Дедова песня

Заболоцкая Мария
Не пережив Миллениума, умер мой дед. Это было самое страшное, чего я всегда боялась. Сначала два года подряд деду ночами являлись призраки одних и тех же мужчины и женщины – он ночью просыпался, открывал глаза и наблюдал, как они медленно исчезали в воздухе – поднимались в потолок и растворялись. Или он открывал глаза и видел, как они сидят на его кровати. Когда они впервые появились в доме деда, он попал в больницу с инфарктом, выжил, они исчезли на какое-то время, и за два года до его ухода появились вновь. Однажды мы с мамой приехали к деду, и он ночью, так же проснувшись и поднявшись, увидел, как призрак стоит и смотрит на нас с мамой – спящих. Я испугалась. Мама привезла святую воду и окропила весь дом. На какое-то время призраки исчезли, потом появились снова.

…В том году я познакомилась с режиссером областного телевидения Галиной Михайловной Бибик – познакомилась по знакомству, самый лучший способ знакомиться. Галина Михайловна была профессионалом, каких мало. Придумывала такие передачи, которых до нее не было никогда на телевидении. Её идеи потом неоднократно перенимались даже московскими каналами. Она собирала под своё крыло и показывала на экране способную молодежь. У меня была своя авторская песня «Не тускнеют медали», посвященная деду и ветеранам в его лице. И к 22 июня (день начала войны и день рождения моего деда) мне сняли мой первый видеоклип на областном телевидении на эту песню:

Не тускнеют с годами медали,
Вновь на солнце они заблестят.
Пусть берёзы в безоблачной дали
О Победе поют и шумят.
Вместе вспомним друзей, что упали
На дорогах поры огневой,
Но Россию свою не отдали,
Хоть уже не вернулись домой.

Лейтенанты, наденьте погоны
И скажите солдатам своим,
Что и в эти нелегкие годы
Мы Россию свою отстоим.
Отстоим, как тогда отстояли,
Так велят серебро в волосах,
Золотые погоны, медали
И слеза в благородных глазах.

И припев:

Вновь весна у нас, и чуть старше стал взгляд,
А в морщинках глаз две слезинки горят,
Времени на миг остановлен бег.
Помнит обо всём русский человек.

Я позвонила деду, сказала ему смотреть областное телевидение в день его рождения. Дед забыл включить телевизор. Так мой музыкальный подарок по областному телевидению не был им увиден. В это лето 2000 года я зашла в центральный храм Кемерово и почему-то долго стояла около иконы, просила здоровья деду. Буквально через несколько дней деда ударило током, поднялось давление, вовремя приехала скорая. Возможно, моя молитва спасла на этот раз моего деда. А в ноябре, месяце моего рождения, за 2 недели до его смерти у меня пропал сон. Я ночами смотрела в потолок, ничего не понимая. Потом, после его смерти, поняла, что ему в это время там, в моем родном городе, было плохо, и это по невидимой ниточке-связи передавалось мне. Эта невидимая связь так и осталась.

Скорая помощь приехала к моему умирающему деду с пустым чемоданом, без лекарств, и не помогла ему. Потом врачи вызвали милицию и сдали дом с рук на руки. Милиция обворовала дом, перешагнув через моего деда-ветерана войны, только что закрывшего глаза. Застрелили собаку, которая лаяла и мешала выносить из дома украденное. Верный пёс умер в один день со своим старым хозяином. Соседи слышали выстрелы и наблюдали из окон, как милиция выносила из дома деда вещи, и кого было вызывать соседям в таком случае? Милицию? А те потом всё попытались свалить на соседей, среди которых - одни старики, построившие свои дома на этой улице сразу после войны и прожившие рядом дружно всю жизнь.

В тот год как раз по многочисленным жалобам населения приезжала московская комиссия с проверкой региона. Мой родной город проверяли целую неделю, по нему жалоб было больше всего. Дело моего деда вел хороший молодой следователь из главка тех лет - Влад. Мне даже пытались угрожать, чтобы я забрала заявление, Влад при мне звонил и унимал деятелей, угрозы прекратились. Всех троих, принимавших участие в воровстве, уволили. Сняли даже главного по городу руководителя этой структуры, так как большинство жалоб подтвердились, как и в случае с моим дедом. Мне сразу стало немного легче, как будто с души упал камень. Но позже выяснилось, что, как только комиссия уехала назад в Москву, снятого ею начальника устроили уже работать выше. Когда я узнала об этом и запросила архивы по случаю с моим дедом - оказалось, архивов той московской проверки нет, куда-то пропали. Просто как в романе булгаковском. Так мне пришлось защищать своего деда после его жизни - защищать его память, в благодарность за то, что когда-то он защищал страну в годы войны и выжил в ней, чтобы родилась я. От того времени остались у меня остались стихи:

Вспоминается светлое детство
В моём маленьком солнечном городе.
“Эх, дороги...” – мы пели вместе
С моим дедом, не старым и добрым.
Я любила смотреть закаты,
Но исчезла привычка эта...
Я теперь говорю “когда-то”
И люблю я смотреть рассветы.
Я на станции прежней выйду,
Возвратится светлое детство.
Вспомню я нашу с дедом песню.
“Эх, дороги!” Прошли через сердце...

На мой день рождения 11 числа дед обычно присылал мне подарок или деньги, чтоб я могла себе купить что-то в подарок от него. По какой-то злой иронии в том году деньги задержались и пришли в один день с известием о том, что он умер. Я получила их после и купила на эти деньги красивый чайный сервиз белорусского производства, как последний подарок от моего любимого деда-белоруса.

У деда были кошка и кот. Животные тогда метались по комнате, и у них в глазах была написана такая неживотная тоска! Они как будто понимали, что осиротели. Двоих я забрать не могла, забрала кота. Его звали Серый. Он ехал в моей дорожной сумке и всю дорогу шипел. Никогда никого к себе не подпускал – только деда. Когда я привезла кота, он месяц сидел, забившись в угол. Туда я ставила ему еду. Потом он стал осторожно выходить, поняв, что его не обидят. Он жил сам по себе, своей жизнью, но меня признал за хозяйку. Когда он заболел, я лечила его, ставила ему уколы. Через полгода мне пришлось поехать по делам. Я попросила приглядывать за ним мою маму. Когда я вернулась, кота не было. Мама объяснила, что «он пошел погулять и не вернулся». До этого годом раньше так же пошел погулять и не вернулся в моё отсутствие другой мой кот – рыжий, который прожил у меня с самого моего детства. Позже я поняла, что коты были просто выброшены моей мамой, приглядывающей за ними, на улицу. Именно после того, как пропал дедов кот, который был мне дорог как оставшийся на память от деда, через год я еще раз тяжело заболела. Я думала, что история с болезнью закончилась, что я пережила её. Но последовало продолжение. Я ведь не сделала главных выводов - почему я болею. Потому, что иду не по той дороге, не заметив "зеленого света" в 20 лет - приглашения в Москву в Гнесинку.

Сайт Звёзды Сибири www.sibstars.biz