Н. В. Гоголь, Тарас Бульба, статья

Кира Велигина
                К.Велигина

               
     В этой статье я выражаю исключительно своё мнение, не претендующее на истину в последней инстанции.
     Очень многие из нас любят творчество Николая Васильевича Гоголя, а то, что он величайший писатель золотого века русской литературы - бесспорный факт. Мы с неизменным удовольствием читаем и перечитываем «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ревизора», «Старосветских помещиков», «Страшную месть», «Мертвые души» и так далее. Каждое из этих произведений – драгоценная жемчужина в короне классической русской литературы. Украинский колорит присутствует во всех произведениях нашего классика, и это делает творчество Гоголя абсолютно уникальным и неповторимым. Воспев Украину во всей ее самобытной красоте, чего никто другой не смог бы, Гоголь раскрыл перед нами новый, удивительный, сказочный мир. И нам ничего не остается, как только почтительно склониться перед бесценным творчеством писателя.
      Для Гоголя Украина была частью России, а Гоголь беззаветно, горячо, глубоко любил Россию. И он не мог иначе, ибо мы – один народ. Киев, и никакой другой город веками назывался МАТЕРЬЮ ГОРОДОВ РУССКИХ.
     Гоголь был верующим, православным человеком, очень воцерковленным (т.е. постоянно посещающим церковь по зову души, а не формально). Россия в его представлении была (и есть, добавлю я) теснейшим образом связана с православием и монархией. При этом жизненный путь писателя далеко не был усыпан розами; скорее шипами. При всём своем аскетизме и воцерковленности Гоголь был нездоров духом и потому глубоко несчастен. Он боялся спать – и недаром. Порой им во сне овладевало оцепенение, подобное смерти; от этого наяву возникал страх, что он может быть похоронен живым. Этот кошмар не мог не действовать на нервы писателя, чем объясняются его странности в поведении, неожиданные смены настроения и прочее, чего не могли понять самые близкие ему люди. Врачи тоже терялись, наблюдая такую необычную форму нервной болезни, и расходились между собой в диагнозах.
     Гоголь был одинок: ни подруги, ни единого по-настоящему близкого друга; самое большее, только добрые знакомые. Но одиночество его не тяготило. Напротив, он черпал нем силы, как большинство творческих людей.
     Близкие его знакомые славянофилы (в том числе и С.Т. Аксаков) втайне осуждали Гоголя за то, что он уезжал в Италию, чтобы ТАМ писать о России. Им казалось самым простым и естественным писать о России в пределах России. Гоголь же то ли не хотел, то ли не мог объяснить им, что только вне Родины, на чужой земле, в ностальгическом состоянии – только в таких условиях он может писать о России. И не он один. Сколько наших эмигрантов написали блестящие мемуары о России, тоскуя за границей о далекой Отчизне!
     В самой личности Гоголя и в его творчестве очень много таинственного. В этом они схожи с Андерсеном, таким же аскетом-одиночкой. Не зная близко женщин, эти два гениальных писателя постигли их психологию гораздо глубже и вернее большинства обычных мужчин. Но если Андерсен представляется нам личностью безусловно светлой, то образ Гоголя точно окружен неким темным мистическим облаком – очень неуютным и далеко не ангельским. Бедный Николай Васильевич! Как упорно злые силы не желали отступить от него, преследовали его, пугали, боролись с ним! Но он тоже не отступал и боролся. И, на мой взгляд, бесспорно победил в этой битве.
      Есть и другие загадки в творчестве Гоголя. Разве не удивительно, что «Старосветских помещиков» и «Тараса Бульбу» написал один и тот же человек? В это просто не верится. И, тем не менее, это так. Если в «Майской ночи» или в «Шинели» перед нами самый мирный писатель на свете, то в «Тарасе Бульбе» мы видим православного русского воина во всей его красе и мощи.  Хрупкий Гоголь пишет так, как мог бы писать только казачий атаман того времени (16 век). Насколько же должна быть богата душа художника слова, чтобы из мирного писателя вдруг предстать перед читателем православным русским патриотом-националистом!
