Леонид Словин. к годовщине со дня смерти

Майя Уздина
При жизни Л.С. Словина был напечатан очерк о нём.Он был удалён.Вторая редакция
этого очерка используется в настоящем посвящении.

19 июня в 2часа ночи в иерусалимской больнице ШаарЭй Цэдэк скончался известный писатель,
автор нашего сайта ЛЕОНИД СЛОВИН.

Простите нас, Лёня.  Спасибо, что Вы были с нами, что находили нужные слова для каждого. Ваши слова поддерживали нас. Светлая память!
 
В газете "Вести" на первой странице под портретом писателя поместили тёплые слова прощания с другом и благодарности. Там же опубликовано произведение Леонида Словина "Погоны,ксива, ствол."(Отрывок)
Русскоязычное радио РЭКа  сообщило о смерти писателя и времени его похорон.
На кладбище  Гиват Шауль более 10 машин привезли людей, желавших проститься с   Леонидом Семёновичем Словиным.

По тебе не служат панихиду,
Чтоб простить душе грехи земные.
И не скажут слов пустых для виду,
Здесь друзья твои, а не чужие

Изголовья пусть цветы коснутся,
Но не те, что сделаны искустно,
Ведь к живым не суждено вернуться
Без цветов на небе будет грустно.

Одиноко саксофон пусть плачет,
Ну а наших слёз тебе не надо.
Жизнь земная ничего не значит:
Суетные дни даёт в награду.

Ты умел развеять все печали,
Увлекал развитием сюжета
Люди на земле тебя читали.
Будут впредь! Я точно знаю это.

Ты же к вечности идёшь не в гости,
Неизвестность уж давно известна…
Людям горьки мысли о погосте,
А душе и там бывает тесно.

Не хотел, чтоб жалость ликовала,
Верил: время лечит, не грустите…
Вот одной звездою больше стало,
Человеком меньше. Уж простите…
      
19. июня  2013 года. Александр Любарский.

К стыду своему, должна признаться, что не являюсь поклонницей детективов. Тем не менее, с большим интересом смотрела некоторые детективы, например, «Место встречи,  изменить нельзя» и с удовольствием читала определённые книги. Особенно Сименона. Дело, наверное, не только в том, о чём произведение, а в том, как оно написано.

А когда я по совету знакомых всё же обратилась к произведениям Л.Словина, то почувствовала вину перед талантливым, умным писателем, к которому я так долго не заглядывала.

Его произведения не показались мне однозначными. Они образны, интересны и совсем не просты. В его произведениях присутствует  острозакрученный  сюжет, они динамичны, тем не менее, это - настоящая талантливая литература. Чувствуется, что автор не только хорошо владеет материалом, но ясно ощущается его эрудиция,  знание литературы,  умение писать, создавать яркие образы персонажей, а не просто излагать события.

В одном из своих очерков Л.Словин характеризует Г.Вайнера. Слова, адресованные  Г. Вайнеру, несомненно,  можно адресовать самому Словину: "Плотная художественная ткань, щедро сдобренная метафорами, ассоциациями, выдумкой».

Конечно, уголовный розыск снабдил его материалом. Но он создал настоящую литературу из этого подручного материала. Ведь только имея богатый материал, хорошее литературное произведение не создашь.

Леонид Семенович Словин родился 2 ноября 1930 года.  Москвич.

Его отец - инструктор ЦК комсомола, был расстрелян в тридцать восьмом как "матерый латышский шпион", и семье пришлось очень нелегко. Несмотря на это, ему удалось поступить  в Московский юридический  институт. Кстати, такой интересный факт: однокашником, а также коллегой по секции бокса был Аркадий Вайнер.

Но в 1952-м, когда молодой специалист закончил  Московский юридический институт, (теперь юрфак МГУ) его все-таки забраковали, не допустили к работе в органах - по политическим причинам.
( Когда я об этом узнала, мелькнула мысль : «Уберёг Господь»).

Делать нечего, пришлось ехать адвокатом в глухой городок Шарья, это в Костромской области. Тогда он не мог себе представить: как это, защищать тех, кого он так мечтал изобличать - грабителей, убийц... Никто ему не объяснил тогда, что адвокат должен защищать не преступление, а человека, сбившегося с истинного пути.
Из Шарьи его перевели в Кострому, где он был начальником уголовного розыска.

