О российских видах спорта и не только

Виктор Байгужаков
1. В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ

С большим интересом прочитал толковую и содержательную статью Юрия Полякова «Лезгинка на лобном месте» («ЛГ», № 4-2011 г.). Во многом с её положениями согласен. Если и есть у меня какие-то возражения по тексту, то это мелочь, которой можно пренебречь. Другое дело, что я не стал бы сводить всю проблему межнациональных отношений только к теме «Писатель и ТВ», хотя она несомненна важна и всё, что говорит автор, в целом, справедливо. Литература и, тем более, язык - существенная часть любой национальной культуры, однако, не единственная. К сожалению, как в массовом сознании, так и на бюрократическом уровне, сложилось стойкое убеждение, что понятия «Культура» и «Искусство» - синонимы, хотя это не совсем так. Реально же культура гораздо шире, ибо согласно известному определению, «… это то, что создано человеком в отличие от того, что создано природой».
Приведу типичный пример. Дерево, которое выросло в лесу, это природа, а стул, сделанный из этого же дерева – это уже культура, в данном случае, материальная. Если же древесину переработать и превратить в бумагу, на которой будет написана и издана книга – это уже духовная культура. Фактически к духовной культуре имеет отношение и такое явление, как «спорт», хотя бы тот же футбол. Напомню, что именно «околофутбольные страсти» привели к известным событиям на Манежной площади. Речь, впрочем, не об этом. Я хочу поговорить об иной проблеме. Очевидно, не один я слышал разговоры о том, что победа российских футболистов на Чемпионате мира или хотя бы Европы может стать нашей «Национальной идеей». Конечно, я ничего не имею против самой победы, но смею напомнить, что футбол – это английская по происхождению игра. В связи с этим возникает вполне естественный вопрос, а как развиваются в России отечественные виды спорта?
Для начала надо понять, какие ВС. являются «исконно русскими» и вообще, российскими. Чтобы выяснить это, обратимся к Всероссийскому реестру видов спорта. Благодаря этому документу мы узнаем, что общее число ВС., официально признанных в нашей стране – 159, из которых «национальными» являются всего 5 и ещё 10 видов развиваются только в Российской Федерации. Исходя из Положения по ВРВС (Приложение № 2 к Приказу Руководителя федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму № 273 от 28.09.2004 года), выясняем, что «Национальный вид спорта — вид спорта, исторически сложившийся в этнически однородной группе населения, компактно проживающей на территории субъекта РФ, имеющий прикладную направленность и признанный органом исполнительной власти субъекта РФ в области физической культуры». Назову все существующие у нас НВС: керешу, пейнтбол, якутские национальные прыжки, хапсагай, мас-реслинг.
Много ли мы знаем о развитии этих видов спорта? Думаю, не очень. Скорее всего, большинство читателей и названий таких не слышали, кроме разве что пейнбола. Это, можно сказать, современный вариант известной в советское время пионерской игры «Зарница», только не для детей, а для взрослых. Об остальных ВС. придётся рассказать подробнее. Керешу – это чувашская национальная борьба, воссозданная благодаря стараниям сотрудника безопасности ЧГУ Николая Петрова и начавшая своё возрождение по инициативе Главы Чувашии Николая Фёдорова. Сейчас этим видом спорта занимается в республике около 10 тысяч человек. Мас–реслинг, хапсагай и якутские прыжки – национальные ВС. Якутии. Но ведь, кроме чувашей и якутов, в России проживает более 100 этносов. Разве у них нет своих видов спорта? Разумеется, есть.
Об этом я скажу чуть позже. Пока же поговорим о других ВС., которые входят в категорию видов, развивающихся только в Российской Федерации, а в остальном мире – нет. Их - 11. Это не значит, что все они отечественного происхождения. Так, например, американский футбол и восточное боевое единоборство (в него входят такие спортивные дисциплины, как вьет во дао, кобудо, кудо, сётокан-кумите, сётокан-ката, сито-рю и сито-рю-ката) – явно иностранные. Вряд ли можно отнести к российским и такие виды, как скейбординг и фитнес-аэробика. Футбол слепых и комплексное единоборство – это ВС., которыми занимаются инвалиды, а служебное собаководство – вид, так сказать, не человеческий. Что же остаётся «в чистом остатке»? Городки (городошный спорт), русская лапта, рукопашный бой («русский стиль») и северное многоборье (в соревнованиях по СМ.
