Жизнь явления, как миг мелькнувшая Святослав Бэлза

Нелли Мельникова
 
Смокинг, белоснежная манишка, бабочка, подходящая к случаю, стать и высокий рост, лучистый взгляд прекрасных глаз,  волнистые волосы на гордо посаженной голове.  Мягкий, тёплый,  полный гаммой оттенков, тембр голоса, абсолютная свобода не сцене, хорошо продуманный, но выдаваемый, как только что родившийся, текст любой сложности…
 - Шпаргалки?
 - Никогда!
Всё удерживается в памяти от Бога, папы и мамы, а также  - от постоянной тренировки в этой области и чтения.
Чтения, длинною в целую жизнь – 72 года.
 - Узнали?
 - Конечно!
Святослав Игоревич Бэлза – ярчайшее явление лучшего канала «Культура».
«Мушкетёр» или «Польский князь», как называли его близкие друзья и даже часто пресса.
И никакого противоречия в этом нет.

Сегодня  князь-мушкетёр ушёл.
Ушёл быстро и навсегда,  как сгорел, никого своей тяжёлой болезнью (рак мозга) и не побеспокоив.
Ещё в конце мая прозвучала его «Лебединая песнь» - передача  «Романтика романса», собравшая в зале и у экранов море слушателей, а 3 июня 2014 года его не стало.
Ушёл, оставив нам двоих сыновей, имена которых Игорь и Фёдор  выбраны, повидимому, как знак большой любви и огромного почтения к знаменитому отцу -  Игорю Фёдоровичу.


                ***
В очень давние времена в Польше, около Львова располагалось Бельское княжество с главным городом Бэлз. Вот оттуда, надо полагать, корни нашего «князя».  Родился он в Челябинске в 1942 году, а в 1948  году  начались репрессии высокоинтеллектуальной интеллигенции, в струю которых угодил и Игорь Бэлза.
Сам «князь» вспоминал:
 «Когда надо было продемонстрировать за границей интеллектуальность советской профессуры, папе позволяли читать лекции в Сорбонне на французском языке, в Вене – на немецком. В родной Польше читал по-польски, а в Италии всё творчество Данте с чтением его стихов  провёл по-итальянски.
Естественно,  от такого отца Святослав выучился  языкам, узнал поэзию Серебряного века, не популяризируемую в то время в СССР, познакомился с морем самой разнообразной музыки, в исполнении лучших музыкантов своего времени – друзей отца.
Святослав Игоревич считает, что домашний университет и консерватория дали ему больше, чем уважаемая альма-матер (МГУ).

                ***
Почему «Мушкетёр»?
По воспоминаниям самого Святослава, ещё в детстве, лет десяти, после прочтения  «Трёх  мушкетёров» А. Дюма, он буквально заболел «мушкетёрством» и, как  я понимаю, это не только поединки на шпагах и внешний антураж, но и то,  что скрыто внутри и проявлялось в действиях, поступках, отношениях к друзьям; юмор, помогающий в самых невероятных сложных ситуациях.
Разве небыло  этих  мушкетёрских качеств в поведении самого Бэлзы?
А  в жизни было так: в 10 лет он поступил в мушкетёрскую секцию, но держать шпагу было пока тяжело, и поэтому начал с более лёгкой рапиры, перейдя позже к шпаге.
Увлёкся. Стал чемпионом Москвы среди юношей и чемпионом МГУ.
                ***
Слава  любил завершённость: начал, довёл до возможного совершенства и завершил.
Только вот в личной жизни этот принцип почему-то не срабатывал.
Смею предположить почему: обе его жены Нина и Ольга не смогли оставаться для него интересными длительное время. Но это лишь субъективное предположение.
Человеку, с таким богатым  внутренним содержанием трудно было подобрать подругу.
Сам он говаривал, шутя: «Моя жена – литература и телевидение, а музыка – любовницы, которые доставляют больше удовольствия», а посему его донжуанский список, как он сам рассказывал, был довольно велик. Но, как человек, очень даже закрытый, «застёгнутый на все пуговицы», он из этого списка не назвал ни одного имени.
Не то, что открытый шутник Пушкин: назвал всех, но тех ли?!

                ***
С литературой (он закончил филфак МГУ) у него сложились прекрасные отношения.
Будь я художником, написала бы портрет Бэлзы -  мушкетёра, стоящего в исходной позиции; в одной руке шпага, в другой – книга.
Да! При всей своей любви к телевидению, при общечеловеческой известности и бешеной популярности, он всё же оставался книгочеем, поборником книги.
«…папа был библиографом и передал мне эту высокую болезнь».
Уже будучи членом Союза писателей СССР, Святослав Игоревич написал предисловие к «Трём мушкетёрам» «…и уже 30 лет эта книга издаётся с моим предисловием».
 - Да у тебя наверное целая сотня предисловий!?
 - Один острослов сказал: «Хочешь быть впереди классиков, пиши предисловия».
Конечно, телепопулярность с книжной несравнима, но если тиражи этих книг1,5-2 миллиона – это уже что-то.

                ***
К телевидению С.И. приобщил нами тоже любимый Юрий Сенкевич, пригласив в свой  «Клуб кинопутешественников».
Его заметили, оценили (да и могло ли быть иначе?!) и поручили самостоятельную передачу: «Музыка в эфире».
 С.И. очень сомневался, ибо у него  не было полноценного законченного музыкального образования, но мушкетёрская решительность победила: взялся, увлёкся и добился высоких результатов, интересных передач.
Всю жизнь он и сам много ездил и дома знакомился с музыкантами самого высокого класса: Лучано Паваротти, Рудольфом Нуриевым, Галиной Улановой …
Если кто регулярно смотрел  передачу С.И. «В вашем доме», сможет представить себе, сколько жизней, судеб он узнал в связи с этой передачей.
Не могли не обратить внимания и на то, что передача шла на языке, удобном гостю.
Со многими музыкантами С.И. дружил крепкой дружбой  и помогал чем мог.
Так вместе они проводили Мацуевские музыкальные фестивали в Иркутске и многое другое.
Помогать друзьям и чаще всего бескорыстно – потребность души великого просветителя.
Даже когда его просили провести какую-нибудь передачу, он никогда не спрашивал: «А сколько мне за это заплатят?» - мушкетёрское благородство!

                ***
С 1997 года и до конца своих дней С.И. тесно связан с любимым каналом «Культура». Кроме своей авторской программы  много потрудился, чтобы сделать программу «Романтика романса» богатой, нарядной, содержательной, приглашая к участию в ней лучшие музыкальные силы.
Обучил Машу Максакову многотрудному делу ведущего.
А если вспомнить знаменитые конкурсы (Большая опера, балет, джаз, которые Бэлза  вёл с Аллой Сигал, то сравнивать вообще не с чем: яркие импровизационные шутки, реплики по ходу, не злые колкости, сверканье глаз, игра ума, etc,  etc, etc.
Это уже высший класс  - а он был уже смертельно болен… и оставил нас без видимой надежды на достойную замену.

Придут другие Вас НЕ ЗАМЕНИВ.