День Отца

Евгений Габелев
Если бы я был отцом русской демократии, люди смеялись бы, и говорили что гора родила мышь… поэтому я предпочту роль ее двоюродного брата.




ДВЕ СМЕРТИ И ОДНО РОЖДЕНИЕ


Не вы меня породили, не вам меня и убивать.




Сегодня у нас появился новый праздник, и зовется он День Отца… и смысл его, насколько можно понять не в том, чтоб в этот день мужчины становились отцами, а в том чтобы восстановить равноправие с женщиной.


Потомучто Международный Женский День им давно уже надоел - то есть, привычен и радостен -  с раннего детства, а некоторое время назад к нему примкнул и День Матери… а мы как чужие на этом празднике жизни.


И вот собрались мы его отметить, чтоб не пропадать хорошему празднику… но почему-то заговорили о двух похоронах и одном рождении.


А я решил пересказать это вам.




ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОХОРОНЫ ПУТИНА


Недавно мы, пребывая в доброй компании и находясь в приподнятом расположении духа, о причинах чего я умолчу, как то последнее время часто водится у образованных людей, заговорили о похоронах Путина…


Не в том смысле, что он умер, а вы не в курсе, и никто не позвал вас гулять на поминках, несмотря на все ваши заслуги перед отечеством… тем более не в том, что мы замыслили хоронить его заживо…


Благо сей господин еще переживет нас всех, а потом его клонируют… а потом еще и еще… так что, судьба страны в надежных руках, не извольте тревожиться и собирать чемоданы, тем более принимать ислам…


А просто как-то само в голову пришло. Теоретически.




Слово за слово, и один из нас, совсем юный, вспомнил что когда умер дорогой Леонид Ильич он плакал и думал что начнется война, но взрослые почему-то смеялись над ним, и только дед одиноко грустил в углу…


Мы предположили, что дед вспоминал похороны Сталина, на которых он точно так же плакал, пребывая в тот час в возрасте не слишком детском, что совсем лишало его морально-нравственных оправданий…


И тогда он – не плачущий дед, а вспомнивший внук – сказал, что когда умрет Путин, если он когда-нибудь умрет, то  многие из наших сограждан, с виду образованных и умных, будут плакать навзрыд.


Мы решили, что сказал это он нам назло….

….


Однако вопрос этот нас до крайности заинтересовал, и мы, как водится у всех непуганых интеллектуалов, стали обсуждать контрольный эксперимент… но, поскольку провести такой нам не позволял закон…


Вскоре с сожалением оставили наш план, так и передайте гражданину начальнику, или куда там вы уже собрались звонить, и перешли к абстрактному теоретизированию. Благо занятие это, несомненно вредное…


По прискорбной оплошности российских законодателей все еще не запрещено законом. А значит, разрешено, хоть и должно быть морально судимо, если подходить к нему по самым строгим духовным канонам.


Поэтому мы безнаказанно предались грезам.




Постепенно мы погрязли в бесконечном и напрочь неразрешимом споре, к которому я зову присоединиться и вас. Будет ли русский народ, частью славящий Владимира Таврического, частью проклинающий…


Плакать и бояться что начнется война, узнав страшную весть о его безвременной кончине вследствие долгой и продолжительной болезни, а может быть апокалипсическим ударом, как часто бывает на Руси…


Или найдет в себе силы встретить весть со стоическим безразличием, и бровью не поведет… либо предастся преступной радости, дружно влившись в заметно поредевшие ряды нацинонал-предателей…


Спор наш был долгим и страшным, но никого не убили.




ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПОХОРОНЫ СТАЛИНА


Как водится у лиц парадоксально мыслящих, мы вскоре пришли к идее, толка откровенно мистического, что если народ плакал над телом кровавого тирана, то уж тем более ему надо рыдать над мирным телом…


Хотя тело это не столь мирное, если уж говорить по совести, и ради власти отправило в мир иной не одну сотню душ… но все познается в сравнении, и рядом с Великим Отцом он все равно что невинная овца.


Впрочем, была средь нас и более парадоксальная позиция. Что народ наш может рыдать лишь над гробом лютых убийц, и чем больше те пролили невинной крови, тем больше окажется пролито искренних слез…


Но я всегда был лучшего мнения о своем народе.




Поэтому, на реплику моего собеседника о том, что на похоронах товарища Сталина искренне плакали все, кроме сидящих в лагере врагов народа, я честно посмотрел ему в глаза и сказал что я не плакал…


При этом в лагере не сидел, хотя с детства был вольного нрава, и на язык до крайности острый… но последняя фраза моя повисла в совершеннейшей тишине… и я увидел, как изменились лица гостей…


И как внезапно наполнились ужасом прекрасные очи присутствовавших при том юных дев, лет почти аспирантских, доселе пожиравших меня взглядом с выражением замаскированным под безразличие…


И понял, что умение считать и интеллект это не одно и то же.