участвуют представители коренных народов Севера). Добавим эти 4 вида к 5 национальным и получим «целых» 9 ВС. (из 159, которые входят во Всероссийский реестр).
Это, конечно, не все виды спорта отечественного происхождения. Сюда, видимо, можно добавить, гиревой спорт, самбо, некоторые разновидности русского лузного бильярда, и, возможно, перетягивание каната. Также можно будет назвать татарскую борьбу «Татарча корэш», некоторые алтайские и бурятские ВС., но, ни один из этих видов, не имеет официального статуса. К сожалению, по других этносам у меня информации нет. Но, в общем-то, имеющейся, вполне достаточно, чтобы понять, что уровень развития российских ВС. существенно уступает развитию многих иностранных. Причём, объясняется эта ситуация довольно просто. У нас в стране активно популяризируются Олимпийские ВС. и чуть хуже международные ВС., признанные МОК, а до остальных у российских чиновников «руки не доходят». Хотя меня, например, подобное положение дел ничуть не удивляет.
Удивительнее другое. В Российской Федерации существует так называемый Комитет национальных и неолимпийских видов спорта, а также Ассоциация мультиспорта России. Задачи обеих Организаций фактически совпадают, да и совпадение по развиваемым в рамках КННВС и АМСР ВС. составляет примерно треть. По остальным видам наблюдается расхождение позиций. Меня, однако, интересует другой вопрос, а именно: Какие российские ВС. развивают вышеназванные структуры? Из имеющегося у нас списка под эгидой КННВС не культивируется ни один из видов спорта нерусских народов России, а из русских видов «повезло» только русской лапте. Деятельность АМСР более продуктивна: эта организация стремиться развивать аж 3 национальных вида спорта: городошный спорт, мас-реслинг, татарча корэш. Обе структуры признают бильярд, гиревой спорт, перетягивание каната и самбо (в КННВС - боевое самбо). Увы, ни в одном из списков я не нашёл, ни керешу, ни хапсагай, ни якутских прыжков, ни каких-либо других НВС, входящих в национальные культуры тех или иных этносов нашей страны, зато от иностранных рябит в глазах: боулинг, джиу-джитсу, кикбоксинг и т.д.). Думаю, выводы любой из читателей сможет сделать сам.

2. ИСКУССТВО ЛОГИКИ И СТРАТЕГИИ.

Теперь я перейду к разговору о так называемых «абстрактных играх», которые также принято называть «умственными видами спорта». Сразу скажу, что в число «спортивных» в нашей стране официально попали только 4 АИ: бридж (популярная во всём мире карточная Система), го, шахматы, шашки (но их целых 3 разновидности: русские, русские обратные или поддавки и стоклеточные). Процент УВС к общему числу ВС. легко высчитать (примерно 2,5 %) . До недавнего времени в этот список входил покер, но потом он был исключён из Всероссийского реестра. Если учесть, что число только игр на досках (табличных) в мире насчитывается в общей сложности около 2 тысяч видов (не исключено, что их значительно больше), следует признать, что уровень популярности абстрактных игр в России можно считать крайне низким. Ну, а если добавить к этому списку игровые Системы типа домино и маджонга, плюс карточные игры, тогда станет окончательно ясно, что в плане развития УВС мы – крайне отсталая страна.
Впрочем, тема развитости (а точнее, неразвитости) в Российской Федерации такого феномена, как «АИ в целом», требует особого рассмотрения. Меня в данной статье интересуют, прежде всего, отечественные игры, поэтому выяснять, почему в нашей стране не развиваются многие игровые Системы, по которым проводятся мировые чемпионаты, я не собираюсь. Хотя этот вопрос не может не удивлять. Однако меня он как раз не удивляет, ибо мне давным-давно всё понятно. Но, чтобы «не растекаться мыслию по древу», перейдём к рассмотрению интересующей нас проблемы. Прежде, всего, отмечу, что из 6 официально признанных на государственном уровне УВС (считая 3 шашечные Системы), только русские шашки (в прямом и обратном вариантах – в дореволюционной России их было принято называть «крепкими» и «поддавками») являются российской игрой. Есть версия об отечественном происхождении бриджа, но она ничем не подтверждена, однако, стоить заметить, что до 1917 года в стране развивалось немало карточных Систем, причём, некоторые из них явно возникли в Российской Империи (прежде, всего, винт, сибирский ералаш, тамбовский бостон).