Позже, в годы «оттепели»,  Л.Словину удалось перейти на работу в милицию. Обычно из милиции шли в адвокаты, но таково было его желание. Он поступил против правил, но по своему желанию.
И сюжеты будущих повестей он узнал в Костромской милиции.

Леонид Словин - член Союза Писателей России. Автор более трех десятков книг в жанре милицейского (полицейского) детектива, в центре которого крутой российский мент, борющейся  как с жестокой уголовной преступностью, так и со своим карьерным начальством.  Общий тираж публикаций  Словина  по данным Книжной палаты превышает  13 миллионов экземпляров.
Но первая  его книга была не детективом. Называлась она «Такая работа».  Книгу скорее можно охарактеризовать как производственный роман о милиции. И написана она была после появления в печати закрученной детективной истории о деле, знакомом Словину совсем другой действительностью. Роман   посвящен раскрытию убийства  бывшего коллеги по Костромскому горотделу милиции оперуполномоченного Геннадия Печурина.

 Книгу заметили.

Словин продолжал писать. Он рассказывал о делах, которые расследовали герои его повестей, об  их поступках, рисовал их портреты.   Сотрудники милиции,  работавшие с ним узнавали своих коллег.

В Денисове, основном персонаже произведений, посвященных московской транспортной милиции, угадывались черты замечательного сыщика Виктора Акимова, к сожалению, недавно ушедшего из жизни. Работая над своими костромскими повестями, Леонид мысленно возвращался к заместителю тогдашнего областного уголовного розыска Григорию Басаргину. Его отличала феноменальная наблюдательность. Однажды, когда он шел на работу, встретил известного уголовника, а на куртке его заметил небольшое пятно от побелки. Басаргин поинтересовался у дежурного: «У нас нет сегодня заявлений о краже на стройке?». «Есть! Строительного пистолета...». «Тогда примерьте этого друга...» И точно! В цвет.

О своих произведениях автор говорил:  «я могу писать только о том, что досконально знаю. А знаю я досконально только сыскную работу».


На вопрос журналиста Андрея Конарова,  почему он решил стать милиционером, не для того ли, чтобы собрать материал для написания детективов?  Леонид Семёнович отвечал:

« Меня очень развеселил один из авторов произведений о милиции — не буду называть имени — когда рассказал, что для написания своего романа он в течение месяца, как на работу, являлся в дежурную часть отделения милиции и проводил там целый день. Я провел в милиции 26 лет, один месяц и восемнадцать дней. Так записано в моей трудовой книжке. Поступая на службу, я не думал, что стану писателем. В милицию я ушел из адвокатуры, куда меня определили по окончанию юридического института против моей воли. "Не хотел ты есть хлеб лежа, — напутствовал меня при переводе из адвокатов в менты мой друг, заведующий Шарьинской юридической консультации, — будешь есть его стоя!". Моя заработная плата в милиции города Костромы сразу уменьшилась втрое. Но мне было на это наплевать. Я шел в милицию, чтобы раскрывать преступления».

В шестьдесят втором Словина перевели в Москву, с понижением: оперуполномоченным на Павелецкий вокзал. Разве мог он предполагать, что прослужит там целых двадцать лет! Он до конца жизни помнил: сто десять кассиров, тридцать носильщиков, семьдесят три кладовщика. Сто пятьдесят поездов в пригородном и двадцать одна пара в дальнем.
В основе большинства  первых произведений Леонида Словина лежат уголовные дела.  Роман «Цапля ловит рыбу» посвящен гибели известного киноактера Талгата Нигматулина. Рано ушедший из жизни следователь по особо важным делам  независимой Литвы Гедас Наркунас считал, что Словин - второй человек после него самого знающий в деталях обстоятельства этого убийства.
 «Тайны кладбища Шмерли» посвящены «деятельности» осужденной серийной убийцы. Роман «На темной стороне Луны», написанный в соавторстве с Георгием Вайнером, в основе содержит  материалы «узбекского» дела, расследованного Гдляном и Ивановым, а «Зеленое море, красная рыба, черная икра» - дело браконьерской мафии острова, находящегося недалеко от Баку. «Астраханский вокзал» - это дело некоего учителя из Тольяти. Список можно продолжить. Что же касается описаний места действий, то автор предпочитал лично их увидеть прежде, чем их описывать.  Чтобы написать свой роман «Дополнительный прибывает на 2-ой путь», где убийство происходит в поезде Москва- Душанбе, он проделал  путь  с блокнотом в руках. Работая над романом «Агентство «Лайнс», вышедшим  в издательстве «АСТ» он провел  пасхальную ночь в Храме Гроба Господня в Иерусалиме…
 