      Остановимся на «Тарасе Бульбе».
      Вспомним содержание повести. Двое сыновей Тараса, Остап и Андрий возвращаются домой из бурсы (духовного училища). Тарас начинает с того, что, дружески пошутив над одеяниями сыновей, принимает вызов старшего, Остапа, и начинает с ним, так сказать, «показательный бой». Сын дерется отлично. Тарас доволен и призывает Остапа всегда драться так же. Младшего, Андрия, уводит в дом старушка мать. Семья садится за стол. После трапезы, разгоряченный горилкой, Тарас, решает, не откладывая, на следующий же день везти сыновей в Запорожскую Сечь, чтобы они поскорее стали настоящими казаками, воинами. Какой удар для матери, надеявшейся, что дети хотя бы неделю побудут дома!
     В нескольких словах (но тем более выразительно) Гоголь описывает печальную долю жен и матерей казацких в те суровые времена. Мужи и сыновья их почти всегда в походах. Женщины заняты хозяйством. Им некому выказать свою любовь, они в постоянном ожидании: вернуться ли дорогие им люди домой, или же придет весть об их гибели? Казацкие жены почти не знают радости; скорбей в их жизни гораздо больше.
     Мать Остапа и Андрия сидит у изголовья спящих сыновей всю ночь, до рассвета, и плачет. Ведь завтра они уедут, и она, быть может, никогда их не увидит.
     Братья разные по характеру. Остап – прямой, решительный, цельный юноша, мыслящий ясно и трезво. Он умеет быть упрямым, но когда видит, что следует, необходимо подчиниться чему-либо, подчиняется беспрекословно. Такое качество свидетельствует о сильной воле и зрелой душе.
     Андрий более мягкий, более романтически настроенный. Он тоже бесстрашный воин, но его нрав нежнее и гибче, чем у Остапа, поэтому он немного ближе материнскому сердцу, чем его брат. Но у его брата нет слабостей, он неуязвим. У Андрия же есть ахиллесова пята: он неравнодушен к красивым женщинам, особенно к дочери польского воеводы, хотя, по своей робости, не сказал с ней и двух слов. Но он безоглядно влюблен в нее, а так как он красив, то и она не равнодушна к нему.
     Образ Тараса Бульбы подобен монолиту, в котором ничего не меняется, уже не может измениться. Это русский воин, казачий полковник, живущий только для войны за Русь и православную веру и готовый в любую минуту погибнуть за Русь и православную веру. Своих сыновей он хочет видеть такими же добрыми казаками, воинами. Жена для него по сути лишь служанка, экономка. Он мало думает о ней, о ее горестях и радостях. Однако он высоко ценит материнское благословение и молитву. И нет сомнений: если бы кто-либо посмел обидеть его жену, тот жестоко поплатился бы за свою дерзость, и это еще мягко сказано.
      Всю свою жизнь Тарас провел в боевых походах, в сражениях, появляясь дома редко и ненадолго. Он разучился бояться смерти, а может, и вовсе никогда не ведал подобного страха. Он также научился не бояться жизни, что, может быть, еще труднее. Словом, он стал настоящим атаманом, уважаемым и почитаемым среди своих соратников, запорожских казаков.
     «Бульба был упрям страшно, - пишет Гоголь. – Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия. Оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников…»
     Но православная вера гласит: не убий! Это одна из важнейших заповедей Божьих. Почему же казаки не считали войну делом грешным, нарушением заповеди? Вот, что говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «… непозволительно убивать, но убивать врагов на поле брани и законно, и похвалы достойно».
     Почему же достойно похвалы? Вот ответ равноапостольного Кирилла: «Если в каком законе будут написаны две заповеди и даны людям для исполнения, то кто из людей будет истинный исполнитель закона: тот ли, кто исполнит одну заповедь, или тот, кто – две?» Ему ответили, что лучшим исполнителем закона, конечно, будет исполнивший две заповеди. Святой сказал: «Христос Бог наш повелел нам молиться за обидящих нас и благотворить им, но Он сказал также и это: «Больши сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя» («Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих») (Евангелие от Иоанна, гл. 15, ст. 13). Слова святых старцев взяты мной из вступительной статьи Владимира Воропаева («Тарас Бульба», Москва, «Детская литература», 2008 г.).