Шахматы – игра по происхождению европейская, но древнерусский вариант несколько отличался от общеизвестного. Хотя сейчас вряд ли кто-то знает шахматные правила, по которым играли наши далёкие предки. Напротив, правила русских четверных шахмат с крепостями, в которые, между прочим, любила играть императрица Екатерина 2, не являются какой-либо тайной, ибо они не только были опубликованы в одном из современных журналов, но и существует компьютерная программа (видимо, английская), хотя сама эта оригинальная шахматная Система ни в Российской Федерации, ни за её пределами, сейчас не развивается. Практически неизвестны россиянам русские симметричные шахматы (автор Евгений Бурцев), найденные мной на одном из англоязычных шахматных сайтов и гексагональные шахматы Исаака Шафрана.
Здесь я должен сделать одно маленькое отступление. Все абстрактные игры можно разделить на 2 типа: традиционные (я предпочитаю именовать их «национально-региональными») и авторские. Первые являются плодом «коллективного сознания», вторые придуманы конкретными людьми, что ясно уже из самого их названия. Справедливости ради должен сказать, что в правила многих традиционных АИ были внесены те или иные изменения, причём авторы этих изменений известны, а с другой стороны, немалое число авторских игровых Систем возникли, как модификации «классических» игр. Исходя из этого, можно сделать вывод, что жёсткой градации между двумя типами АИ практически нет.Тем более, кто, например, назовёт сейчас авторов таких отечественных шашечных Систем, как северные и севастопольские шашки или, допустим, самоеды? Это, видимо, неизвестно. Конечно, среди авторских игр есть и совершенно оригинальные разработки, которые явно заслуживают внимания заинтересованных лиц, но я в настоящий момент веду речь именно о традиционных игровых Системах.
Учитывая этот фактор, мы не будем останавливаться на многих интересных шахматных играх, разработанных россиянами. Хотя творчество в области создания новых АИ – такое же естественное занятие, как писание романов или стихов, философские штудии или театральная режиссура. При этом писателей, философов или режиссёров, никто не считает «чокнутыми», а вот изобретатели игр проходят в лучшем случае по разряду «чудаков». Разумеется, за исключением тех случаев, когда этим занимается человек, чья гениальность не вызывает ни у кого сомнения. Могу для примера назвать экс-чемпиона мира по классическим шахматам (а, «по совместительству», математика и «любомудра») Эммануила Ласкера, создавшего оригинальную шашечную игру, представляющую собой синтез английских шашек и русских башен. Да и другой выдающийся шахматист - Анатолий Карпов, имеет некоторое отношение к созданию «таврелей» (русских столбовых шахмат»).
От общих рассуждений перейдём непосредственно к русским шашечным играм. Считается, что в шашки у нас в стране умеют играть почти все, а уж, в поддавки, тем более. Распространенное заблуждение. Хороших шашечных игроков не так уж много, а уж «мэтров» обратных шашек по всему бывшему Советскому Союзу наберётся не больше сотни. Мне доводилось «по жизни» пересекаться с сильнейшими обратистами России, один из них математик из Санкт-Петербурга Александр Назаров, являющийся одним из соавторов практически единственного на сегодняшний день серьёзного учебника по русским поддавкам. К сожалению, информации о соревнованиях по обратным шашкам в отечественных СМИ почти нет, что, впрочем, не мешает самой игре существовать и развиваться. Это, конечно, очень «скромный» уровень развития, но ведь профессиональные обратисты, в отличие от теннисистов или футболистов за свою деятельность по развитию шашечных поддавков денег не получают.
