4. Уязвен невидимо от бесов

Ирина Воропаева
Сборник очерков «Если будете в ненависти жить».
***
Иллюстрация: Миниатюра из Радзивилловской летописи «Нашествие навий в Полоцке».
***
                НАШЕСТВИЕ МЕРТВЕЦОВ. 1092.               

    Всеволод Ярославич правил до 1093 года – года своей смерти. Как предполагают исследователи, в это время Южную и Западную Русь охватила эпидемия какой-то заразной болезни. С другой стороны, если речь шла об эпидемии, то летописи так и сообщали: «Бысть мор на людях». Между тем под 1092 годом в летописи помещено из ряда вон выходящее сообщение об удивительных  и страшных событиях в Полоцке.

Согласно летописцу, Полоцк пережил нашествие «навьих людей» - так называли в старину живых (то есть вставших из могил) мертвецов. Ночью слышался шум, и какие-то люди рыскали по улицам города. Кто имел неосторожность выйти из дома, чтобы посмотреть, что происходит, бывал поражен невидимой рукой и умирал от язв. Потом таинственные существа стали появляться и днем в образе вооруженных всадников. Самих-то их видно не было, но все видели копыта их коней. Население было так напугано, что не смело выходить на улицу. Шла молва, что мертвецы убивают полочан.

Ипатьевская летопись: «В лето 6600. Предивьно бысть чюдо Полотьсце, в мьчте: бывыни ночи, тутън (топот) ста- няше, по улици яко человеци ригцугце беси. Агце къго вылезяше ис хоромины, хотя видети, абие уязвен будяше невидимо от бесов язвою и с того умираху. И не смеяху излазит ис хором. По семь же начата в дьне являтися на коних и не бе их видети самех, но конь их видети копыта. И тако уязвляху люди полотьскыя и его область. Тем и человеци глаголаху яко навие биютъ полочаны».

Радзивилловская летопись: «В си же времена знамение бысть на небеси, яко круг бысть посреди неба превелик... и рать велика бяше от половець».

В Радзивилловской летописи имеются иллюстрации, на одной из которых изображен огромный багровый круг солнца с лучами в виде лепестков и с человеческим лицом, а на двух других нарисованы эти самые «навьи». Вопреки прямому смыслу текста о невидимости злых духов, художник изобразил на одной из картинок безобразных чудовищ, скачущих верхом по улице Полоцка, причем перепуганные горожане запирают дома и закрывают ставни, а на другой картине эти же чудовища идут по улице, взявшись за руки… в образе голых людей черного или желтого цвета, с нечеловеческими мордами, с волосами, стоящими дыбом, и с хвостами… с первого взгляда больше всего похожие на чертей в нашем современном понимании…

    Так что же это было такое? В самом деле эпидемия, почему-то принятая темным средневековым населением за нападение мертвецов, – хотя, повторяем, люди тех времен постоянно сталкивались с заразными болезнями и ясно представляли себе, что это такое, - либо же это все-таки было что-то другое, чего мы теперь по имеющимся у нас описаниям понять не можем.

     О том, что представляли собой навьи согласно древним славянским верованиям, можно прочитать в книге Бориса Рыбакова «Язычество древних славян». Обобщив весь имеющийся материал, историк приходит к выводу, что «навьи близки к упырям и являлись, очевидно, душами чужих людей, врагов, иноплеменников. Дожил этот культ в том самом виде, как он описан источниками XII-XIII вв., до начала XX века».
    Один из этнографов, собиравших народный фольклор в начале XX века, описал обряд жертвоприношения навьям в бане – последний мывшийся поздно вечером плещет холодной водой на пол опустевшей бани и говорит: «Мойтесь», после чего поспешно закрывает дверь и уходит, чтобы не видеть, кто откликнется на приглашение.

    Древние поверья сохранили рассказы о том, что навьи оставляют за собой на золе в бане птичьи следы, что согласуется с преданиями других славянских народов.
    Согласно болгарским преданиям, навьи (наваци) – птицеобразные души умерших (но при этом предки не упоминаются – то есть это не родные, чужие мертвецы), «летающие но ночам, в бурю и дождь, «на алых ветрах» и кричащие, как голодные ястребы. Крик или пение этих птиц означает смерть». Наваци питаются кровью беременных женщин и детей, а также сосут молоко у коров. Они выглядят как большие голые птицы величиной с орла. Обереги, которые спасают от них, это соль, огонь и топор.   

(2012 г.)
*********
Продолжение: http://www.proza.ru/2014/06/17/1488

Содержание сборника: http://www.proza.ru/2014/06/17/1550