      Итак, казаки по силам своим и по сознанию своему исполняли «две заповеди». Но при этом, как и многие из нас, грешных, хотя и молились в церкви, не соблюдали ни поста, ни воздержания, по свидетельству Гоголя.
      Тарас Бульба приезжает вместе с сыновьями в Запорожскую Сечь. Это своего рода республика, основанная на любви к Родине, вере православной и на товариществе, которое было свято для запорожских воинов.
      Бойцов принимали в Сечь очень просто. Новый товарищ являлся к кошевому и отвечал на вопросы.
     « - Здравствуй! во Христа веруешь?
      - Верую, - отвечал приходивший.
      - И в Троицу Святую веруешь?
      - Верую!
      - И в церковь ходишь?
      - Хожу.
      - А ну, перекрестись!»
       Пришедший крестился». (Н. Гоголь)
      На этом церемония заканчивалась, и новичок шел под начало любого офицера Сечи, по своему выбору.
     «Только побеждаемые сильной корыстью жиды, армяне и татары осмеливались жить в предместье, п.ч. запорожцы не любили торговаться, а «сколько рука вынула из кармана денег, столько и платили». Но «как только у запорожцев недоставало денег, то удалые разбивали их лавочки и брали всегда даром». (Н. Гоголь).
      Суд и судьи в Сечи также были собственные, и осужденные ими беспрекословно подвергались наказаниям и самым жестоким казням, что способствовало наличию строгой дисциплины среди воинов.
      Гоголь часто употребляет слово «жид», так как во времена Тараса Бульбы евреев иначе не называли, и это слово не имело тогда еще небрежного или презрительного оттенка. «Жид» не что иное как «иудей» - русская модификация от латинского yudaeus и от итальянского giudeo. Обратиться к еврею «жид» было всё равно, что сказать татарину « эй, татарин!» и т.п. Но «гонимый народ» презирали уже и тогда. Настолько презирали, что даже не причиняли ему зла. Да и не к лицу было казаку притеснять безоружного торговца.
     Русские люди были гораздо более терпимы к евреям, чем чужестранцы. В странах Западной Европы евреев щадили гораздо меньше. Их истребляли столь безжалостно, беспощадно и свирепо, что поистине сбылись слова: «Кровь Его на нас и на детях наших».
Вспомним Ревекку из «Айвенго» В. Скотта. Ее едва не сожгли по фанатичному, ложному обвинению. А между тем, она была богата, красива, образованна, добра, умна, щедра, мужественна. По сравнению с ней саксонка леди Ровена кажется бледной и невзрачной. Ревекка не желала отречься от своей веры даже под угрозой смерти. И ее трудно признать неправой: она твердо держалась тех законов и знаний, которые были внушены ей с детства. Она никому не навязывала своей веры, не порицала христианства. Словом, ее трудно осуждать, и есть, за что уважать. Но, к сожалению, часть ее соплеменников подобна Якову (рассказ А.П. Чехова «Степь»). В Якове живет неистребимая спесь, гордыня, желчная злость, желание стать выше русского купца.  На русских людей он смотрит с ничем не оправданным презрением и чувством собственного превосходства. От любви к ближнему и от Бога этот человек бесконечно далек. А вот нелюбви в его душе много. И презрение такОго иудея никогда не сравнится с презрением казака к «жиду». Христианин просто не способен так глубоко и злобно презирать кого бы то ни было. Спору нет, «гонимый народ» завоевал мир деньгами. Но деньги – это тлен, они вышли из земли и уйдут в землю. А вера в Господа неистребима и вечна, как вечна жизнь всех, верующих во Христа. Недаром сказал Сын Божий: «Я победил мир».