Русские шашки в их прямом варианте («крепкие») развиты, несомненно, лучше, чем в обратном. Причём, самое интересное, что развитие нашей национальной шашечной игры активнее идёт во многих нерусских регионах, чем в областях с коренным русским населением. Это должно было бы стать «загадкой» для русских националистов: кто же, дескать, виноват в таком «странном» положении дел. Наверно, легче всего обвинить во всём «инородцев», например, евреев. Вот только одна незадача: русские шашки как раз и развивают в России и за её пределами (в том числе, в США и Израиле) именно многие «лица еврейской национальности», причём, некоторым из них за вклад в развитие игры давно пора поставить памятник. Я не буду сейчас называть никаких фамилий, ибо шашисты их и так знают, а «нешашистам» подобное знание ничего не даст. Если, например, человек не любит классическую музыку, то какой толк от того, что он слышал имена Бетховена или Чайковского? Думаю, что никакого.
Что касается истинных «виновников», «благодаря» которым шашечная игра не развивается во многих населённых пунктах нашей необъятной родины, то имя им легион. Расскажу одну историю. Лет 10 назад я играл в шашки в турнире по переписке и один мой партнёр, живущий в городе Чайковский Пермской области, написал мне, что иногда у него возникает горячее желание «врезать пяткой промеж ушей» Председателю местному Спорткомитета. Если бы вы знали, как я его понимаю. Сам, начиная с декабря 1982 года пытался «пробить» развитие «шашечного спорта» в Дмитровском районе Московской области, но, как говориться, «воз и ныне там». И к кому прикажете обращаться «за помощью»? К сожалению, не к кому. Ведь дело ни в тех или иных «плохих» спортивных чиновниках, а в порочности самой СИСТЕМЫ. Может быть, кто-то удивиться тому, что русских шашек нет в списке даже упоминаемого мной ранее Комитета по национальным и неолимпийских видам спорта. Толи эту игру представители вышеназванной Организации не считают «национальной», толи не считают её «спортом»? – попробуй, разбери.
Боюсь, что по второму пункту они в чём-то правы. Ведь согласно известному определению, «Спорт - "составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям". Но какое отношение те же шашечные или шахматные игры имеют к физической культуре? Если на Западе есть такое понятие, как «Умственные виды спорта» и существует Всемирная Федерация по ним, а также, проводятся специализированные Олимпиады по УВС, то у нас всего этого не существует. Соответственно, решения о том, надо ли развивать ли в тех или иных регионах те же шашки или шахматы, принимают на местах бывшие боксёры, лыжники или футболисты, то есть, люди явно некомпетентные. Учтём ещё, что большинство абстрактных игровых Систем не имеют официального статуса и станет понятно, что сложившаяся ситуация – явно безнадёжна.
Хуже всего, что и популяризация большинства АИ практически отсутствует, да и какой-либо информации по многим из них на русском языке человек не сможет найти при всём своём желании. Даже русскоязычный интернет в этом плане серьёзно отстаёт… Однако, но вернёмся к русским шашкам. Кроме «основной» Системы существует ещё не менее десятка игровых Систем, из которых, так или иначе, развиваются не более пяти, остальные шашечные игры мало, кому известны. В качестве примера могу привести игровую Систему, которую я называю евразийскими шашками, хотя до 1917 г. эти шашки именовали «Турецкими». Это название следует признать ошибочным, ибо в Турции, как в то время, так и теперь играют совсем в другую шашечную игру. Шашки, о которых я говорю, судя по всему, игра именно российского происхождения, ибо, во-первых, на это указывает анализ правил и, во-вторых, «псевдотурецкие» (то есть, евразийские) шашки развивались именно в дореволюционной России. Были даже публикации материалов по этой игре в шашечной периодике.
Увы, после революции это развитие (конечно, ещё довольно скромное) фактически «сошло на нет» и долгое время о ЕШ никто не вспоминал. В 90-е годы прошлого века по ним прошёл турнир по переписке, о котором мне практически ничего неизвестно. Позже эта игровая Система, видимо, не развивалась. Лишь в прошлом году моему другу Александру Тевелеву-Сладкову удалось найти сведения о ЕШ в одном из журналов позапрошлого века. Затем я написал об игре статью и выложил её в интернете. Желающие могут её легко найти. Также мной написана статья о так называемых королевских шашках, которые также были известны до революции, потом игра оказалась забыта и только в 2003 г. петербуржец Александр Боровиков вспомнил о ней в публикации для питерского детского журнала «Костёр».
