Ангел мой

Галина Шкавронская
Ангел мой
(Рассказ)

Оксана брела по ночной улице, пустынной в это уже позднее время. В домах медленно гасли окна. Люди, завершая свои дела, укладывались спать – завтра их снова ждала работа. Центральные магистрали города, как всегда, были хорошо освещены и просматривались далеко вглубь. Можно было не тревожиться, что идя вот так, без оглядки, наткнёшься на хулигана или на подвыпившую компанию.
Редкие почти пустые автобусы бесшумно двигались по проспекту. На фоне их завораживающего, почти мистического скольжения насмешливым диссонансом слышалось дружное пение сверчков и надсадное кваканье лягушек с городского пруда. И как ни странно, это создавало атмосферу сельской пасторали, покоя и умиротворённости.
Совсем иное творилось в душе Оксаны. Охваченная горячкой только что вспыхнувшей ссоры с мужем, почти не разбирая дороги, она устремилась подальше от своего дома. В голове всполохами возникали картины их шестилетнего брака. Перед глазами то и дело возникал сынишка – главный итог их совместной жизни.
Любовь.  Это чувство было главным в её семье, где всегда царили лад и взаимное уважение. Так было, наверное, ещё и потому, что Сергей был старше Оксаны, а значит (она с самого начала уверяла себя в этом) мудрее её, основательней.
Ему, зрелому уже мужчине, пришлось добиваться руки Оксаны без малого три года, избрав для себя скромную, застенчивую девушку, ещё не познавшую вкуса страстных поцелуев, этакую праведницу и в помыслах, и в поступках. Во время свиданий, возвращаясь из кино или парка, они подолгу гуляли и не могли наговориться. Знакомство быстро переросло в дружбу, дружба – в нечто большее. Для неё это чувство было грандиозным. Шаг за шагом они приближались к тому, что неминуемо случается с влюблёнными друг в друга. Сергей всё чаще не мог заснуть по ночам – всё грезились её смех, серые ласковые глаза, пышные, струящиеся по плечам вьющиеся волосы. И он всё чаще твердил себе, что лучшей жены для себя ему не найти.   
Когда они познакомились, Кузнецову было двадцать пять лет, а ей недавно исполнилось восемнадцать, возраст, когда чистая помыслами, романтичная душа живёт в трепетном ожидании возвышенной любви, такой, какая была у героинь романов Уилки Коллинза, Шарлотты Бронте, Джейн Остин. Сергею, который так же, как и Оксана, дружил с книгами, их совместные досуги казались знаком судьбы. Кто в наши дни будет обсуждать на свидании роман Ивана Тургенева «Вешние воды»? А они обсуждали и втайне гордились этим. Что же касается проявлений любовного чувства, то Сергей (весьма редкое качество у современных мужчин) был сдержанным, решил ждать сколько понадобится, пока юная подруга дозреет до естественного порыва молодой разбуженной женщины. Он уверял себя, что срок этот будет недолгим, ведь Оксана была не по годам развитой и чуткой девушкой.
Целомудренное воздержание закончилось свадьбой.
Потом, как вольные птицы, полетели годы их брака, и всё это время они были счастливой парой. Всегда находили общие интересы, а если и случался спор, то спорили дружески, с улыбкой, никогда не повышая друг на друга голоса. Сергею, человеку по природе вспыльчивому, это давалось с трудом. С присущим природным тактом Оксана быстро гасила вспышки мужниного гнева.   
Так было вплоть до сегодняшнего вечера, когда, будто гром среди ясного неба, случилась ссора, впервые переросшая в скандал.
…Сергей вернулся с работы необычно раздражённым, взвинченным. Буркнул, что вдрызг разругался с начальством. Увидев, что жена хочет знать подробности и, как всегда, успокоить его, он, предотвращая дальнейшие расспросы, зло бросил:
– Не трудись! Обойдусь без твоих умных советов! Хватит меня за пацана держать!..   
Оксана умолкла на полуслове и, налив мужу борща, принялась ласково увещевать расшалившегося сынишку. Тот крутился у ног Сергея, хватаясь за него ручонками и, как щенок, повизгивал от счастья. Мальчик не замечал мрачного настроения папаши, пока тот, в конце концов, не отмахнулся от него, строго скомандовав:
– А ну-ка двигай в другую комнату, играй там с мамой!
Маленький Данилка не разобрался в ситуации и продолжал шалить, «задирая» отца. Тогда Сергей взорвался и заорал на мальчугана. Перепугавшись, тот рванулся из комнаты с нервным не то плачем, не то хохотом. Вслед ему полетел отцовский тапок. Оксану, как током ударило, передёрнуло всю, она едва сдержалась, чтобы тут же, при сыне, не наброситься на Сергея. С трудом сдержала себя, но в душе закипели обида и негодование.
