9. Луч славы на место избранное

Ирина Воропаева
Сборник очерков «Если будете в ненависти жить».
***
Иллюстрация: князь Андрей Боголюбский, реконструкция М.Герасимова.
***
 
           АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ. 1112 – 1154 – 1157 – 1174.

«Сей благоверный и христолюбивый государь от младости возлюбил бога и душу свою всеми добродетели украсил, подобен был Соломону. … В воинстве был храбр, и мало кто из князей подобный ему находился, но мир паче, нежели войну, и правду паче великаго приобретения любил».
Татищев В.Н. «История Российская».

                ВЛАДИМИРСКИЙ КНЯЗЬ. 1154-57.

    В год своего триумфа, то есть 1154-й, Юрий Долгорукий понес неожиданную и чувствительную утрату – от него ушел его сын Андрей, оставив отца против его воли и в тайне от него. Из своего номинального удела в Вышгороде, где он являлся всего лишь отцовским подручным… и ему это явно осточертело… Андрей Юрьевич уехал на княжение во Владимир Залесский, стоявший на реке Клязьме… ему исполнилось 42 года, пора было становиться самостоятельным государем… теперь или никогда… между тем, обладая государственным складом ума, Андрей видел тщетность усилий своего отца в его борьбе за Киев… будущее было уже не за Киевом…

Покидая Вышгород, Андрей взял с собой список Киевской летописи (самый старый сохранившийся экземпляр неоднократно переписанной Киевской летописи – Лаврентьевский свод) и еще икону старинного византийского письма (Богородица Умиление), привезенную в 1131 году из Влахернского Успенского монастыря Константинополя в дар от патриарха Луки Хрисоверга для великого князя Мстислава-Гарольда Владимировича Великого (а не для Юрия Владимировича Долгорукого, младшего брата Мстислава, как об этом почему-то часто сообщают – Долгорукий впервые появился в Киеве в качестве великого князя Киевского в 1149 году)…

«Том же лете иде Андреи от отца своего из Вышегорода в Суждаль без отне воле и взя из Вышегорода икону святое Богородицы юже принесоша с Пирогощею исъ Царяграда въ одиномъ корабли»…  Согласно церковной легенде, икона сама пожелала покинуть храм в Вышгороде, отходя от стены, а вблизи Владимира лошади, которые ее везли, встали и не трогались далее с места.

Здесь, в устье речки Нерль, левом притоке Клязьмы,  князь Андрей заложил свою резиденцию, укрепленный замок Боголюбово. Место, любимое богом. По названию резиденции князь получил свое прозвище – Боголюбский. Кроме этих и еще некоторых других чудес, связанных с иконой, Андрей рассказал, что видел во сне на стоянке самую молящуюся Богоматерь, указавшую ему, что поместить  икону следует в городе Владимире,  и потому вскоре заложил там Успенский собор, в который поставили привезенную из Вышгорода икону, а также заказал особый иконописный образ, с изображением своего сна, получивший название Боголюбского.

Богородица Боголюбская рисуется в рост, без Младенца, фигура ее повернута вправо, руки молитвенно подняты к правому верхнему углу, где помещен Господен лик, а в ее руке находится свиток с письменами, причем отрывок одного из самых красноречивых текстов со свитка таков: «…светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, мною избранное».

Идея о богоизбранности Владимирской земли сыграла свою важную роль сначала в политической судьбе ее автора, князя Андрея Юрьевича Боголюбского, а затем в дальнейшей истории Руси.

    Во Владимире на Клязьме князь Андрей начал делать собственную политику, принявшись с большим рвением обустраивать свою землю, завоевывая себе в ней авторитет и поддержку на будущее… Он занимается строительством во Владимире: «Град же Владимир расшири и умножи, всяких в нем жителей, яко купцов, хитрых рукодельников и ремесленников разных населил». Он возводит во Владимире собор Успения Богоматери – грандиознейшее и прекраснейшее строение, дошедшее до наших дней, хотя и в несколько перестроенном, дополненном  виде, и некогда скопированное в Московском Кремле в знак преемственности власти от Владимирских князей Московскими.

    В недалеком будущем князь Андрей вообще весьма активно  занимался делами церкви, имевшими большое общественное значение. Перенос им почитаемого образа Богородицы из Киевщины на Владимирщину ясно показывает, как хорошо он это сознавал… «взя из Вышегорода икону святое Богородици, юже принесоша с пирогощею ис Царяграда»… в его поступках не было ничего случайного, во всем видится точный расчет…    
    В общем, князь Андрей вполне заслужил свое прозвище – Боголюбский.