К сожалению, автор из Санкт-Петербурга в разговоре о происхождении КШ. повторил точку зрения известного шашечного историка Давида Саргина, который в своей капитальной исторической монографии «Древность игр в шашки и шахматы» (была издана в 1916 г. и с тех пор не переиздавалась) писал: «По всем вероятиям это западно – европейская вариация, но узнал я её в России, и в иностранных сборниках нигде не встречал игры с принципами тур или башен». У меня есть возражения против этой гипотезы, но об этом надо говорить подробно. Сейчас на Западе появилось довольно много игровых Систем столбового типа, но все они новые (созданы в конце 20 – начале 21 веков) и у них единый источник – русские башни, правила которых впервые были напечатаны педагогом и ботаником Валерианом Висковатовым в книге «Сборник игр и занятий для семьи и школы», изданной более 130 назад (СПб, Издание А.Черкесова и К., 1875 г.).
Питер – это единственное место в стране, где столбовые шашки более-менее развиты. В городе не только функционирует региональный Клуб, объединяющий поклонников игры, но и проводится открытый чемпионат Санкт-Петербурга, в котором наряду с местными игроками участвуют игородние столбовисты (не только из Российской Федерации, но даже с Украины). Другое дело, что игроков в башни в России с каждым годом становиться и если ситуация в ближайшее время не измениться, развитие этой уникальной шашечной Системы может прекратиться. Надежда, как всегда, на то, что «заграница нам поможет», ибо на одном из канадских сайтов все желающие играют в столбовые шашки, причём, среди игроков много иностранцев (сильнейший из них – это Бенедикт Розенау из Германии). Думаю, на этой «оптимистической ноте» можно будет закончить тему русских абстрактных игр и перейти к игровых Системам других народов нашей страны. Информации по ним мне удалось «накопать» немного и, пожалуй, куда больше я знаю об африканских АИ, чем о российских. Оно и понятно: сведений об играх Африки (замма, карбага, фанарона, манкала и её вариации: бао, овари, омвесо и т.д.) в интернете хорошо описаны на зарубежных сайтах.

3.НА ИГРОВЫХ ПРОСТОРАХ РОДИНЫ.

Ситуация в отношении нашей страны иная. Иностранцы, как правило, могут получить информацию об играх народов России из русскоязычных источников. Возьмём для примера такую игровую Систему, как алтай-шатра (алтайские шашки). Она была описана в двух российских книгах, позже описание правил алтай-шатры перекочевало в монографию британского шахматного историка Дэвида Притчарда и в интернет-статью болгарского математика Ивана Держанского, а также в русскоязычную «Википедию». Английский рок-музыкант Фрэнсис Монкмен создал неплохую компьютерную программу. Казалось бы, чего ещё желать? Но есть одна «закавыка». Алтай-шатра, которая известна на Западе и реальная алтай-шатра, которая развивается в республике Алтай – две разные игровые Системы. Что-то общее между играми есть, но, в целом, как говорят в Одессе – это «две большие разницы».
Я не буду описывать эти различия, хотя знаком с правилами обеих игровых Систем. Но зато расскажу историю классического варианта. Считается, что эта игра была известна на Алтае давно, но потом, толи не сохранилась, толи была под «негласным запретом». В 1960 г. в «Учёных записках» Горно-Алтайского научно-исследовательского института истории, языка и литературы была опубликована статья С.Я.Пархаева «Шатра» с описанием «народных правил». Позже (в 1974 году) под руководством Директора этого НИИ П.Э.Тадыева и при участии научных сотрудников института Ф.А.Сатлаева, В.И.Эдокова, В.Н.Тадыкина и Н.И.Шатиновой, спортивным судьёй Горно-Алтайской областной шахматно-шашечной Федерации В.Н. Таушкановым были разработаны окончательные правила этой игровой Системы и Положения о проведении соревнований по ней. Затем эти документы были утверждены официально, сначала областным Комитетом по Физической культуре и Спорту (в ноябре 1974 г.), а спустя 9 лет (в 1983 г.) уже Всероссийским.