     Вернемся к повести «Тарас Бульба». Бульбе не по душе, что так долго сидят на месте казаки, не сражаясь, не побеждая «бусурманов», ничем не служа Отчизне, т.е. попусту теряют время. При содействии Бульбы избирается новый кошевой (казачий предводитель). Бульба толкует ему, что надо же обучать битве молодых людей, а это возможно только в бою: военные учения в Сечи не проводились, казаки учились сражаться непосредственно на поле брани. Бульба уже сговаривается с кошевым, как и куда организовать поход, но вдруг в Сечь возвращается небольшое войско казаков. Они прибыли издалека и рассказывают невероятные вещи, которых на самом деле быть, конечно, не могло. Вновь прибывшие обвиняют во множестве обид и поношений евреев и поляков. Их соратники по простоте своей, верят небывальщине – и тотчас принимаются за расправу над евреями – лавочниками и шинкарями: кидают их в Днепр. Из числа немногих спасается Янкель. Бульба берет его под свое покровительство за то, что когда-то Янкель выручил брата Бульбы.
     Все казаки Сечи немедленно собираются идти в Польшу, чтобы наказать «недоверков», т.е. еретиков, которые для казаков настоящие враги, не то, что евреи. Правда, трудно оправдать тогдашнюю Польшу, чьи рыцари кощунствовали и ругались над русским народом не меньше, чем казаки над народом польским. «Дыбом встал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы», - пишет Гоголь. Но точно так же «встал бы дыбом волос» и от зверств поляков. Что тут скажешь, кроме одного: ВЕК ИЗВИНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА.
     Янкель, хитрый, но добродушный и не злой, следует вместе с обозом. У него там собственная телега с товаром, который он намерен с барышом и в то же время с выгодой для покупателя продать – и поднажиться на этом деле.
      Тарас Бульба с удовольствием наблюдает, как сражаются его сыновья. Он любит их обоих и гордится ими: ведь они одни из лучших казаков-бойцов! «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела» (Н.Гоголь).  Остап словно создан для сражений, он налету постигает воинские навыки и приемы. «Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя» (Н.Гоголь).
     Тарас от души восхищается сыном и пророчит ему в будущем чин полковника, который «и батьку за пояс заткнет».
     Андрий также храбр в бою; схватка с врагом для него «бешеная нега и упоенье». Он не рассчитывает своих действий, как Остап, но его безрассудная отвага и победы тоже очень по сердцу Тарасу: «И этот добрый (враг бы не взял его) вояка! не Остап, а добрый, добрый также вояка!»
     Войско запорожцев идет на Дубно и окружает город, намереваясь взять его измором. От нечего делать казаки сжигают и опустошают окрестности. Сколько длится такое положение, Гоголь не пишет, но, можно предполагать, что казаки блокировали Дубно приблизительно месяц, а может, немного дольше. Это им не по нраву. Безделье их утомляет; ведь они рождены для ратных подвигов, они живут ими, поэтому начинают скучать.
     Остап и Андрий скучают едва ли не больше всех. Но Остап сдерживает себя, а Андрий открыто ропщет.
     «Неразумная голова, - говорил ему Тарас, - терпи, казак, атаман будешь! Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в воинском деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, всё вытерпит, и хоть ты ему что хошь, - а он всё-таки поставит на своем!» (Н. Гоголь).
      Мудрые слова, которые всем нам полезно запомнить! Но Андрий, хоть и не спорит с отцом, в душе не согласен с ним. 
       Есаулы из полка, приведенные Товкачем, другом Бульбы (теперь казаков уже четыре тысячи), - есаулы привозят сыновьям Тараса от матери благословение «и каждому по кипарисному образу из Межигорского Киевского монастыря». Братья принимают образы, вспоминают мать и невольно задумываются о своем будущем: что ждет их впереди? «Но неизвестно будущее, - пишет Гоголь, - и стоит оно перед человеком, подобно осеннему туману…»
     Однажды ночью Андрий долго не может заснуть. Он лежит на одном из возов и смотрит в ночное небо, охваченный полудремотным состоянием. Внезапно перед ним появляется татарка и жестом умоляет его молчать. Андрий вглядывается в нее и ему чудится что-то знакомое в ее чертах. Она шепотом напоминает ему, что они виделись два года назад в Киеве, когда он еще учился в бурсе. Он вспоминает ее: это служанка панночки, в которую влюблен Андрий. Он взволнованно расспрашивает татарку, как панночка, что с ней? И узнаёт: она голодает, как и все жители Дубно. Увидев Андрия с городского вала и узнав его, она послала к запорожцам татарку: пусть та найдет рыцаря и умолит его принести ей хлеба.