    Правда, стоит отметить, что в «боголюбии» князя Андрея не было ничего елейного. Это была политика, а политика предполагала различные компромиссы, иной раз шедшие вразрез с религиозными догмами.
    Когда местное население начало возражать против строгостей ростовского епископа Леонтия (Леона), который «гордостью надмен… начал учить развратная, яко не есть мяса в господние праздники»… «не должно есть мяса в господские праздники, если они случатся в среду или пятницу, ни в рождество господне, ни в крещенье» (языческие же пережитки между тем требовали мясоедения в некоторые праздничные дни, например, на великий день – пасху, когда люди поминали на могилах родственников, принося с собой еду), - когда пришлось решать этот конфликтный вопрос, князь Андрей устроил публичный богословский диспут, на котором его выдвиженец епископ Феодор (племянник Петра Бориславича, киевского боярина и тысяцкого) победил Леонтия («упре его владыка Феодор»)…
    За эту победу враги называли Феодора «волхвом», но цель была достигнута – с помощью этой меры, хотя и анти-церковной по существу, князь Андрей поддержал свой авторитет правителя, а русские люди до сих пор едят на пасху яйца, творог и ветчину и даже понятия не имеют, что на самом деле не соблюдают заповеди христианства, а поступают также, как поступали их пращуры-язычники много-много веков назад…

    Поскольку епископа мог и выбрать, и сместить собор – сбор городской верхушки и выборных из подчиненных городов той земли, где это происходило, то противник мясоедения Леонтий оказался смещен и заменен на «волхва» Федорца, которому, впрочем, его деятельность обошлась весьма дорого. Позднее Боголюбский  вынужден был выдать его на расправу Киевскому митрополиту…

«Том же лете чюдо сътвори Богъ и святая Богородица новое Володимири  городе - изъгна Богъ и святая Богородица Володимирьская злаго и пронырьлнваго и гордаго лестьця лживаго  владыку Федорьца нз Володимиря»… летопись рассказывает, что бог, решив наказать Феодора, лишил его ума – он не послушался «христолюбивого» князя Андрея, «велящю ему ити ставиться къ митрополиту Киеву», закрыл во Владимире церкви, прекратив церковные службы, в результате чего был изгнан князем «месяца мая въ  день на память святого  Ивана  Богсловьца… яко адъ посла же его Андреи к митрополиту  Киеву, митрополитъ же Костянтинъ (Константин II) обини его всими винами (в вину Феодору ставили также бесчинства, грабежи и зверские расправы над людьми –«много пострадаша члвци от него въ держание его, и селъ изнебы;ша… муча немилостивне, хотя въсхытити от всих имение… сихъ кроткых Ростовьскыя земля от звероядиваго Федорьца погибаюши») и повеле его вести в Песии островъ  и тамо его осекоша, и языка оурезаша, яко злодею еретику, и руку правую отсекоша , и очи ему выняша, зане хулу измолви на святую Богородицю… якоже и сего доведоша беси… и сведоша и въ адъ… злыи бо зле побибнеть»…

Летописец уточняет, что Феодор «без покаяния пробыл… до последнего издыхания». Казнь Феодора имела место в Киеве в 1169 или 1170 году, во время княжения там Глеба Юрьевича: «И прокляли его (Феодора) собором, а книги, писанные им, на торгу перед народом сожгли». 

    Кроме своей непосредственной причастности к чудотворной иконе, по легенде князь Андрей Юрьевич владел мечом, принадлежавшим Святому Борису. Святой и Борис и Святой Глеб – братья Владимировичи, согласно преданию убитые своим братом Святополком Окаянным, Глеб в предместье Смоленска на реке Смядыне, Борис на реке Альте.

Но это обилие святынь, окружавших знаменитого князя, и его славные деяния во славу церкви не спасли его от страшной гибели… однако об этом ниже. Пока же он только восходил к зениту своей славы. 

        ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИРСКИЙ И ВСЕЙ СУЗДАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ. 04.06.1157.

    После насильственной смерти Юрия Долгорукого Киевом завладел Изяслав Давыдович. Семья Юрия, лица из ближайшего окружения и остатки дружины устремились на Северо-Восток, где завещание Юрия обещало им всем уделы. Однако бояре Ростова и Суздаля не приняли их, нарушив данное в 1151 году крестное целование в разделе земель, установленное Юрием, и посадили на стол князя Андрея Боголюбского, к тому времени наилучшим образом зарекомендовавшего себя в этой земле. Это решение было единогласно утверждено на соборе 4 июня 1157 года. Андрею Юрьевичу в то время было 49 лет, прекрасный возраст для мужчины, воина и политика, и мудрый, и деятельный.
    «задумавше вси, пояша Андрея, сына его старейшего и посадиша и в Ростове на отни столе и Суждали, занеже белюбим всеми за премногую его добродетель, юже имяше преже к Богу и ко всем сущим под ним.»
   
    И, конечно, с этого времени Андрея Юрьевича титуловали великим князем, и он сам себя так титуловал.
    Надо сказать, что особых строгостей тут не соблюдалось - титулами великих князей титуловали не только князей Киева, но и всех крупных городов, о чем свидетельствуют летописи и надписи на исторических раритетах. Титулом Киевского великого князя как государя всея Руси являлся «цесарь» - царь, хотя этот титул не был общеупотребительным, а во времена Боголюбского царский титул и вовсе потускнел, приобретя смысл отвлеченной риторики. Вот великий князь Владимирский – это была не риторика, это была реальная сила. 