Позже, когда Даник уснул, она, как всегда, решила спокойно разобраться в  ситуации, попенять Сергею, что в последнее время он бывает излишне суров с сынишкой и, судя по сегодняшнему инциденту, готов даже поднять на него руку. Данька, пусть он ещё очень мал, но всё понимает, все нюансы. Каково, когда тебе в спину летит тяжёлый шлёпанец?!
– Серёжа, посуди сам, чему ты так научишь сына?..
Сергей не стал по обыкновению спорить, но отвечал через губу, раздражённо, а потом так разошёлся, что впервые накричал на Оксану. Она обескураженно смотрела на него, а он вместо того, чтобы сменить тон и угомониться, наконец, вдруг схватил диванную подушку и с искажённым от злобы лицом запустил ею в Оксану.
– Да пошла ты... вон!
Она не помнила, как накинула куртку, сунула ноги в уличные туфли и выскочила из квартиры, хлопнув дверью.
И вот теперь бредёт, куда  – не известно.
Подумала, может быть, ей переночевать у матери? Но тут же одёрнула себя: зачем ей знать о позорном поведении зятя? Ещё припомнит когда-нибудь не к месту.
Идти, собственно говоря, было не к кому. «А ведь уже очень поздно!» – спохватилась Оксана. Вдруг ни с того, ни с сего ей в голову пришло напутствие давно умершей бабушки.
– Деточка, если вдруг станет страшно или трудно с чем-нибудь справиться, ты перекрестись, милая, и скажи вслух или про себя: «Ангел мой, будь со мной! Ты – впереди, а я – за тобой!» А потом иди спокойно и делай то, что задумала. Ангел небесный охранит тебя.
Оксана мысленно произнесла незатейливое обращение к невидимому защитнику и продолжила своё вынужденное путешествие. Обида всё ещё не отпускала её,  на глаза то и дело наворачивались слёзы. В сотый раз она вспоминала искажённое злобой лицо Сергея. Мысленно обращалась к нему. Ну и что с того, что случились неприятности на работе? У кого не бывает! Но при чём тут Данилка… эти тапки… подушка? И эта какая-то дикая неистовость… Что за бес в него вселился?..
Лёгкий летний ветерок ласково трепал волосы  Оксаны, она постепенно приходила в себя, даже придумала, как выстроить верную линию в разговоре с Сергеем, чтобы впредь избегать безобразных сцен. Главное, твердила она себе, действовать лаской. Ведь они любят друг друга, любят. Остальное – чепуха!
Успокоившись, Оксана обнаружила, что отмахала уже с десяток кварталов, и невольно повернула назад. Стрелки её ручных часиков убежали далеко за полночь. Завтра вставать рано, да и Серёжка – она была уверена в этом – не спит, ждёт её, беспокоится… И, конечно, осознал свою вину. В самом деле, успокаивала она себя, не разводиться же им по такому поводу? Оксана ускорила шаг.
На перекрёстке она увидела мужчину. Тот двигался навстречу и шёл какими-то мелкими шажками, словно спотыкаясь. «Явно набрался! Хорошо, что ночью машин мало, а то бы легко угодил под колёса!».
Когда они поравнялись, незнакомец что-то сказал, но она не расслышала.
– Что-о?..   
– М-мм... – Вновь промычал он и, глупо улыбаясь, выдал, что желает немедленного секса. Дескать, а почему нет? Она одна и он один. Самое время развлечься! При этом незнакомец как-то жалко улыбнулся и распахнул руки, стремясь заключить её в объятия.
– Наглец! Пошёл отсюда… вон!  – гневно выкрикнула Оксана, не к месту вспомнив, что примерно так же её «напутствовал» муженёк. Досадная улыбка искривила её рот. Быстрыми шагами она пересекла улицу. Метров через тридцать, услышав за спиной шарканье подошв, оглянулась. Вот уродец-то!  Он, оказывается, шёл за ней.
Оксана почти побежала, но и незнакомец прибавил прыти. «Вот тебе и пьяный!..».
«Ангел мой, ты со мной!..» И тут ей пришло в голову, что тот, кто преследует её, невелик ростом, невзрачен и даже тщедушен. При свете неоновой рекламы блеснули стёкла его очков. Вспомнилось другое: «Интеллигент! А ещё – в шляпе!..»  А вот узнаешь, как приставать к женщине, когда получишь ногой в пах! Пополам согнёшься! Ну, погоди же!» – настраивала себя Оксана на отпор наглецу. Остановившись, громко произнесла:
– Увязался? И кем ты себя возомнил, интересно! Не обломится тебе ничего!.. Иди-ка своей дорогой, пока в полицию не попал!
