Пращуры из Москвы, Беларуси, Украины и Польши

Заболоцкая Мария
Я долго и тщательно изучала свою родословную. Она – пример того, как Сибирь заселялась переселенцами из Белоруссии, Украины, Польши и других земель, даже московских. Теперь я могу рассказать об этом – своём типичном случае переселения моих предков в холодную и потому изобильную (на момент начала великого столыпинского переселения) землями Сибирь.

Обратимся к истории. Министр культуры России Владимир Мединский в одной из своих книг приводит цитату из книги француза-путешественника Астольда де Кюстина. Этот знаменитый француз с разрешения царя Николая I объехал всю Россию, и в 1839 году в Париже вышла его книга о России, которую француз назвал «тюрьмой народов, ключи от которой находятся у императора». А через всю книгу лейтмотивом проходит тема страха перед Сибирью: "И сама Сибирь - та же Россия, только ещё страшнее..." И в такое место ехали переселенцы с изобильных и солнечных земель – не зная, что там на самом деле. По рассказам деда выходит, если бы знали белорусские предки всю правду о том, в какой климат они едут – побоялись бы. Не зря Сибирь всегда служила ссылкой.

Я стала распутывать клубок родословной. Клубок распутывался, я выходила на архивы, собирала информацию о своих предках - по метрическим книгам. Я смотрела на записи о рождении своих прадедов, их свадьбах, появлении их детей – моих бабушек и дедушек, записи об их уходах в мир иной. Из этих записей удалось в некоторых случаях выяснить, откуда приезжали мои предки в Сибирь. И появилась большая мечта – съездить на свои исторические родины и посмотреть – как будто глазами предков… А на стене в моём доме теперь появились фотографии в золоченых рамах. Это фотографии сёл – исторических родин моих предков. Конечно же, я нашла новых своих родственников.

Это на самом деле очень интересно - окунаться в свою историю и понимать: из таких личных историй складывается история страны... Только из уважения к своему роду складывается уважение к себе, к людям, к своей стране. И история – точнее, судьба – страны… она тоже складывается из уважения к своему роду. Мне очень нравится, как относятся к памяти рода восточные, кавказские, южные народы… В России этого почему-то нет. Но, изучая свою историю по архивам, я встречала таких же, как я, исследователей – они в основном намного старше меня. И я видела их горящие жизнью и интересом глаза. Мы разговаривали. Одной женщине из Новосибирска я помогла с расследованием её родословной в Украине – у меня уже был выход на сотрудницу украинского архива. Один мужчина, большой начальник, рассказал мне в архиве, как давно он изучает свою родословную, что осталось немного – он хочет оставить её в наследство своим внукам… Даже знакомого церковного батюшку я встретила – в Новосибирском архиве.

И ведь из таких красивых мест уходили переселенцы… Бежали по разным причинам, уходя от безземелья, от войны. И даже богатели на вольных хлебах – но приходили новые времена, и переселенцы снова оставались ни с чем… Таким образом, малонаселенная Сибирь, которую надо было осваивать и заселять, заполнялась переселенцами. В те времена были и частые случаи возвращения переселенцев из Сибири назад на свои исходные позиции – не выдерживали переселенцы испытания Сибири. Мои предки выдержали. А вот три брата прапрадеда по линии отца вернулись назад в Украину. И по линии мамы – со стороны бабушки – тоже есть вернувшиеся назад (сейчас они в Одессе).

Солнечная рiдна Украина, светлая спадчына Беларусь, утонченная Польша и раздольная Россия живут во мне одновременно и неделимо, текут во мне кровью моих предков - московитян, витебчан, западных украинцев, поляков и даже прибалтов - и звучат песнями на всех языках моих предков... Мне - не разделиться, все они - во мне. А украинский орнамент на рушнике, витебский василёк на платье и русский узор на юбке – это символы моих корней. Московские торговые люди, вольные белорусские крестьяне, украинское казачество и польская шляхта... Все мои предки с тех пор, как я узнала их всех по именам и отчествам, как будто незримо встали за моей спиной – это и есть связь поколений, сила рода. И об этом есть у меня моя собственная песня. Она называется «Русая Россия».


Высохнут слёзы берёзы,
Грязь под ногами обсохнет,
Дождик пройдёт босоногий,
Сея осеннюю грусть.
И через светлые грёзы
Не пробудившись, чуть вздрогну:
Ликом святым и чуть строгим
Вдруг улыбнётся мне Русь.

Пращуры из Украины,
Польши и Беларуси,
Переселенцы в Сибири,
Смотрят на землю с небес,
Слышится шёпот былинный,
Полный страданья и грусти:
«Что же вы делите в мире,
Полном добра и чудес?»

И мне откроется правда
Старой и вещей России,
И я пойму назначенье
Этих промозглых дождей
В этой любимой и странной,
В этой извечной и сильной,
В этой печальной, священной,
Русой России моей.

Высохнут слёзы берёзы,
Грязь под ногами обсохнет,
Дождик прольёт босоногий,
Листья, срываясь, слетят...
Через ожившие грёзы
Не пробудившись, чуть вздрогну:
В лике святом и чуть строгом,
Русь, я узнаю тебя.

Моя Россия – крылатый ветер,
От солнца снова горит восток,
Привольный юг и суровый север,
И родниковой воды глоток.
Моя Россия – любовь и сила,
Тревога, счастье – переплелись.
И я с тобою одной судьбою,
И ты, Россия, одна, как жизнь.



Ссылка на видео песни "Русая Россия":   

http://www.youtube.com/watch?v=-2gbshnj1FA   


Песни - здесь   http://www.realmusic.ru/sibstars/music/