После ухода Леонида, я часто общаюсь со вдовой Галиной Андреевной. Она рассказала, что недавно к ней обратились кинематографисты и заключили договор на съемки нового 5-ти серийного  фильма по сюжету повести  Л.Словина.

По  повестям и сценариям сняты  фильмы «Дополнительный прибывает на второй путь», а по совместным с Георгием Вайнером сценариям — телесериалы «На темной стороне Луны», «След черной рыбы», фильмы «Кодекс молчания 1, 2». Как он относился к  экранизациям?

Он, скромный человек, считал, что экранизации удались во многом благодаря мастерству прекрасных режиссеров — Валерия Ахадова, Сайдо Курбанова, Зиновия Ройзмана. Да и актеры в этих фильмах сыграли достойные: Сергей Никоненко, Мурад Раджабов, Александр Фатюшин, к сожалению, он рано ушел из жизни... Было время, когда «Дополнительный...» каждый год показывали в День железнодорожника. Двухсерийный фильм, в котором острый сюжет на протяжении двух серий сопряжен с движущимся поездом, железнодорожники считали «своим».

Что Леонид говорил о современной российской милиции ныне полиции?  « Российская милиция полностью отражает лицо российского общества. Честный сотрудник милиции нередко и сегодня ведет борьбу на нескольких фронтах — с преступностью, с оскорбительным предубеждением окружающих, которым он посильно служит, и с делающим карьеру собственным начальством. Начальство обычно и толкает сотрудника на нарушение закона во имя показухи, статистики и прочего. Сегодня частный охранник за 4-5 суточных дежурства в офисе получает больше, чем офицер милиции в месяц, не говоря уже о постовых. А ведь степень риска у них разная! Посмотрите статистику, сколько ментов гибнет ежегодно. Общество и не вспоминает о них».

И раньше так было, но редко писали об этом. Рассказывал, что у израильской полиции тоже есть проблемы с законом.

 Это проблемы, которые,  существуют у всех полиций мира. Есть и недовольство полицией, и «оборотни в погонах». Все дело в масштабах, которые приобретают эти явления, и в отношении к ним общества.

Кто из  авторов детективов был близок писателю Леониду Словину? Успешны  Виктор Пронин, Данил Корецкий, Андрей Кивинов, его питерские коллеги — Максим Есаулов, Александр Новиков, Сергей Майоров, Елена Топильская,  которую выделяет  художественный вкус, мастерский диалог, точное знание предмета.
 Появился неплохой автор Павел Орлов, действующий оперативник. Интересно пишет Лев Гурский.
Недавно ушёл из жизни Эдуард Хруцкий.


Наиболее известные произведения писателя  –«Астраханский вокзал»,  «Бронированные жилеты», «Агентство «Лайнс», « На темной стороне Луны» ( в соавторстве с Георгием Вайнером, ставшее литературной основой одноименного телесериала).Этот роман переведён на французский язык и включён в знаменитую  «Чёрную серию» издательства «Галимар» в Париже.

Писателя по праву можно назвать одним из мэтров «современного милицейского детектива». Леонид Семёнович  не уходил на пенсию, когда подошло время. Он продолжал работу в агенстве «Лайнс».

 В 1994 году Леонид Семёнович приехал в Израиль. Сначала в гости, когда оказалось, что ему необходима медицинская помощь, к нему присоединилась жена Галина Андреевна Жукова, прежде навещавшая его. Дети и внуки живут в Москве. Часто встречались, постоянно перезванивались.

В Иерусалиме он продолжал работать.  Он был постоянным корреспондентом Литературного  обозрения иерусалимского Дома книги «Золотая карета», Одна из центральных газет «Вести» часто публиковала его произведения.
Ему посвящена страница в википедии.