В настоящее время по алтай-шатре проводится чемпионат Горно-Алтайска, республиканские первенства среди школьников, молодёжи, взрослых, недавно даже прошёл Международный турнир с участием представителей Казахстана и Монголии. Это, вообще, очень странно. Получается, что за границей об игре известно, а вот в Российской Федерации за пределы республики Алтай развитие алтайских шашек практически не вышло. Справедливости ради, должен заметить, что однажды информация о шатре просочилась на Центральное ТВ: по спортивному Каналу показывали документальный фильм об алтайских видах спорта. Что касается другой игровой Системы, известной гораздо шире, чем классический вариант алтай-шатры, то автором её, видимо, является Виленин Таушканов. Есть сведения, что он в своё время разработал несколько разновидностей своей игровой Системы, в том числе, для 4 игроков.
Другая игра, в которую также играют на Алтае, известна, как тогуз кумалак (в переводе с казахского «9 камешков») или тогуз коргоол (это киргизское название). По сведениям, полученным мной из статьи «Фантастический мир игр» итальянца Лука Черрато (она опубликована в журнале «Il Fogliaccio degli astratti», № 43, июль 2007 г.) в тогуз кумалак также играют в Туве и Хакасии, а за пределами России эта игровая система известна в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, на западе Монголии, в Китае и, видимо, в Афганистане. Кроме того, тогуз кумалак развивается в Турции. В ряде государств бывшего СССР по этой игровой Системе проводятся соревнования, включая, Международные, и даже проходил чемпионат мира. Интересно, может ли игра развиваться в нашей стране, помимо тех регионов, в которых в неё уже играют и если нет, то почему? – вопрос открытый.
Такая игровая Система, как кены, якобы, популярна в Северной Осетии. Эту игру так же называют осетинскими шашками. В принципе, оно так и есть. Правда, кены существенно отличаются от основных европейских шашечных Систем, но во многом похожи на армянские и турецкие шашки. У меня нет подробной информации о развитии кенов, в том числе, я ничего не знаю, о проведении соревнований по ним. Зато мне известно о существовании другой игры, которую её автор Валентин Техты также назвал «осетинскими шашками» и он даже преподаёт свою игровую Систему в одной из школ. Есть у меня сведения и л адыгейской игре пхэчон, в которую играют в Кабардино-Балкарии, но, что она собой представляет, совершенно непонятно. Игровая доска в пхэчоне, как и в большинстве шашечных Систем, а расстановка фигур, видимо, соответствует расстановке в кенах и других аналогичных играх, но о правилах у меня информации нет. Возможно, пхэчон – это другое название какой-то уже известной мне игровой Системы, а может быть речь идёт о совершенно неизвестной игре.
Научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока В. Подмаскин обнаружил и описал со слов старого удэгейца А. Соуги из села Акзу Приморского края, «удегейские шашки». Судя по краткому изложению специфики этой игровой Системы, сделанной шашечным гроссмейстером Владимиром Голосуевым в своей книге «Мир шашек. Древняя и загадочная игра», «удегейские шашки» могут быть упрощённым вариантом известной японской игры «хасами шоги», но, я могу и ошибаться. О том играет ли кто-то в «удегейские шашки» сейчас, сказать трудно, ибо никаких сведений об этом нет. Что касается самих удэгейцев, то, их в Российской Федерации осталось чуть более тысячи человек и о нынешнее положении этого небольшого по численности народа, я ничего не знаю.
Ещё одна отечественная Система – это татарская игра джармо (лучники). Она описана, как в одной из книг, так и в интернете. На одном из зарубежных сайтов проходят и турниры по джармо. По поводу положения этой игровой Системы в Татарстане, а, тем более, в других регионах России, мне ничего неизвестно. Зато я достаточно подробно информирован о развитии бурятско - монгольских шахмат. Игра существует в двух вариантах: шатар и хиашатар. Шатар достаточно неплохо развит в самой Бурятии, где по нему проводятся соревнования в рамках Международного бурятского национального фестиваля «Алтаргана» и во время ежегодного культурно-спортивного праздника «Сурхарбан». Отборочные турниры к фестивалю «Алтаргана-2008» прошли в Санкт-Петербурге, о чём сообщил Президент бурятской национально-культурной автономии «Гэсэр» Григорий Сушкинов. Преподавание теории шатара проходит в бурятских шахматных школах.
