гл. 13. Полковые совещания

Владимир Озерянин
см. ФОТО: 1.Офицеры и прапорщики полка. 2.Командир полка, на фоне полкового знамени, подполковник Н.А.Простяков.3.Управление полка, в тыльном дворике штаба.4.Командование полка на смотре.               



           За почти полтора года своей службы я твердо усвоил солдатскую поговорку о том, что всякая кривая ведущая к цели мимо начальства, является самой прямой к ней. Вот и сейчас старался на крупное начальство лишний раз не нарываться. Поэтому мои встречи с командиром части, НШ* и другими замами* были крайне редки. А с рулями дивизионного уровня вообще никогда не сталкивался. НМС дивизии периодически бывал в медпункте, но до нашего уровня очень редко снисходил. Разве что на каком либо строевом смотре, при необходимости.


                Но, в каждой части по четвергам проводились общие совещания. Начинались они в 17.00, а заканчивались в зависимости от количества вопросов, которые нужно было решить. Примерная их продолжительность от полутора до двух с половиною часов. Собирались все офицеры, прапорщики и сверхсрочнослужащие. За исключением тех, кто в тот день находился в суточном наряде.


                Большой зал был в клубе полка. Длинный, низкий и темный, как пенал. Народу набивалось битком. Вся божья срань, типа прапоров и сверчков, занимала камчатку. Старшие офицеры впереди, младшие по середке. Командир и замы в президиуме. Пока НШ зачитывал приказы накопившиеся за неделю, по залу из рук в руки передавались журналы с перечнями приказов МО СССР, командующего группы, командира дивизии и командира полка. За каждый из них нужно было расписаться. Что, мол, ознакомлен. Расписывались даже за те, о существовании которых не всегда и подозревали. Допустим, если я был в прошлый четверг на дежурстве, то мог и не слышать о содержании какого-то приказа. Но никто и никогда мне отдельно его доводить не станет. А расписаться о том, что я о нем знаю, надо.


          Кому нужна там моя подпись, спросите вы. Ответ, прокурору. Ежели я чего либо нарушу, за что меня необходимо наказать, то прокурорские товарищи уже заранее облегчили себе задачу.
-Ты о таком - то и таком приказе знал? - спросит меня следователь. В случае чего.
-Никак, нет!
-Как нет!?А это чья подпись стоит?! - ткнет он меня рылом в мою закорючку.
-Моя...
-То, то. Собирайся, пошли с нами.
 Вот для этого и существуют еженедельные всеобщие собрания-совещания.


            Конечно, были и такие в полку экземпляры, которые никогда на эти совещания не ходили. Типа моего соседа по комнате , повара Халила Шархиуллина. Это категория военнослужащих, которые "заняты" по более, чем командир полка. И хотя неоднократно командир и нш напоминали ЗКТ* о необходимости привлечения всех его подопечных к такому важному мероприятию. С них, как с гуся вода. Он занят. Таков звучал всегда ответ. Ну, да и хрен с ними. Их набирали и увольняли пачками. И без разбора. А если нужно было, то и сажали по тюрьмам, особо не приглядываясь.

      
                Вот и сегодня одно из подобных совещаний. Гвалт в зале, как в улье. До прихода командира - полный бардак. Да и с его приходом шум просто понижается на несколько децибел. Все, как всегда. Доведение свежих приказов. Первым зачитанным, был приказ из приятных, о присвоении очередных и досрочных воинских званий ряду офицеров нашего полка. Среди них и звание капитан- нашему начмеду.

         Я так понял, что о наличии такого приказа все, кому надо, уже знали заранее и к нему готовились. Потому что намечалась грандиозное обмывание после совещания. Нас , таких сопливых, как я, на это мероприятие никто не приглашал. Хотя бы потому, что звание прапора- тупиковое. О повышении теперь можно только  помечтать. То есть один раз можно, из просто прапорщика дорасти аж до старшего. А у фельдшеров и такой планки не было. Да мы и не претендовали. Нам главное, чтобы нас вообще поменьше замечали. А "праздник" мы и сами себе в состоянии организовать.

