гл. 15. Армейский национализм

Владимир Озерянин
               


Очередное дежурство  по ПМП. Форма одежды ПШ, хромовые сапоги. Хорошо хоть никто еще не требует чтобы под халатом скрипела портупея. Без них, без сапог, в военном лечебном заведении никак нельзя. Относительно свежий халат с завязками на спине. Колпак (чепчик)на голове, маска на шее. Семнадцать часов. Амбулаторный прием. Разгар работы. Небольшая запарка. Ежедневно в это время медпункт посещает до пятидесяти военнослужащих. Всех категорий. Члены семей (жены, дети) принимаются круглосуточно, без ограничения, но их обычно немного. Они, в основном, при необходимости посещают гарнизонный госпиталь, который в полтора километрах от  наших частей. Естественно, неотложная помощь для всех категорий пациентов в любое время дня и ночи, хотя возможности нашего  заведения крайне скудные. Для доставки любого военнослужащего или члена семьи по скорой помощи в вышестоящее лечебное учреждение, возле каждого медпункта (или в автопарке), всегда в готовности УАЗ-469.Водитель тоже здесь, под рукой, всегда. Направляюсь в перевязочную. Там уже вовсю трудится наш фельдшер, сержант Витя Пшенов. Работа кипит. Страждущие в коридоре на жестких скамеечках. Кто-то на перевязки, другие на физпроцедуры. Некоторым амбулаторно таблетки прописаны, а то и инъекционные препараты.


      В дверном проеме, облокотившись руками на косяки, дорогу перегородил какой - то солдат. Довольно крупного, по сравнению со мною, телосложения. Я хлопаю его по плечу, чтобы посторонился. Он поворачивает в мою сторону морду лица со звериным оскалом, и шипит:
-Тэбэ чаго надо?
 Передо мною типичный представитель кавказа.
-Мнэ нада прайты в пэрэвязачную, -перекривляю я его произношение. И вижу, как сын гор мгновенно закипает.
-А ты кто здэс такой?
Он прекрасно видит, что я еще по армейским меркам совсем зеленый. И ему, полтора года в полку прослужившему(это я узнал позже), совсем незнакомый. Мои погоны под халатом слабо просматриваются, но тем не менее он напрягает зрение и видит бугорки двух звездочек. На его лице можно читать бурю эмоций, но он с трудом сдерживается и шипит:
-я саправаждаюшший...

- Тогда отойди в сторону, а то я тэбэ растолкую, кто я такой.
Тороплюсь. Нет времени всякой чурке разжевывать. Он опускает свои грабли, и бормочет мне в спину:
- Ну, буд я счас на гражданкэ, я бы тэбэ тваи пагоны засунул в адно мэсто...
Я уже не обращаю внимания на его реплики. Некогда. Пшенов в это время заканчивает перевязку какому- то бойцу. Тот выходит, и ЛКН* уходит вместе с ним. Он его сопровождал. Витя мне полушепотом на ухо говорит:
-Тав..щ пр..щик, вы с ними поосторожней. Это чеченец. Их в полку несколько человек. А в дивизии человек с двадцать...Могут устроить всякую пакость.

        -Хорошо. Спасибо за предупреждение. Поостерегусь.
 И мы принимаем следующего больного.
Должен буду остановиться кратко на этой армейской проблеме в СА. Я не придавал значения, да и не до понимал, что свою краткую срочную прослужил в "элитном" подразделении. Элитность заключалась в том , что кроме грузина повара и писаря татарина, весь остальной личный состав части были русские, украинцы, белорусы, и (молдаване тоже европейцы).А во всех других больших и малых частях, когда я призвался, было,  примерно 5-10% азиатов, и кавказцев. Когда  колонами проходили подразделения, их смуглые лица изредка только мелькали на общем фоне наших белых.


        Но как раз в те годы начинал давать о себе знать демографический кризис послевоенного поколения. И уже когда я уезжал из ГДР, то все было наоборот. Наши бледные лица, только изредка мелькали в строю на фоне их темной массы. Армейскую среду, в основном, заполняли  мусульмане из их многодетных семей . Узбеки, таджики, казахи... Дехкане* вели себя в основном тихо, и спокойно.

            Совсем  по другому пытались проявить себя малочисленные чеченцы, осетины, аварцы, ингуши. Не смотря на то, что командование и кадровики питались их  рассредоточить из расчета  не более одного, двух на подразделение, не более пяти- шести на часть. Они очень быстро налаживали связь между собой. Организовывали "землячества" и взаимо-поддержку.


        Устав как бы не для них был написан. Пререкания постоянные, с командирами всех звеньев. Категорический отказ выполнять ряд повседневных бытовых работ.(уборка помещений, мытье полов, работы по столовой и т.п.). Они видите ли, мужчины, а это женская работа.  Сгруппировавшись, могли на свое усмотрение затянуть прием пищи, тем самим заставляя все подразделение их ждать и опаздывать на другие мероприятия. Сбившись в стаю, могли избить и покалечить любого, кто им перешел дорогу.


       Кстати, насколько мне известно из общения со своими сослуживцами, которые дослуживали в армии РФ, там эти проблемы еще только более обострились. И дошло даже до того, что чеченцев вообще, до недавнего времени, в армию РФ НЕ ПРИЗЫВАЛИ.

         
 Да, а этого "храбреца", я больше не встречал.

*дехкане-узбекские крестьяне.
*ЛКН- лицо кавказской национальности.