Шатар при всех своих отличиях в правилах достаточно близок обычным европейским шахматам и не случайно сильнейшие шахматисты Бурятии – гроссмейстеры Антон Шамоев и Инна Ивахинова (дважды чемпионка Европы среди девушек) очень сильно играют и в свою национальную игру. Кстати, шатар развит также в Монголии и в Китае (среди живущих в этой стране монголов). Но не всё так «облачно», как хотелось бы (по крайней мере, в России). Известно, что в прошлом году бурятско-монгольские шахматы были исключены из программы «Алтаргана». Я не знаю, в чём причина такого решения, но иначе, как странным, его не назовёшь… И немного о хиашатаре. Эта своеобразная и интересная игра, в которую играют на стоклеточной доске. В хиашатаре к комплекту фигур шатара добавлены каждому сопернику по две пешки и по два телохранителя, именуемые «хиа», отсюда и происходит название самой игровой Системы. Хиа ходит, как шахматный король, но при этом фигура обладает уникальными свойствами: в пределах её влияния все фигуры соперника имеют право ходить только на одну клетку. Такого нет ни в какой другой разновидности шахмат. Увы, хиашатар сейчас практически забыт и о его развитии сложно сказать что-либо определённое.
Это практически всё, что мне известно о развитии российских абстрактных игр в нашей стране. За пределами моей статьи остались многие авторские игровые Системы, хотя они тоже заслуживают внимания. Но «нельзя объять необъятное». Тем более, целью моей публикации было обрисовать ситуацию с традиционными АИ. Однако, было бы неправильно упустить из рассмотрения одну игру, происхождение которой для меня является загадкой. Речь пойдёт об игровой Системе, которую описал некто Дэвид Н.Бил, назвавший её «Slings and Stones» (петли и камни). Подлинное название игры, якобы, «усера ба талки». Информацию о «петлях…» автор взял, если верить его словам, из публикации Вильгельма фон Кардона «Антропология мюигхаров» в одном из старых журналов (1906 г.). Мюигхары, судя по запискам исследователя, жили в горах Северного Базикистана и пасли там яков.
Конечно, всё это интересно и познавательно, хотя есть ряд «но». Я пытался найти какую-либо информацию о мюигхарах и выяснить, где географически расположен Северный Базикистан, но всё бесполезно. Искал я какие-то сведения и о В. Фон Кардоне и тоже ничего не нашёл, хотя люди с такой фамилией встречаются. Относительно яков я прочитал, что они пасутся в горных районах Тибета. Значит ли это, что мюигхары проживали в пределах Китая? Но Д.Н.Бил утверждает, что представители этого народа были переселены И.В.Сталиным в тундру и там они вымерли или были ассимилированы. Хотя можно предположить, что мюигхары известны сейчас под каким-то другим названием, вот только интересно, под каким? В общем, если всё это не научно-художественная мистификация, тогда сведения об «усера ба талки» заслуживают всяческого внимания, а сама игровая Система нуждается в развитии и популяризации. Боюсь только, что делать это будет некому.
За пределами моего изложения остались армянские шашки тама и корейские шахматы чанги, поскольку армяне и корейцы являются народами, основной массив которых проживает вне пределов современной России. Кроме того, армянский и корейский этносы имеют свои государства. Но главное, даже не это. В отношении армянских шашек сложилась парадоксальная ситуация: большинство армян, где бы они не жили, практически не знают о существовании тамы, предпочитая играть в так называемые длинные нарды. Однако, культурологически армянские шашки представляют интерес тем, что их правила породили другую азиатскую шашечную игру – турецкие шашки и, судя по всему, оказали влияние на такую оригинальную шашечную Систему, как фризские шашки. К тому же, тама интересна и в чисто игровом плане и жаль, что эта игра реально не развивается.
Что касается корейских шахмат, то они весьма популярны в обеих Корейских государствах. Видимо, и корейцы, живущие вне Северной и Южной Кореи, играют в чанги. Но важнее здесь другое. Я допускаю, что очень скоро игра может стать достаточно популярна и среди русских, что уже произошло с китайскими шахматами сянци и японскими шахматами сёги (шоги). Любопытно, что вся дальневосточная «шахматная триада» исторически связана между собой. Также интересно, что в Древнем Китае умение играть в абстрактные игры (ци) считалось одним из 4 основных видов искусств, наряду с музыкой (цин), живописью (хуа) и каллиграфией (шу). Аналогичное понимание существовало и в Древней Японии. Современный «восточноазиатский взгляд» в отношении АИ. во многом наследует традиционному. Кстати, и на Западе многие люди начинают с большим интересом относится к этому феномену, чему свидетельство, ни только огромное количество интернет-сайтов (как чисто игровых, так и информативных), и создание специальных Организаций, но и проведение многочисленных соревнований, в том числе комплексных (включая Всемирную Олимпиаду по Умственным видам спорта – впервые таковая прошла в 1997 г. в Лондоне и с тех пор «Олимпийские игры мышления» проводятся регулярно).