     Его возлюбленная несчастна, больна, голодает! Андрий не медлит ни минуты. Он берет хлеба в мешках, сколько может унести, и татарка тайным ходом проводит его в город. Правда, Тарас до этого увидел сына и татарку, но, находясь в сонном состоянии, он может сказать Андрию только несколько назидательных слов, после чего засыпает.
     Вымерший, обессиленный город производит тягостное впечатление на Андрия. «Движимый состраданием», Андрий бросает один из хлебов изголодавшемуся поляку; тот жадно накидывается на хлеб и тут же умирает, п.ч. слишком долго не ел.
     Движимый состраданием. Эти слова говорят о чуткой душе Андрия; ему не жаль накормить голодного врага, а такой жест многого стОит.
     Татарка приводит Андрия к панночке. Девушка от всего сердца благодарит «рыцаря». Она добра, она умеет любить. Прежде всего,  она справляется о том, отнесен ли хлеб ее голодным родителям, и только потом ест сама. Андрий готов выполнить любое ее желание. Но она останавливает его, с горечью напоминая молодому казаку о том, что они не могут соединиться: их разделяет различие вероисповеданий, война и многое другое. Тут бы Андрию признать ее правоту и удалиться, но он уже всецело пленен красотой панночки, он уже страстно, горячо любит ее; ему нет пути назад. Девушка умна; она честно, бескорыстно напоминает ему о его долге: «Тебя зовут отец, товарищи, отчизна – а мы враги тебе».
     Но Андрия уже не образумить ни словом, ни делом. Он отвечает так: «А что мне отец, товарищи, отчизна?.. нет у меня никого! Никого, никого! Кто сказал, что моя отчизна Украйна? кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты!.. и всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»
     «И погиб казак! – восклицает Гоголь, - пропал для всего казацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви Божией».
      Плох ли Андрий как человек? Нет. Плоха ли дочь воеводы? Нет. Тогда почему же «погиб казак»? Потому что, предав Родину, православную Русь, он тем самым предал Бога. Плотская, земная любовь – вот, из чего он сотворил себе кумира! А Сыном Божьим сказано, что тот, кто любит кого-либо из родных и друзей больше, чем Бога, тот не достоин Бога. Вот почему с такой суровой горечью звучат слова Гоголя: погиб казак! Разве не гибель – отвернуться от Господа, отринуть Его отеческий призыв, стать врагом Всевышнего? Страшна духовная смерть человека – куда страшнее плотской смерти!
     К полякам ночью прибывает помощь. Часть пьяных запорожцев ляхи (поляки) берут в плен, часть убивают. Об измене Андрия Тарас Бульба узнаёт от Янкеля, который вошел в город вместе с поляками, чтобы взять, если возможно, долг с польских рыцарей (у Янкеля везде должники). Получив этот долг или часть его, он невозбранно возвращается обратно к казакам.
      Тарас не хочет верить, что его сын предал Родину, веру, товарищество. Но Янкель рассказывает о дочери воеводы, и Тарас вспоминает о слабости Андрия к женщинам. Бульба в ярости. Он спрашивает Янкеля, почему тот не убил Андрия тут же на месте? «За что убить?» – удивляется Янкель. – «Он перешел по доброй воле. Чем человек виноват: там ему лучше, туда и перешел».