    Вскоре, в 1161-62 годах, князь Андрей избавился от своих младших родственников и конкурентов. Уделом племянников Андрея, Ростиславичей, и вдовы Юрия, греческой царевны, вместе с ее сыновьями, Василько, Мстиславом и совсем еще маленькими Михаилом и Всеволодом стало изгнание. Вероятно, Андрей разрешил остаться только одному своему брату – калеке Святославу.

И вот княгиня уехала к родне в Константинополь, где император Мануил I Комнин выделил ей и ее детям «в кормление» город Аксалон и ряд других городов по Дунаю. Вместе с нею там поселились и Василько с Мстиславом, так как податься им больше было некуда. Мстислав умер на чужбине, Василько на Русь также больше не вернулся.

Но маленькие Юрьевичи выросли и возвратились на родину, где соперничали с Ростиславичами за власть над Суздальщиной. Возраст племянников Андрея, Ярополка и Мстислава Ростиславичей, неизвестен, и, хотя их отец Ростислав был старше Андрея, но по отношению к ним окружающих и по их дальнейшим поступкам можно предположить, что они были не намного старше младших Юрьевичей… тоже поздние дети… Это все было одинаково младшее поколение семьи, хотя и принадлежащее к разным коленам и с неравным статусом.
 
    Князь Андрей не стал покидать Владимир ради более старого Суздаля, но и там непосредственно не проживал, - хотя во Владимире у него был дворец, рядом со старым двором его отца и церковью Спаса, но жить он по прежнему предпочитал в своем Боголюбове. Времена стояли неспокойные, князь больше полагался на мощь крепостных стен своей резиденции, чем на лояльность горожан.

В Боголюбове Андрей возвел дворец, в комплекс построек которого входил Рождественский собор, располагавшийся посередине дворцового здания и соединенный с двумя дворцовыми крыльями двумя же переходами, имевшими у стен собора соответственно две лестничные башни (сени).

От построек времен Андрея Боголюбского до наших дней дошла только одна лестничная башня – то ли по иронии судьбы, то ли в назидание потомкам именно та, возле которой великий князь был убит… потому что конец Боголюбского был весьма трагичен… пожалуй, более трагичен, чем у его отца, хотя оба умерли насильственной смертью… В настоящее время на месте княжеского замка в Боголюбове находится Рождественский монастырь, местоположения его зданий отчасти повторяет планировку старой княжеской резиденции.
 
    Став князем Северо-Восточной Руси и одним из самых сильных русских и европейских государей, Боголюбский вплотную занялся вопросами ее дальнейшего укрепления и возвеличивания.

    Боголюбский активно вмешивался в церковные дела, изгнал неугодных ему и его подданным епископов (Нестор и Леонтий, пастыри излишне строгие и князю непокорные), перенес центр епископии из Ростова во Владимир и всеми силами старался учредить Владимирскую митрополию, чтобы избавиться от власти Киевского митрополита («князь просил патриарха константинопольского «да благословит град Владимир митропольею и да поставит в него митрополита»). В целом он не преуспел, митрополия создана не была, а кроме того, в Киеве погиб его ставленник - епископ Феодор… кто тогда мог знать, что однажды сам Киевский митрополит, оставив разоренный Киев, переедет во Владимир Залесский на Клязьме, и уже навсегда…

    Стараниями князя Андрея особенно торжественно стал отмечаться осенний Богородичный праздник, день Покрова Богородицы (1 октября). Праздник зародился в Византии как прославление чуда Богородицы, явившейся в храме Андрею Юродивому и Епифанию во время молитвы со своим покровом (покрывалом, мофорием) в руках, который она простерла над молящимися, но прославился не в Византии, а на Руси… «да не останется без праздника святой Покров Твой, Преблагая, но если Ты пожелаешь прославить честный праздник Твоего Покрова, то, Всемилостивая, укрась его, чтобы прославляющие Тебя возвеселились, видяще сияние многоразличных праздников Твоих»...

Праздник Покрова сделался одним из важных и типично русских праздников, его символическое значение сводилось к тому, что Богородица защищает любезную ей русскую землю, накрывая ее своим покровом… не случайным кажется и то обстоятельство, что явление Покрова Богородицы произошло Андрею Юродивому – «скифу»… хотя стоит отметить, что идея об особом покровительстве Богоматери Русской земли родилась еще ранее времен Боголюбского, еще в Киеве.

    И, разумеется, князь Андрей вмешался во внутреннюю политику страны и принял участие в борьбе за великое Киевское княжение, но в отличие от его отца Киев не был его самоцелью, а только средством укрепить свое положение на Северо-Востоке, увеличив свое могущество. Андрей начал с того, что отказался признать себя вассалом Киева, как это сделал ранее и его отец, приступая к борьбе со своими родственниками после смерти своего отца. Дань Киеву Боголюбский, естественно, не платил… Северо-Восточная Русь обособилась от Киева, и будущее было за ней.
(2012 г.)
*********
Продолжение: http://www.proza.ru/2014/06/17/1522

Содержание сборника: http://www.proza.ru/2014/06/17/1550