            
           Приказы озвучивает начальник штаба майор Рыжков В.И. По залу в это время шастают замызганные амбарные книги с перечнем предыдущих приказов. Командир шушукается с замами. А все остальные между собой. Когда нш заканчивает, слово берут замы по очереди. А итог всему подводит подполковник  Простяков Н.А. Говорит много и вроде все по делу. Но так как темы его речей  не касаются медицины, то они пролетают мимо моих ушей, как ветерок. А так как наши проблемы затрагиваются крайне редко (или никогда),то мое здесь присутствие формальное. Мысли заняты предстоящим ужином. А, возможно, и посещением одного из близ расположенных  гаштетов.


             Но конец своего выступления по итогам работы части за неделю, командир вдруг закончил не стандартно:
-Ну, и вот, товарищи офицеры и прапорщики, скоро мне придется с вами расставаться. Как вы понимаете у всех у нас время пребывания здесь ограничено пятилетними рамками. Моя замена* тоже уже не за горами. Жаль мне конечно будет расставаться с нашим дружным и сплоченным коллективом, но ничего не поделаешь. Такова наша служба.
В зале наступила относительная тишина. Я, как и многие, вдруг посмотрел на командира другими глазами. Не, как на бога-командира, а как на человека вполне земного. Вдруг кто то из офицеров старшего звена поднял руку.


        -Слушаю вас, товарищ майор, - обратил на него внимание Николай Анисимович. Вопрос решился задать начальник службы РАВ*  майор Потехин.
-Товарищ подполковник, а скажите пожалуйста, если не секрет, куда вы планируете замениться?
 Майор был уже старый и битый в службе волк. Кстати, почти единственный "друг", если можно так сказать о формальной дружбе. Друг (собутыльник), моего начальника Доники.
-Присаживайтесь, товарищ майор. Хороший вопрос вы мне задали. Существенный.
 По ходу ответа командир подошел к карте СССР, висящей на стене.


         -Ответ мой будет кратким. Поймите меня правильно, но для меня, земли за Уралом нет!
При этом он кистью руки рубанул по хребту Урала на карте.
-Надеюсь, что все меня правильно поняли?
 При этом он выразительно посмотрел на всех нас. По залу прокатилась легкая волна шороха с шепотом. Даже я понял мгновенно. Если даже мне, новичку в службе, стало понятно. То что говорить о тех, кто уже зубы стер на службе. А суть ответа была в следующем. Все присутствующие помнили, что он родом с Приамурья. Но если даже он не желает продолжать службу за Уралом, то что тогда можно говорить обо  всех остальных. Особенно те, кто там  до этого вообще не был. Это говорило о том , что все лучшие условия и перспективы по службе все таки находятся в европейской части страны. А за Урал лучше не попадать.


         Для меня, на то время самой восточной точкой СССР, где я побывал , были Харьков, Луганск, Донецк. Такие аббревиатуры, как ЗабВО*, ДальВО*, СибВО*  в моих ушах тогда звучали какой- то абстракцией. А города с названием Омск, Чита, Владивосток виделись мне не ближе, чем Сан-Франциско или Чикаго. Оказывается, над всеми присутствующими в зале,  как дамоклов меч висела предстоящая  перспектива замениться ...в неведомо куда. И в 95% случаев именно в места с теми абстрактными пока для меня аббревиатурами.


            А все эти вопросы решались  всемогущими кадровиками* и зависели конечно от Господа Бога. При этом многие присутствующие в зале сюда прибыли уже с тех "благословенных" окраин. Но что то никто не хвастался жизнью и службой там. Мне лично, по крайней мере слышать на тот период не приходилось. Для большинства, как оказалось, служба здесь, в центре цивилизованной Европы, это огромный подарок судьбы. А через пять, быстро пролетевших лет, можно будет "наслаждаться" до конца жизни пейзажами какого-то полустанка с экзотическим названием "Сковородино" или "Кушка", куда не желают больше попадать даже те, кто там уже был адаптирован. Суровая правда жизни.
-Еще вопросы есть? - спросил командир у вдруг приунывшего зала. Вопросов больше не последовало
-Тогда командуйте. - распорядился Простяков в сторону НШ майора Рыжкова. Прозвучала стандартная команда:
-Встать! Смирно! Вольно. По местам службы, разойдись!

*кадровики-лица занимающиеся вопросами кадров.
*забВО,сибВО...забайкальский военный округ, сибирский военный округ и т.д.
*РАВ-служба ракетно-артиллерийского вооружения.
*замена-на смену убывающему служить на Родину, почти мгновенно прибывало лицо его заменяющее.
*НШ- начальник штаба части.
*ЗКТ-заместитель командира части по тыловым вопросам.