      У Янкеля есть причины удивляться гневу Тараса. Янкель лишен родины, за которую нужно сражаться; он всегда везде в гостях и всюду умело приспосабливается к людям и обстоятельствам. За свою веру он не видит нужды умирать, она для него не много значит; деньги гораздо важнее. И он искренне восхищается Андрием, который теперь в новом великолепном рыцарском платье, на отличном коне. Он передает Бульбе слова Андрия: «Янкель, скажи отцу, скажи брату, скажи запорожцам, скажи всем, что отец теперь не отец мне, брат – не брат, товарищ – не товарищ, и что с ними я буду биться со всеми…»
      Едва не прибив за эти слова Янкеля, Тарас остыл, задумался и «поник седою головою, а всё еще не хотел верить, чтобы могло случиться такое позорное дело, и чтобы собственный сын его продал веру и душу» (Н.Гоголь).
     Но раздумывать Тарасу некогда. Начинается битва. Бульба держит своих людей в засаде, чтобы вовремя подоспеть на помощь запорожцам, воюющим открыто. Казаки умирают или побеждают честно и мужественно. Для них смерть тела ничего не значит. Впрочем, в битве искусны и поляки. Они тоже бесстрашны и отважны. Гоголь столь мастерски показывает нам картину сражения между казаками и поляками, как будто он сам видел сражение, да и вообще всю свою жизнь воевал. Батальные сцены в повести поразительно верны. Их мог описать только человек, являющийся воином по своей внутренней сути – и, конечно, талантливейшим художником слова.
     Бой всё напряженней. «Многие тогда показали себя» (Н.  Гоголь). Остап так отличается в сражении, что его выбирают одним из атаманов. И как ни тяжело Бульбе на душе, он радуется за старшего сына и благодарит казаков за честь, оказанную Остапу.
      Казаки одерживают победу, поляки отступают. На следующий день казаки получают недобрую весть из Сечи: татары, воспользовавшись их отлучкой, взяли себе казачье добро, пленных (тех казаков, что остались в Сечи) и угнали к Перекопу казацкие стада и табуны.
      У многих лучшие друзья и родственники в плену у татар, и они рвутся в погоню. Бульба возражает: ведь и в Дубно остались их пленные товарищи; необходимо их выручить. Происходит спор. Тогда вперед выходит Касьян Бовдюг и дает совет: разделиться. Одна часть казаков поедет отбить товарищей у татар, другая останется осаждать Дубно. Наказным, главным атаманом Бовдюг предлагает назначить Тараса Бульбу. Все довольны советами старого опытного казака – и разделяются поровну. Те, что собираются отбивать товарищей у татар, уходят ночью, чтобы поляки не проведали, что казаков стало вдвое меньше. Однако Тарас Бульба замечает, что поляки всё знают и готовятся к сражению с казаками. Он принимает меры, чтобы отбить готовящуюся атаку «ляхов», а потом обращается к своим казакам: «Хочется мне сказать вам, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша:  грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья… русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Всё взяли бусурманы, всё пропало… Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство; вот на чем стоит наше товарищество! нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя… но это не то, братцы… породниться родством по душе, а не по крови, может один только русский человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей… так любить, как русская душа любит, любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь в земле нашей: думают только, чтобы при них были хлебные стоги, да конные табуны… перенимают бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой со своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке… Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество. Уже если на то пошло, чтобы умирать, так никому ж из них не доведется так умирать! никому, никому! не хватит у них на то мышиной натуры их!»
      Эта вдохновенная, великая речь (я привела ее в сокращенном варианте) доходит до самого сердца соратников Тараса. Их полковник, атаман, как бы благословляет их на битву, и от этого дух, и без того сильный, еще более крепнет в них.
      Начинается бой. Получает смертельную рану казак Мосий Шило. Умирая, он обращается к соратникам: «Прощайте, паны-братья-товарищи! Пусть же стоит на веки вечные православная Русская земля, и будет ей вечная честь!»
       Так же погибает и казак Гуска со словами: «Пусть же пропадут все враги, и ликует на веки вечные Русская земля!»
      Прославленный воин Кукубенко также погибает, но и он успевает сказать свое последнее слово друзьям.