Может быть, и в Российской Федерации отношение к УВС когда-нибудь измениться к лучшему, в том числе, и со стороны государства. Надеюсь, что чиновники рано или поздно поймут, что абстрактные игры – это часть мировой культуры, а российские игровые Системы имеют непосредственное отношение к культурному пространству нашего отечества. Хотелось бы, чтобы власть не мешала энтузиастам развивать те или иные АИ, если уж на помощь с её стороны рассчитывать пока не приходится. Увы, мешать людям что-то делать наша бюрократия умеет. Типичный пример тут – борьба с так называемым «Игорным бизнесом». Обществу пытаются внушить, что так называемые «азартные игры» - безусловное зло. При этом никто не удосужился объяснить, о чём собственно идёт речь и каковы основания для их запрета? Судя по всему, чиновники не считают, что с российским населением надо особо церемониться.
Жаль, если это так. Кстати, понятие «азартный» происходит от арабского слова «зар» (кубик для игры в кости). Само это прилагательное образует синонимический ряд: случайный, вероятностный, рисковый. Иначе говоря, азартными (вероятностными) принято именовать игровые Системы, в который результат «розыгрыша» (партии) зависит не только от игроков, но и от «Фортуны» (в противоположность детерминированным играм, в котором исход поединка определяется только мастерством играющих). Другое дело, что «элемент случайности» в разных играх – неодинаков и в отношении многих Систем может быть скорректирован правилами в рамках турнирной практики. Так, может быть, властям не стоило «горячиться», рискуя «вместе с водой выплеснуть ребёнка» и прежде, чем запрещать что-то, надо было «отделить зёрна от плевел»? Ведь, начав бороться с казино и игровыми автоматами, в итоге можно дойти до запрета бэкгаммона и маджонга, а заодно, шахмат, шашек и многого другого.
Хотя у нас и так не поймёшь, что в России запрещено, а что разрешено. Например, алтай-шатра официально признана в качестве «вида спорта» только в республике Алтай, а русские башни и вовсе нигде и никак не признаны. Вот и возникает вопрос, можно ли российским гражданам играть в эти абстрактные игры или всё-таки нельзя. Допустим, в том же Дмитрове Московской области местная бюрократия не даёт возможности развивать даже признанные УВС, кроме классических шахмат. Как к этому относится? Откровенно говоря, не знаю. Если бы я жил в Бурятии, то запрет на проведение турниров по шатару, я мог бы расценить, как проявление «русского шовинизма» и разжигание национальной розни. А вот, когда русские вроде бы люди «перекрывают» кислород» развитию русских шашечных игр, можно ли это назвать «русофобией»? Риторический вопрос. Это скинхедам и прочим «ультрапатриотам», ясно, кто и в чём виноват, а вот мне многое непонятно.

P.S. Моя статья была написана чуть более 3 лет назад, как ответ на размышления редактора "Литературной газеты" Юрия Полякова о так называемой "Национальном вопросе", но мой текст в этом издании не опубликовали. Видимо, наши маститые писатели только свои мысли считают актуальными, а до мнений других людей, им дела нет. Пришлось выкладывать свою статью на ряд сайтов в интернете. К сожалению, за время, прошедшее с момента написания данного очерка, положение дел в России в связи с обсуждаемой темой, нисколько не изменилось.Разве что я сам сейчас обладаю чуть большей информацией по проблемам, изложенным мной в 2011 году,но написанный ранее текст я изменять не стал, ведь во сути основные положения того, что было уже сказано, остались неизменными, а "непринципиальными" нюансами можно пренебречь. Тем более,если возникнет практическая необходимость в поиске более конкретной или современной информации, её легко будет найти любому желающему.