Двойной портрет Пушкина и Натали. Часть-9

Александр Зинковский
Завершение:

Вот как отозвался на это печальное событие другой великий российский поэт,  современник Пушкина – Михаил Лермонтов, который словно предчувствовал и собственную  последнюю дуэль:


        Погиб поэт! — невольник чести —
        Пал, оклеветанный молвой,
        С свинцом в груди и жаждой мести,
        Поникнув гордой головой!..
        Не вынесла душа поэта
        Позора мелочных обид,
        Восстал он против мнений света
        Один, как прежде... и убит!
        Убит!.. к чему теперь рыданья,
        Пустых похвал ненужный хор
        И жалкий лепет оправданья?
        Судьбы свершился приговор!
        Не вы ль сперва так злобно гнали
        Его свободный, смелый дар
        И для потехи раздували
        Чуть затаившийся пожар?
        Что ж? веселитесь... — он мучений
        Последних вынести не мог:
        Угас, как светоч, дивный гений,
        Увял торжественный венок.

Интересно, что прелюдию к этой давным-давно произошедшей, но до сих пор памятной для всей России трагедии,    по-своему переосмыслила известный московский портретист Аида Лисенкова-Ханемайер. Уже  в наше время она создала потрет величайшего поэта России и его юной жены, который получил название «Счастливый Пушкин» .
 
Несмотря на кажущуюся простоту сюжета, перед нами здесь раскрывается огромный внутренний мир героев. Мягкая, не напряженная, тонкая в кисти смуглая рука поэта  нежно обнимает талию молодой супруги. Его лицо полно светлых мыслей, а взгляд выразительных темно-серых глаз поэта словно направлен в какие-то дали безграничного внутреннего мира.

Однако красавица Натали на этом портере не кажется нам такой же счастливой, как сам Пушкин. И хотя она охотно принимает ласку любящего ее  всем сердцем супруга, мечтающего о рождении очередного ребенка, ее поза и, особенно взгляд, кажутся не предвзятому зрителю  достаточно холодными и даже несколько отстраненными от текущего момента.

Но, таковы уж особенности изобразительного искусства и таково мастерство кисти Аиды, что, хотя нам больше нечего сказать об этом портрете, в нем самом как бы заключено и предсказано практически все то, что должно неизбежно случиться … и что действительно произошло...

Рисунок - коллаж автора, в центре - двойной портрет Пушкина и Натали ("Счастливый Пушкин", холст, масло, 50х70 см), размещенный здесь с разрешения его автора - московского художника Аиды Лисенковой-Ханемайер.