      Какая безмерная любовь к нашему Отечеству выражается в последних словах умирающих казаков! Как нужно было любить Россию человеку, создавшему столь бессмертное произведение! Это уже более, чем патриотизм, это – чувство божественной силы, о котором нельзя говорить, перед которым можно лишь преклоняться.
      Тарас Бульба то и дело обращается к воинам: «Что, паны! Есть ли еще порох в пороховницах? крепка ли казачья сила? не гнутся ли еще казаки?»
      Ему отвечают: «Есть еще, батько, порох в пороховницах; еще крепка казацкая сила; еще не гнутся казаки!»
      Вот отворяются ворота города; оттуда вылетает полк, предводительствуемый Андрием. Когда Бульба увидел, как его сын бьется с казаками, он не выдерживает: «Как? своих? своих, чертов сын, своих бьешь?» Он знал, что так будет, но одно дело знать об измене, и другое – видеть плоды ее.
     Тарас просит казаков заманить его сына к лесу. В лесу он настигает Андрия и хватает его коня за повод. Увидев отца, Андрий теряет весь свой пыл; он точно просыпается от волшебного сна. Страх перед отцом и привычка почитать его словно обезоруживают, обездвиживают молодого изменника.
     « - Что, сынку? помогли тебе твои ляхи?»
      Андрий был безответен» (Н. Гоголь).
     Тарас велит сыну слезть с коня. Тот повинуется и встает перед Тарасом – так велики были в Андрии покорность и смирение перед отцом. Встретившись с ним с глазу на глаз, он даже не попытался оказать сопротивление.
      Бульба убивает его из ружья. Этот момент напоминает нам произведение (кажется Мериме) «Маттео Фальконе». Там 10-летний мальчик предает за красивые часы доверившегося ему беглеца, которого ищут жандармы. Фальконе старший, узнав об этом, так же убивает своего сына; долг и честь для него превыше отцовской любви.
      Подъезжает Остап. Он просит Тараса похоронить брата. Но Бульба не успевает принять какого-либо решения. К нему спешат казаки и докладывают, что на подмогу ляхам прибыла свежая сила, и многие славные русские воины уже убиты. Тарас с Остапом спешат вернуться на поле битвы.
     Остапа одолевают, берут в плен. Тараса тяжело ранят, но Товкач, его верный друг, успевает спасти атамана и в надежном месте выхаживает раненого товарища.
      Могучая природа Бульбы преодолевает смерть от тяжелых ран. Но мысли о плененном Остапе не дают покоя старому атаману. Всей душой, всей плотью своей он любит Остапа – и не только как сына: как товарища, единоверца, казака. Ничто не может развлечь и отвлечь Бульбу от мыслей о сыне; он ко всему безучастен и равнодушен. «Остап мой», - с бесконечной тоской твердит он и вслух, и мысленно, и знает: не будет ему покоя, пока он не отыщет сына. Что живет в нем, кроме любви к сыну? Только скорбь и горе. Но он понимает: этим Остапу не поможешь. Поэтому, едва окрепнув, он едет за помощью в Умань, к Янкелю. Тарас знает, что Янкель корыстен, и знает, что за голову его, Тараса, ляхи дают две тысячи червонных. Но ему известна также изворотливость Янкеля, его хитрость, ум и необыкновенное умение приспосабливаться к любым обстоятельствам, тем более, что Бульба знаком с ним лично.
      Тарас говорит мало, но тем больше веса и силы имеют его слова. Они дают нам исчерпывающее представление о его героическом характере. Он платит Янкелю две тысячи, чтобы тот не впал в искушение и не выдал его, – и обещает еще три тысячи по возвращении. Затем велит везти себя в Варшаву. Он понимает, что только Янкель может ему помочь.  У Тараса не тот характер, чтобы живым доехать до Варшавы, а между тем, он хочет еще раз увидеть Остапа и сказать ему хоть одно слово. Янкель доволен - и обещает содействовать «пану». Укрыв его в повозке, заваленной сверху кирпичами, он везет Бульбу в Варшаву.