«Мачо», однако, блаженно сощурился. Судя по всему, он отступать не собирался.
– Пос…слушай, – сказал он заплетающимся языком. – Я хороший! Правда, хороший!  Ну, давай же!..
– По физиономии решил получить?
Ночной кошмар заулыбался ей во весь рот и вновь потянулся к ней руками.
Оксану затошнило. Стало не до пререканий. Резко размахнувшись, она ударила преследователя по лицу. Очки немедленно слетели с его переносицы, упорхнув в густую траву газона.
О, Господи!.. Оксана увидела, что обидчик её был сильно близорук и без очков почти ничего не видел. Он как-то сразу оробел, притих и присев на корточки, стал наощупь шарить в газоне. Да он совсем беспомощен! Ей вдруг стало жаль его. Склонившись к траве, она тоже стала искать очки. Нашла и  отдала незнакомцу. А он, как ей показалось, протрезвев, молча напялил их на нос и медленно развернувшись, побрёл прочь. Пройдя несколько метров, мужик остановился и оглянулся.
– Извините! Просто… у меня неприятности. Жена изменила. Вот я и... –
Он горестно махнул рукой и стал удаляться.
А она застыла, как вкопанная, осознавая происшедшее.
Потом, спохватившись, подумала, что, случись на месте этого несчастного другой  мужчина, поздоровее, ей было бы несдобровать. Зубы Оксаны стучали от нервного возбуждения, её лихорадило. Ноги вдруг сделались ватными. Только сейчас она поняла, что идти дальше у неё нет сил. Увидев павильон троллейбусной остановки, сделала последний рывок к ней и буквально рухнула на скамью. «Неужто, я здесь и ночевать буду?..»  В голове опять возникло злобное лицо Сергея, испуганные глазёнки Данилки. И она обессиленно заплакала, закрыв лицо руками и слегка раскачиваясь...

Вдруг Оксана почувствовала едва заметное прикосновение к своим коленям. В ужасе вскинулась – и увидела перед собой большую рыжую собаку. Она сидела прямо перед ней и внимательно смотрела на женщину темно-карими глазами. Собака выглядела ухоженной, на ней был кожаный ошейник. Увидев, что женщина открыла глаза, псина приветливо завиляла хвостом. Оксану поразил её взгляд! Казалось, что собака знает обо всём, что ей пришлось сегодня пережить и сочувствует ей. Эта рыжая явно хотела её успокоить, сочувственно поскуливала и  не сводила с Оксаны грустных глаз. Вдруг она положила на её колено свою лохматую лапу. Оксана растроганно и благодарно погладила её. Рыжуха залебезила от радости, неистово замахала хвостом и ласково лизнула руку своей новой знакомой. Затем, осмелев, прижалась всем телом к её ногам, будто хотела её согреть. Всё это время она  смотрела на женщину так проницательно, что у Оксаны возникло чувство, что она понимает, что творится в её душе. В ушах вдруг прозвучало: «Не грусти! Всё будет хорошо!». Оксана даже тряхнула головой, чтобы избавиться от наваждения.
Прошло ещё несколько минут. Собака не отходила, всё так же не отводя от Оксаны своих карих глаз.

– Чья же ты… Рыжуха? – Она невольно произнесла вслух придуманную на ходу кличку, потому что она как-то сразу укоренилась в её сознании.
Рыжуха опять усиленно завиляла хвостом и отошла на пару шагов. Потом  тихонько гавкнула, словно звала новую хозяйку (хозяйку ли?) куда-то, но увидев, что та на её призыв не реагирует, вдруг вернулась к Оксане, схватила зубами подол её платья и тихонько потянула на себя.
«Куда ж ты зовёшь меня, милая?..»
– Мне домой надо. Некогда мне с тобой ходить, понимаешь? – произнесла она вслух. – Спасибо тебе за участие! Прощай, Рыжуха! – и Оксана потрепала её по загривку.
Собака, ожидая ещё чего-то, всё смотрела и смотрела на неё, не двигаясь с места.
Оксана решила больше не медлить, решительно зашагала в сторону дома. Поняв, что новая знакомая уходит, Рыжуха догнала её и пристроилась сбоку. Так вместе они и продолжили путь. Оксане хотелось выговориться, и она принялась рассказывать четвероногой спутнице обо всём, что произошло. Рыжуха шла рядом и посматривала на Оксану своими внимательными глазами. Так незаметно они подошли к её девятиэтажке. Оксана взглянула на окна своей квартиры, ожидая увидеть свет на кухне или в спальне. Однако окна были тёмными.