Поэтому я последовал дальше. И сообщил, что точно так же,  как я не проронил ни слезы на похоронах Сталина, я не плакал над гробом Ленина и даже не прослезился, узнав о смерти русского царя…


Задолго до этого я не плакал над могилами Наполеона Бонапарта, Чингисхана и Атиллы… и даже великий Цезарь не удостоился моих слез… хотя я нисколько не отнимаю у этих людей их исторического значения.


И все это так же верно, как то, что точно так же я не буду плакать и на своих собственных похоронах. И не потому, что презираю смерть, и не считаю ее заслуживающей слез… а так уж все в мире заведено.


Тогда у некоторых из присутствующих взорвалась голова.




Я же, стряхнув с одежды остатки их мозга, продолжал. И заявил, что если я не стану плакать на своих собственных похоронах, то тем более не стану грустить на своем дне рождения, хоть причина тому и есть.


И состоит она вовсе не в том, что мы рождаемся в мир, дабы претерпеть в нем многие скорби, как уверяют нас верные христиане, к тому же их правота в этом вопросе подтверждается массой примеров…


А в том, что с этого года у нас в России ввели новый праздник, называемый День Отца… и выпал он прямо на мой день рождения, так что я невольно попал в положение девушки, родившейся 8 марта…


Слезами тут не поможешь, так что придется принять это с честью.




ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. РОЖДЕНИЕ АВТОРА


Так что я призвал воображение, и вспомнил, что у древних японских самураев был славный обычай… и речь совсем не о том то вы подумали, так что никто не вспорол себе живот и не упал в конвульсиях…


А о том, что перед смертью достойный воин, если уж выпало ему умереть в своей постели, а не в напрасном яростном бою, как всем его некогда юным друзьям, он, чтобы не покрыть себя бесчестьем…


Должен был написать стихотворение. Последние несколько строк, вмещавших в себя всю его долгую жизнь, и подводящих под ней итог… причем, строки должны быть не пафосны, а легки как птицы…


Тогда его дух обретал крылья и мог улететь в край Ясного Света.




Мы же, мирные европейские интеллектуалы, являем полную противоположность суровым восточным воинам, следовательно и обычаям нашим следует быть иными… и значит, нам надобно писать прозу.


При этом, делать это не в день собственной смерти, а в день рождения… или немного позже, когда страсти улягутся и мир забудет о нашем маленьком празднике... и придет время ему о нем напомнить.


К тому же, слова должны быть размашисты и словно ни о чем, а не сжиматься в емкое четверостишие, мысль должна растекаться по древу, стремясь заполнить мир, и идеи причудливы и велеречивы…


Так я и поступил.




Однако это было после, а пока беседа текла своим чередом, и вскоре все забыли о моем опрометчивом заявлении, смирившись с мыслью о тайне бессмертия… или разобравшись в логике посыла.


От смерти вождей и похорон тиранов мы перешли к концепции смерти автора, столь популярной в постмодернистской среде… причем не этого конкретного автора, который уж порядком вам надоел…


А автора вообще, как концепта и центрально образующей фигуры культурного поля. Он умер, вернее постулировал собственную смерть, завещав свои функции конечному потребителю. То есть лично вам.


Теперь вы создаете текст, который читаете.




В мире победившего постмодерна, то есть после конца истории, функции автора перешли к читателю. Или к зрителю, если речь идет о произведении визуального искусства. Вы сами решаете, что это…


Постепенно, вопреки всем протестам, автор растворяется в слове, уподобив себя ложке растворимого кофе… и вскоре совсем исчезает. Вы наделяете его жест собственным смыслом... и теперь он ваш.


Вследствие чего пресловутая смерть автора оказывается новым рождением. Автор текста, словно древняя Гидра, по отсечении головы отрастил на ее месте множество новых, еще более неумолимых…


И вам теперь с этим жить.




КОНЕЦ ИСТОРИИ


Потом мы думали, как с этим жить… несмотря на смерть вождей, рождение автора и наше возможное личное бессмертие... и заговорили о концепции Конца Истории, согласно которой миру конец.


Ведь вслед за смертью Автора коллапсирует Логос, и некому создавать Мир… и теперь Космос живет, возвращенный себе, не зная Отца и Матери, как мистический Сын Вдовы… и я вспомнил одну забавную теорию…


Согласно которой отношение к власти суть проекция наших воспоминаний об отце… и все смеялись безумству психологов. Потому что теперь те должны видеть Отца в каждом официанте или водителе трамвая…


А потом все кончилось, и мы разошлись по домам.





15 июня 2014