14. Чудо о соборе Владимирском

Ирина Воропаева
Сборник очерков «Если будете в ненависти жить».
***
Иллюстрация: Успенский собор во Владимире на Клязьме. XII век.
***

    «Всеволоду же бывшю за Суждалем оузреша чюдную матерь Божью Володимерьскую и весь град и до основанья акы на вздусе стоящь . Яви Богъ и святая Богородиця новое чюдо  князю позорующю и всему полку. Вси же зряще таковаго чюда. … Княже правъ еси поеди противу ему.»

    Так повествует Лаврентьевская  летопись о добром предзнаменовании, проводившем в поход полки Всеволода Юрьевича в июне 1176 года  против ростовского войска и Мстислава Ростиславича.

    Чудесное знамение собора, возлежавшего на облаках, напророчило победу и могущество, - Всеволод стал великим государем, Владимирская земля подтвердила свою власть над другими землями.

      Еще до смерти Михалки Юрьевича, наступившей в июне 1176 года, Ярополк и Мстислав Ростиславичи вновь попытались овладеть Владимирским престолом (ростовцы пригласили себе на княжение Мстислава, прислав за ним в Новгород), но были разбиты Всеволодом Юрьевичем, преемником к тому времени уже скончавшегося брата, на подступах к Владимиру под Юрьевом- Польским.

Ростиславичам ничего не оставалось делать, как снова удариться в бега, на этот раз оба укрылись в Рязани, у мужа своей сестры Глеба Рязанского (в Новгороде, куда попытался обратиться Мстислав, его не приняли). Совсем недавно Глеб под угрозой осады Рязани вернул князю Михалко Юрьевичу (который тогда еще был жив) все, чем поживился во время неразумного правления братьев-Ростиславичей во Владимире («Глеб ся кланяетъ, аз во всем виноват… ворочю все до золотника»). Тогда во Владимир вместе с незаконно присвоенными ценностями вернулась и чудотворная Владимирская (Вышегородская) икона Богоматери. Теперь Михалка в живых больше не было, следующий двадцатилетний князь Всеволод пугал Глеба меньше…

В общем, Глеб не удержался в рамках благоразумия, и, подстрекаемый Ростиславичами, двинулся с войсками на соседей, разорил и сжег Москву и Подмосковье… в начале 1177 года зимой Всеволод получил известия, что Глеб Рязанский с половцами идет прямо на Владимир и уже грабит Боголюбово.

На масленой неделе произошла вторая битва на той же речке Колокше, и противники Всеволода, которому снова прислали помощь из Чернигова, потерпели поражение.

В плену оказалась вся компания – сам князь Глеб, его сын Роман, его «думцы» (советники) Борис Жидиславич, Ольстин и Дядилец, а также братья-Ростиславичи, Ярополк и Мстислав. Летопись утверждает, что причиной последующей расправы с пленными был мятеж во Владимире – горожане требовали, чтобы Всеволод наказал врагов. Говорят, Всеволод этого не хотел. Говорят также, что за пленников попыталась вступиться дочь князя Глеба Феодосия, бывшая в замужестве за Мстиславом Ростиславичем Храбрым, но заступничество Глебовны пропало втуне… в общем, как бы то ни было, оба Ростиславича, Ярополк и Мстислав, сначала попали в тюрьму, потом подверглись страшному наказанию - ослеплению, а после этого их, искалеченных, отпустили.

    Глеб Рязанский остался в плену, содержался в ужасных условиях, в порубе… Мстислав Храбрый пытался помочь тестю, велись переговоры об его освобождении, Глебу было предложено отказаться от Рязани и уехать на Южную Русь, но князь ответил что-то вроде: лучше де я умру, не пойду. И умер, не протянув в тюрьме больше года. И было ему немногим больше 50-ти лет от роду…

Его сын Роман присягнул Всеволоду на верность и был отпущен через два года плена. Забегая вперед, можно отметить, что первый владимирский плен не оставил в старшем наследнике Глеба решительного впечатления, потому что еще через 4 десятка лет он кончил свои дни так же, как и его отец, в погребе у Владимирского князя, наказанный за попытку измены.

    Похоже, Ярополк Ростиславич нашел приют в Смоленске. Согласно легенде, там он  чудесным образом прозрел, после молитвы в церкви Святых Бориса и Глеба на речке Смядыне (эта церковь была построена на месте гибели Глеба, неподалеку от укрепленной резиденции Смоленских князей – Пятницкого острога в окрестностях Смоленского кремля).

В дальнейшем Ярополк был князем в Новгороде, потом служил Новгороду воеводой в Торжке (Новый Торг), откуда совершал набеги на «низовье», то есть снова воевал с Всеволодом… был ранен стрелой при обороне Торжка от суздальцев, снова оказался у Всеволода в плену… и либо на этот раз умер пленником, или ему снова повезло оказаться на свободе и прожить еще около десятка лет, но уже больше не воюя…

Что касается его ослепления и прозрения, то ослепление могло быть не полным… такие случаи бывали, что палачи не слишком старались в своем деле… сочувствие, подкуп, случайность… иногда предполагают, что казнь вообще была мнимой, отсюда и чудесное прозрение…

    Мстислав же Ростиславич  уехал в Новгород… он-то, похоже, потерял зрение на самом деле и навсегда, потому  и был прозван Безоким, Безглазым…  в разборках эпохи он больше не участвовал и умер через год после своего увечья, в 1178-ом, там же, в Новгороде. Лаврентьевская летопись сообщает, что его похоронили в Софийском храме.
      
    Итак, в результате победы на Колокше в 1177 году Всеволод, самый младший сын Юрия Долгорукого и его второй жены, константинопольской царевны-гречанки, проведший свое детство в эмиграции на берегах голубого Дуная, утвердился на княжении во Владимиро-Суздальской земле и впоследствии стал известен как Всеволод III Большое Гнездо.

Происхождение этого прозвища может быть различно. Под Большим Гнездом либо имеется ввиду его многолюдная семья, поскольку у великого князя от брака с аланкой Марией Шварновной была пропасть детей (8 сыновей и 4 дочери)… но многодетные семьи не были редкостью в те времена… или же Большое Гнездо – вся Владимиро-Суздальская земля и вообще вся огромная территория ( тут и Рязань, и Новгород), которую он контролировал и умел держать в сыновьем почтении… то есть в подчиненном положении…

Всеволод (Дмитрий) Большое Гнездо – дед Александра Ярославича Невского, вот к каким мы подбираемся временам… он прожил 58 лет (1154-1212), из них великим князем Владимиро-Суздальским являлся 35 лет (1177-1212)… такое долго правление сильного политического лидера – целая эпоха в истории возглавляемой им страны.   
 
    А потом, вскоре, на южных окраинах Русской земли появились неизвестные доселе племена, многочисленные и воинственные. 31 мая 1223 года произошла битва на реке Калке между объединённым русско-половецким войском и татаро-монгольским войском. Началась другая эпоха, принесшая новые неисчислимые беды, куда хуже прежних. «И было все то за грехи наши», - записал летописец, пытаясь дать объяснение необъяснимому – как, почему столь большая, богатая, могущественная Русь оказалась побеждена.
(2012 г.) 
*********
Продолжение: http://www.proza.ru/2014/06/25/1953

Содержание сборника: http://www.proza.ru/2014/06/17/1550