– Вот и явились, не запылились! – выдохнула женщина с горькой усмешкой. – Серёже, видно, наплевать, где бродит по ночам его жёнушка!.. Ты, Рыжуха, так поддержала меня! Спасибо тебе, собачка! Ты оказалась лучше и добрее некоторых людей. Пойдём ко мне! Я накормлю тебя. Захочешь – останешься у нас, если хозяин не объявится. Не могу же я бросить тебя на улице.
Собака, виляя хвостом, последовала за Оксаной.
Открыв дверь квартиры своим ключом и впустив свою новую подругу, женщина, не включая света, прокралась на цыпочках к комнате, где спали муж и Данилка, убедилась, что всё в порядке. Затем она пригласила Рыжуху на кухню, достала из холодильника крупный кусок курицы и накормила собаку. Взяла в кладовке старую, хранимую ещё с советских времён,  раскладушку, и разложив её, легла не раздеваясь, блаженно вытянувшись на упругом полотнище. Рыжуха немедленно улеглась на полу рядом и благодарно лизнула свесившуюся с раскладушки Оксанину руку.
- Всё, подруга, давай спать, утро вечера мудренее! Мне завтра вставать раньше всех!
Минут через десять Оксана отключилась. Судя по всему, ей снился страшный сон. Она скрипела зубами, постанывала и ворочалась на своей скрипучей кровати.

…Летом светает рано. Окно кухни выходило на восток, и солнце около шести утра полностью осветило маленькое помещение. «Пора вставать, – проникла сквозь сон ленивая мысль. – Но как же не хочется! Надо, мать, надо!» – увещевала себя Оксана, и открыла глаза. Она поднялась и села. На улице разгулялся ветер  – пышные ветви сирени то и дело постукивали в окно их квартиры на первом этаже.
Хозяйка поднялась, сунула ноги в тапочки, и тут вспомнила про лохматую гостью. Рядом её не было. Не было Рыжухи и в прихожей, у входной двери. Крайне заинтригованная, Оксана прошла к спальне, где тихо посапывали её мужчины. Пусто!
«Как сквозь землю провалилась! Уйти она не могла, наружная дверь заперта на ключ. Неужели, я бредила? Мистика какая-то!».
Оксана решила ещё раз проверить гостиную. Отодвинула диван, подняла подушки. «Что я делаю? – подумала она. – Это ведь не шпиц, не болонка какая-нибудь. Как тут поместиться крупной псине?».
В центре углового дивана лежала та самая подушка, которую швырнул в неё Сергей. Оксана сразу отличила её среди других по нарядной наволочке, которую сама же и вышила. На выпуклой, «выращенной» алыми нитками розе лежало что-то блестящее. Присмотревшись, Оксана ахнула. Это было изящное серебряное колечко с довольно крупным аквамарином. Шёлковой ниткой к нему была прикреплена записка: «Родная, прости меня за всё! Я хотел тебе подарить его ко дню рождения, но теперь прими это колечко в знак моего глубокого раскаяния! Люблю тебя и нашего сына!»
Оксана заулыбалась. Наверное, месяц тому назад они с Сергеем изучали подаренный кем-то из друзей на годовщину их свадьбы «Атлас драгоценных и полудрагоценных камней». Именно тогда оба обратили внимание на аквамарин, который, как было написано в книге, сотворён, чтобы стать камнем влюблённых. Его сила дарует благополучие и помогает семейным парам надолго сохранить свои чувства. Вспомнилось и то, что этот прозрачный камешек, способный менять свой цвет, охлаждает разбушевавшиеся страсти.
У Оксаны стало необыкновенно легко на сердце, когда она надела на палец подарок мужа.
– Спасибо, Серёжа, дорогой мой!.. – Глаза её снова увлажнились,– но где же, всё-таки, Рыжуха? Не приснилась же она мне, в конце концов! – прошептала хозяйка дома.
Вернувшись на кухню, она сварила себе крепкий кофе. Запивая им уже зачерствевший рогалик, Оксана эпизод за эпизодом восстанавливала события минувшей ночи. Когда представила смотрящие ей прямо в душу глаза лохматой спутницы, почувствовала, как по спине и по рукам поползли колючие мурашки.
– Странная встреча, на самом деле, очень странная! Была собака – и нет её!
Уже в который раз за последние часы Оксане вспомнилось бабушкино напутствие: «Ангел мой! Будь со мной! Ты – впереди, а я – за тобой!». Выходит, сработало?!
Воистину так.

(16389 знаков с пробелами, б/проб - 13826)