О, сочини, Шекспир, нам детектив

Елизавета Юдина
О фильме «Бесы» Владимира Хотиненко

Только в данном случае, не «Вильям наш Шекспир», а Федор наш Михайлович, он самый, Достоевский…

Ничего и придумать нельзя глупее, чем спрашивать «зачем»… И все же, рискну…, тем более, что ответа не жду, и это всего удобней…

Но все же, зачем в очередной раз российский кинематограф растревожил «Бесов»? Уже, может, хватит биться над тем, что не вмещается в рамки художественного, фильма, сериала, блокбастера? Ведь путного ничего не выйдет, ей-Богу… А никто и не бьется, а лишь самовыражается, причем за чужой счет.

Плохой писатель Достоевский, а то ж, надо же его дописать. Сочинить Верховенского и Дашу Шатову, которые в финале фильма смотрят друг на друга и не то, что-то такое сказать друг другу хотят, не то зрителя поразить, не то мальчика продемонстрировать, да, еще неизвестно чьего сына. А? Вот… Это и называется курьезом гения! А вы дорогие телезрители гадайте, что хотел сказать режиссер.

Отвлекусь немного… Еще одна премьера недавнего времени – «Идиот». Куда генеральша Епанчина зовет князя Мышкина в финале фильма? Куда может возвратиться «сей, облеченный в белые одежды», не выдержавший скорбей и жестокостей этого мира?  Стеб такой изысканный? Над кем экспериментируете, господа режиссеры, над Достоевским?

Не буду спорить, у каждого свой Достоевский, но Достоевский, а не Бортко и Хотиненко. Понимаю, что и к фильму «Бесы» отношение может быть различным…, допустимо, нормально, должно… Но зачем же «стулья переставлять»?

Теперь о «режиссерских находках». Литературоведы до сих пор спорят о символизме Федора Михайловича. Именно потому и спорят, что в романах Достоевского, возьмите любой, все предельно четко, ясно, и в тоже время настолько символично, что еще на двадцать поколений  литературоведов хватит.

А нам на экране, нате вам, пожалте, дорогие зрители, вот вам - бабочки – идеал фиксированной мертвой красоты, вот вам – хрюшки и библейская притча, вот вам – беснующийся Верховенский и бесноватый Кирилов, все просто и нечего стулья ломать.

Все было бы и смешно даже, когда бы не было почему-то грустно… Кто из современных молодых людей, возможно, решивших почитать после хотиненковских «Бесов» роман, знает о деле Нечаева, да, бог с ним, кто о жизни Достоевского знает? Почему роман был написан?

Для тех, кто поспешит обвинить меня в снобизме… Дескать, я-то, а вы-то… Вовсе нет. Я о другом… После такого «прочтения» от «Бесов» осталась лишь детективная подкладка с легким флером драмы или мелодрамы, это, как на чей вкус. «А, что-то главное пропало…»

За искусственной страстностью Ставрогина пропал мечущийся, страдающий атеист, ищущий Бога. За показным бесовством Верховенского пропала страшная правда об «обезьяне бога», и даже не осталось «маленького, гаденького, золотушного бесенка с насморком, из неудавшихся», за бесчувственной красотой Елизаветы Тушиной – барышня, увлекшаяся оперной ладьей…

Не хочу бросаться камнями в актеров. Что режиссер поставил, то и сыграли, но пропал роман, а жаль.