Работал он  и на нашем сайте «Проза.Ру», где я и познакомилась с ним.

Мы общались с ним почти ежедневно. Мне  просто необходимо было переслать интересную находку из
интернета, рассказать об  открытом  для себя  авторе, послушать его впечатление от чего-либо, взволновавшего меня, иногда  поделиться личным. Я думаю, это было взаимно. Готовясь к годовщине со дня его ухода, я открываю старую почту, письма, присланные мне Леонидом. Ежедневные новости, обмен мнениями, пересылки.
Уже год я не отправляю корреспонденцию по его адресу. А когда читала его почту, автоматически включалась запись: «Заведите себе в друзья Леонида Словина». Горько читать.

Награды:

Награды:
Орден советского ветерана  Центрального аппарата МВД России
«За благородство  помыслов и дел»  первой степени. № 105.  22-3-2009 г.


«Медаль  разведчика Кузнецова».



Вот страница автора Леонида Словина на сайте «Проза.ру»
-http://www.proza.ru/avtor/vatan

Тетрадь, найденная в Катамонах. Окончание - миниатюры, 
Тетрадь, найденная в Катамонах. Шпионский рассказ - миниатюры.
 
Очень интересный рассказ о внедрении агента в лагерь врага.

Звезда уголовного мира бывшего СССР - миниатюры.

Это рассказ об известном воре-профессионале Венгровере, которому посвящён отдельный стенд в музее криминалистики. Удивительно умный и находчивый, при любых обстоятельствах не терявший духа. Долгие годы за ним безрезультатно охотились работники уголовного розыска. Он был неуловим. Но писатель рассказывает и о других качествах этого вора. Он обладал сентиментальностью и желанием  облагодетельствовать определённых людей. Вот цитата из этого произведения Л.Словина:
«Он так и не смог расстаться с профессией, которой отдал всю свою жизнь. Числясь истопником Саженевской специальной школы-интерната, что в Рязянской области, Венгровер в свободное время подолгу отсутствовал,  якобы навещая своих дальних родственников. Возвращаясь он щедрой рукой раздавал соседям привезенные им подарки. Так продолжалось до тех пор, пока кто-то в поселке не обратил внимание на то, что все старушки из дома престарелых, все, как одна,  щеголяют с модными в то время, дорогими японскими зонтиками…»

Уроки литературы - миниатюры.
 
 Рассказ о том, как автор впервые написал книгу. Как, почему  книга пошла к читателям.

«Свою повесть я назвал  «Такая работа». Поставил точку и полагал, что на этом моя литературная деятельность закончилась. Меньше всего я мечтал о карьере писателя, изводящего время в поисках точного слова. Я не был рожден писателем. Кстати, у меня  в старших классах школы по русскому языку были очень плохие отметки. Диктанты – был мой бич. Я делал огромное число ошибок. Наша учительница заставляла их «прорабатывать». Слово, в котором была допущена ошибка, следовало много раз написать правильно. Каждому слову отводилась страница. Всего на исправление ошибок одного диктанта  мне не хватало тетради, и я вставлял дополнительные листы. Пока я «прорабатывал» один диктант, мы уже писали следующий. Я не выходил из «проработки»…   
 
   Я и следователем-то милиции не стал, чтобы не заполнять бесчисленные страницы протоколов. Но в последующем мне повезло. Я оказался в редко кем посещаемой стране, называвшейся «Уголовный розыск», где нормальные люди рисковали  жизнью, стреляли, гнались, задерживали… О ней я и решил  рассказать  читателям».

Владимир Высоцкий по паспорту и в душе.

Списано со стенок бокса в Бутырской тюрьме - миниатюры. 

Шерлок Холмс, Эркюль Пуаре, капитан Денисов - миниатюры.
 
Братья Вайнеры. Конец знаменитого тандема? Литературные миниатюры.
 
Георгий Вайнер. Литературная Россия - миниатюры.
 
Рассказ о знакомстве, совместно работе с замечательными писателями. Воспоминания.

Большая лошадь - миниатюры.

Воспоминания о детских годах.
 
Собачье сердце - миниатюры.
Посвящено  любимой Собаке Сиду.