      В Варшаве Бульба узнаёт, что Остап и еще несколько казаков сидят в городской темнице. В нем вспыхивает надежда, он уговаривает евреев, с которыми знакомит его Янкель, освободить Остапа из заточения и сулит им за это едва ли не всё свое имущество. Те были бы и рады пойти навстречу Бульбе, но есть непосильные задачи даже для «гонимого народа». « - О, любезный пан, - сказал Янкель, - теперь совсем не можно! Ей-богу, не можно!.. Бог не захотел, чтобы так было… завтра их всех будут казнить» (Н.Гоголь)
      Но Янкель обещает Тарасу назавтра последнее свидание с сыном.
      Они уже почти достигают цели, но тут прямая, честная натура Тараса не выдерживает. Польский охранник вслух удивляется, что такой видный пан хочет видеть пленных казаков. « - … зачем вам хочется смотреть их. Это собаки, а не люди. И вера у них такая, что никто не уважает.
       - Врешь ты, чертов сын, - сказал Бульба, - сам ты собака! Как ты смеешь говорить, что нашу веру не уважают. Это вашу еретическую веру не уважают!» (Гоголь).
      С большим трудом и, конечно, с помощью золота Янкелю удаётся заставить охранника молчать.
      Они покидают застенок, но Тарас зовет Янкеля на площадь, где будет совершаться казнь.
      « - Я хочу посмотреть, как их будут мучить.
      - Ой, пан, зачем ходить? Ведь этим не помочь уже.
      - Пойдем, - упрямо сказал Бульба».
      Он хочет в последний раз увидеть сына – и быть с ним до конца. Только великие характеры умеют любить так горячо; не многим дается такая сила.
      Остапа возводят на эшафот первым.
      «- Дай же, Боже( говорит Остап, КВ), чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! Чтобы ни один из нас не промолвил ни слова!»
       «Добре, сынку, добре! – сказал тихо Бульба…»
      Остап переносит все терзания и пытки, «как исполин». Он не издаёт ни звука. «Добре, сынку, добре», - повторяет Тарас, всей душой переживая каждую муку вместе с сыном и внутренне поддерживая его. Но в конце Остап не выдерживает. Из уст его вырывается: «Батько! где ты? слышишь ли ты всё это?» (хруст ломаемых костей, КВ).
      Что нам напоминает это предсмертный призыв героя? Конечно, Сына Божия, так же воззвавшего с Креста Своего к Отцу: «Господи! Для чего Ты Меня оставил?» 
       Всевышний услышал Христа. И Бульба отвечает своему сыну в мертвой тишине площади: «Слышу!» После чего незаметно уходит.
       Далее Гоголь пишет: «Отыскался след Тарасов. Сто двадцать тысяч казацкого войска показалось на границах Украйны. Это уже не была какая-нибудь малая часть или отряд, выступивший на добычу или на угон за татарами. Нет; поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа. Поднялись отомстить за посмеянье прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за бесчинства чужеземных панов, за угнетенье, за унию, за позорное владычество жидовства на христианской земле – за всё, что копило и сугубило суровую ненависть казаков».
      Начались сражения. Одним из полков командовал Тарас Бульба. «Даже самим казакам, - пишет Гоголь, - казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость. Только огонь да виселицу определяла седая голова его…»
      Бульба и его воины беспощадно истребляют и ратников, и мирных поляков. «Ничего не жалейте!» - приказывает Тарас и после каждой победы повторяет: «Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе!»
       Когда Тараса берут в плен, привязывают цепями к дереву, чтобы сжечь его живым, он не думает о себе, а выкрикивает наставления товарищам, ушедшим от плена. Они слышат его.
      Он кричит им: «Прощайте, товарищи!..» А ляхам: «Постойте, придет время, будет время, узнАете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь…»
      Ноги Тараса уже горят в пламени. «Да разве найдется на земле таки огни и муки, и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!» - восклицает Гоголь.
      И мы верим: нет, не найдется! Как не найдется больше второго, столь великого писателя, как Николай Васильевич Гоголь.