Чем мне трудней, тем больше мне хочется работать

Уладзимир Траццякоу
Знакомьтесь: академик Давид ГОЛУБ, белорусский нейроморфолог, ровесник XX века

Справка. Давид Моисеевич Голуб родился в 1901 г. в г. Игумен (Червень) Минской губернии. Окончил медицинский факультет БГУ в 1926 г. Профессор (1935), доктор медицинских наук (1936), член-корреспондент (1940), академик АН БССР (1960). С 1934 по 1975 г. – зав. кафедрой анатомии Минского мединститута. Основатель отечественной научной школы нейроморфологов. Госпремия СССР 1973 г. за цикл работ по развитию нервной системы, теоретическое и экспериментальное обоснование метода создания новых нервных связей и центров.

• Давид Моисеевич, пожалуйста, немного о себе.
 • Я родился 99 лет тому назад. Окончил среднюю школу в Червени. Когда учился на медфаке, впервые услышал на лекции одного московского профессора про анатомию – и она меня как в клещи взяла. И до сих пор я анатом непрерывно, без всяких оговорок. Я знаю анатомию, люблю анатомию и, как мне кажется, за прошедшие годы кое-что в нее новое внес. Это новое в том, что мне удалось объединить анатомию, эмбриологию и экспериментальную морфологию в единую науку, которую я назвал эмбриобионикой. С ее помощью я изучаю строение прежде всего нервной системы. Это значит, что я преимущественно нейроморфолог. 10 докторских диссертаций, 54 кандидатских, несколько десятков книжек – вот итог работы мой и моих учеников.

 • Разговор наш происходит у вас дома по причине какого-то вашего нездоровья, иначе бы мы разговаривали у вас на работе, в Институте физиологии. Можно узнать – что с Вами?
 • Сегодня ночью я упал и ударился. Было очень больно. Тогда я сел за свой рабочий стол и стал работать. Думать о механизмах чувствительности, о том, как ощущение боли приходит к головному мозгу, а оттуда на периферию. Дело в том, что теперь это тема моего очередного исследования – проводные пути головного и спинного мозга. Как мне кажется, я уже близок к выявлению нового источника этих путей.

 • Правильно ли я вас понял: именно боль была для Вас стимулом, чтобы думать?
 • Точнее так: я не забывал о проводных путях несмотря на боль. Я никогда не перестаю думать о них, потому что это теперь моя тема. Зачем они? Именно для практических целей. Это имеет значение для человека, его здоровья. Чтобы знать, как восстановить нервные пути и нервные центры, разрушенные в результате болезни или травмы.

 • Прошу Вас поработать сейчас на нашу рубрику. Ваш возраст сделает Ваши слова особенно убедительными. Вы же, наверно, должны иметь свою систему – как быть дольше здоровым и трудоспособным?
 • Система? Я живу как все обычные люди – без всяких систем. Единственное и главное – я люблю работу. Чем мне тяжелей, тем больше мне хочется работать. Если я не работаю --я больной.

 • Хочу уточнить: не просто работа, а работа творческая?
 • Именно так! Когда в результате долгого раздумья как вспышка возникает Мысль. Бывает, что и ночью она не дает спать.

 • Все-таки трудно себе представить, что Вы совсем ничего не делаете для поддержания своего здоровья...
 • Клянусь вам – ничего. Я только работаю, поскольку хочу жить не впустую. В 7 утра я встаю, а в 8 – уже готов, чтобы ехать в Институт. Никаких лекарств я не принимаю. Иногда только могу выпить рюмку водки. Кроме того, я просто учитель. Я люблю учить. Думаю, я знаю, что такое учитель. И знаю также, как нужно рассказывать – чтобы было понятно самому что говоришь.

 • Вот и поучите тогда читателей рубрики «Клуб молодых стариков» – как им жить, чтобы не прозябать, хотя бы не болеть.
 • А вот этому учить я не умею. Я живу как все люди. Я хожу на работу, работаю за зарплату. Возможно, что еще кроме работы меня поддерживает любовь к женщинам. Я вспоминаю, как моя мама после тяжелой работы садилась на табуретку и говорила по-еврейски: «Вой, ви гуцо зитцен!» Это значит: «Ой, как хорошо посидеть!» И когда я это вспоминаю, я каждой женщине, какую вижу, готов сказать добрые слова. Ведь они молодцы – не только способны нас родить, выкормить, воспитать, но и сделать из нас трудовых людей.

 • Большое спасибо, Давид Моисеевич, за беседу. Желаю Вам счастливо перейти 100-летний рубеж и успешно поработать еще для науки и для престижа Беларуси.

«Заведующий» клубом – член-корреспондент Международной академии геронтологии В.Н.Третьяков.

P.S. Неплохие советы дал старейший ученый Беларуси – делать работу только ту, которая нравится, которая нужна людям; находить в тех, с которыми встречаешься даже мимоходом, нечто, за что их хочется уважать – и тогда не нужно будет никаких лекарств и рекомендаций для оздоровления. А еще говорил, что нет у него никакой системы...

(Опубл.15.06.2000 в газете «Звязда» (Минск)
под рубрикой "Клуб молодых стариков").

P.S.18.06.2014: Вспоминается, что тогда, в 2000 г., расставаясь, я в шутку попросил не забыть пригласить меня, когда будут отмечать его 100-летний юбилей. И он-таки успел такой юбилей отметить. Так получилось, что мне удалось взять акад. Голуба последнее в жизни интервью.