было возможности?
- Значит, не было Саша. Что-то мешало ему это сделать. Ведь даже в плену его могли расстрелять. А может Сибири боялся? Бог знает, что им там говорили о русских, да и вашего НКВД бояться, как черти ладана.

Продолжение следует...
http://www.proza.ru/2014/06/19/641