А вот –избранные читатели:
Барбос91, Майя Уздина, Герчиков Илья, Григорий Сухман, Зорий Шохин, Шульман Владимир, Владимир Гугель, Сергей Сазонов, Юрий Воякин, Виктор Ковыль, Павел Алин, Павел Чугаев, Елена Москвина, Игорь Исетский, Братья Кузьминские, Кузин Михаил Дмитриевич, Ваш Ночной Кошмар, Наталия Дардан 3, Эль Фаустова, Дмитрий Серков, Alex Zima, Андрей Питерский, Алекс Сидоров, Игорь Алексеев Москва, Яна Голдовская, Донцова Екатерина Валерьевна, Игорь Леванов, Влад Вол, Шели Шрайман, Др Михаэль Павлов, Олег Ярков, Александр Долженко, Игорь Телок, Василий Тихоновец, Василий Вялый, Михаил Лезинский, Виктория 10, Агзам Камилов, Яков Неизвестный, Евгений Ханкин, Сергей Преображенский, Виктор Некрасов, Анатолий Олейников, Андреев Анатолий, Виктор Камеристый, Семен Сухолуцкий, Леонид Наумович, Егор Ченкин, Александр Терентьев, Ирина Камина 2, Амушл Кабак, Владимир Шуля-Табиб, Ярослав Вал, Игорь Жигарловский, Садистка-Пародистка, Григорий Иосифович Тер-Азарян, Ольга Сенникова, Владимир Теняев, Вита Лемех, Феликс Рахлин, Ирина Новикова 3, Яков Каунатор, Алла Бур, Сергей Степнов, Игорь Абросимов, Игорь Гарин, Леонид Курохта.
 
О каждом из избранных мог бы рассказать Леонид Словин. Так же и избранные им читатели могут рассказать о нём. И не раз вспоминают и рассказывают. Ярослав Вал в рецензии  мне написал: «Был у меня  друг- Леонид Словин.  Ирина Камина посвятила Словину и его жене  замечательное стихотворение, взаимное трогательное отношение связывало Ирину Новикову и Леонида Словина. Прочитав её воспоминания из детского дома, он немедленно направил меня на её страницу.

Мы помним нашего друга  Леонида Словина! Светлая память!
При подготовке  очерка использованы  личные беседы, произведения Леонида Словина,
Интервью журналистов   Андрея Конарова,   Игоря Савельева.




 
Произведения:

Такая работа Повесть. Верхн-Волжское изд, Ярославль, 1965
Задержать на рассвете: Повести. М., 1969
Астраханский вокзал. М., 1975 (Стрела)
Дополнительный прибывает на второй путь: Повести. М., 1981
Пять дней и утро следующего: Повести. М., 1981 (Стрела)
Транспортный вариант. М., 1982
Обратный след. М., 1984 (Стрела)
Транспортный вариант: Повести и рассказы. Кишинев, 1988 (переиздана в 1997 и 1998 гг.)[1]
"Бронированные жилеты".М. "Квадрат"1989 ", общ. тираж 1 млн экз
"На темной стороне Луны" (в соавторстве с Георгием Вайнером) М, "Молодая гвардия" общ тираж более 1 млн экз 1990г
"Когда в нас стреляют" М, "Квадрат"
" Точку ставит пуля"
"Отстел" М.,"Эксмо"
"Пауки" М, "Эксмо" 1997
"Война крыш" М., "Центрополиграф"
" Победителям не светит ничего" (в соавтостве с З.Шохиным) М, "Центролиграф"
" Героиновые звезды"М. "Эксмо"
"Полночный детектив" Мю.,"Омега".
"Агентство "Лайнс" СпБ,"Астрель", 2008
"Погоны, ксива,ствол" СпБ, "Астрель", 2008

 Фильмография

1986 - Дополнительный прибывает на второй путь- киностудия "Таджикфильм" две серии
1990 "На темной стороне Луны" (в соавторстве с Георгием Вайнером) сериал "Узбекфильм" по заказу ЦТ четыре серии
1990 - Кодекс молчания
1992 "По следу черной рыбы" (в соавторстве с Георгием Вайнером и Зиновием Ройзманом) сериал по заказу ЦТ киностудия "Узбекфильм" пять серий
1992 - Кодекс молчания - 2

© Copyright: Майя Уздина, 2012