Джеймс Пофэм. Искупление

Инквизитор Эйзенхорн 2
ИСКУПЛЕНИЕ
Джеймс Пофэм
http://www.truegospel.net/Popham/026.htm

И не только это, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение
Рим.5.11

Эта глава содержит вечные принципы, прославляющие Бога. Она показывает, что грех в глазах Бога крайне отвратителен; и она рассматривает искупление как дело Бога. Избавление от греха было чудом благодати и любви Божией. Грех произвел разделение между Богом и человеком; прощение грехов должно быть в точном соответствии с бесконечным, вечным принципом справедливости. Это был не просто некий акт Божьей воли, с помощью которого грех был удален, но дело справедливости, любви, мудрости и всемогущества. Грех отделил от Бога лично нас, и это разделение должно продолжаться вечно, если не будут разработаны средства, которыми грех в согласии с Божией справедливостью может быть удален. И если Дух Божий вложит в наши сердца и совесть эту истину как принцип, который никогда не будет нарушен или убран, грех как отделение от Бога станет для нас ужасающей реальностью, и наша совесть захочет узнать, есть ли способ бегства от грядущего гнева, и от этого страшного отчуждения от жизни Божией, находящегося в каждом из нас. Счастлив человек, который чувствует свою отчужденность! Счастлив тот, кто чувствует, что его грех таков, что только Бог во всей Своей любви и мудрости может действенно удалить его! О, как ужасно быть грешником! Мы можем смотреть с отвращением на людей, которые потеряны, их общество может быть крайне нежелательным для нас, но каковы мы сами и состояние наших душ в грехе! Как отвратительны мы должны быть как грешники в глазах Бога! Как противна Его природе наша развратная натура! Он не только Иной по Своей природе, как это всегда должно быть. Творец всегда и непременно будет держать тварь на бесконечном расстоянии от Него, как Творца; но это было в Эдеме на время без всякого стыда, без отвращения, без вражды. Но так как в тварь вошел грех, она стала отвратительной (Иов 15.16), и если она греховна, ни она не может приблизиться к Богу, ни Бог не может вступить в дружественное или утешительное общение с ней.
Теперь посмотрим на все по существу. Давайте спросим себя здесь и сейчас, верим ли мы, что Бог ставит Свою правду как могучий принцип в нашей совести; что с грехом не может быть покончено актом всемогущества, и он не может быть просто помилован актом воли Божьей;  что грех никогда не может быть искуплен, а тем более уничтожен нами самими; что его вина, смерть и осквернение несут вечное отделение от Бога, если Он не дрст способа убрать эту ужасную вещь в соответствии с Его природой и совершенством: вы верите в это? Может показаться, что в религиозном мире сегодня грех является чрезвычайно незначительной вещью, так, ошибочкой, и считается, что церкви, которые так думают, могут возродить мир и сделать его совершенно праведным! Но если благодать дает нам понять что-то о природе Бога и о природе греха, то мы видим, что есть разрыв, страшный разрыв между Богом и нами, разрыв, который мы никогда не уберем и даже не сократим, тем более не удалим. Грех принес смерть, смерть душе, а потом и телу. Смерть души есть отсечение души от Источника жизни и добра, и как это страшно! Смерть тела ничто по сравнению с этим, более чем ничто. Братья, для грешника страшно попасть в руки Бога живого. Разве вы не верите в это? Разве вы не чувствуете это? Попасть в руки справедливого и святого Бога покрытым грехом, обремененным виной, проклятым законом, ненавистным Божию величию: каково это?
Но Бог разработал средства, которыми изгнанные от Него могут быть возвращены домой, и эти средства описаны в этой главе. Благодать Божия избрала Сына, избрала в Нем Церковь и дала ее Ему, и ей дала любовь Сына в искуплении ее от всего, что принес ей грех, от самого греха, зла и смерти. Он пришел на место Церкви и принял на Себя все ее состояние, всю вину и грех,  ибо Господь Бог Отец и Отец всех избранных взял все грехи от них и возложил их на Своего Сына. Я хотел бы изложить это, как это должно быть сформулировано, поскольку это заслуживает того, чтобы мы назвали это величайшим чудом. Грех это тайна, великая тайна; грех вошел в чистый Эдем и осквернил его, осквернил Еву, Адама и с тех пор осквернил весь мир. И если бы Бог был просто справедлив, Он все это оставил бы, ничто не изменилось бы. Но Бог есть Бог любви; и Он есть также Бог справедливости и правды. Милость и истина встретились, правда и мир лобызаются на Кресте, где Бог и люди соединились вместе (Пс.85.10-11). Мертвая церковь становится живой, как и каждая мертвая душа - живою через всю жизнь Христа, и в  смерти, погребении, воскресении и вознесении Христа на небо. И мы "хвалимся надеждою». "Мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и мы имеем доступ по вере к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией" (Рим. 5.1,2). И из отхода от этих великих истин возникают вопли, стоны, страхи, искания, падения и бунты людей Божьих. Но из этого источника жизни жизнь достигает их и пребывает в них; она работает по роду своему, и после этого к нам приходит голод по правде, и мы никогда не можем найти покоя вне искупления.
Вы видите  поэтому что искупление - это понятие относительное, то есть оно имеет отношение ко греху. Грех имеет концом смерть и ад, и Бог не допустит иначе (Иак.1.15). Искупление же греха исходит от Бога, и только потому грех прощен. Оно прилагается далее к совести грешника, и так к нему приходит "мир Божий, который превыше всякого ума", и он держит сердце и ум в Иисусе Христе. И тот, кому Дух Святой дает веру и прилагает по ней драгоценную кровь Христа, должен попасть в рай. Он входит в опыт примирения, и узнает, что Бог и человек сделаны одним во Христе, и что все избранные грешники сделаны одним во Христе. Искупление творит чудеса. Оно удаляет всю мерзость  греха, все проклятие и смерть и чувство вины, все жестокосердие, и убирает все расстояние, что грех создал между Богом и душой.
Это раскрывает перед нами дивную правду, которую мы должны постичь и пережить во времени. Да, драгоценное благословение вечной жизни приходит тем, кто во Христе, еще в этом мире, рано или поздно. Бог никогда не желал быть в одиночестве. Он пребывал один в вечности в Своем существе, и все же в Нем есть Три Лица, пребывающих в общении. Каждое из них любит Другого, каждое находит бесконечный восторг в Другом. Но великому Иегове было радостно сотворить мир и ангелов, чтобы Он не был единственным Сущим. В Нем есть стремление к общению, и Он направляет его. Он стремится к общению с миром, с Адамом и со всей тварью; и теперь, когда пришел грех и отделил от Него мужчин и женщин, Им созданных, Он создает новое творение, чтобы Он мог сообщить ему благость Свою.  Если мы являемся частью этого нового творения, мы захотим всю вечность любить и благодарить и славить Бога за Его необыкновенный дар. Что же совершило искупление?
Давайте посмотрим на это более конкретно. Что делает искупление? Оно гармонизирует все совершенство Бога со святостью и счастьем грешников. Можно на одном дыхании сказать, что в нем как бы свернуты бесконечные принципы - бесконечное совершенство и бесконечная благость к творению, в которое приходит Бог и отдает ему Самого Себя, и пребывает в самом средоточии его, и в Нем нет никакого греха, ничего, что оскверняет или творит неправду. Братья мои, каков же наш Бог!  Это великая вещь, что искупление осуществляется так, что его могут ждать и искать в молитве все, кто чувствует вину и бремя греха. Грех, что столь постоянно отделяет нас от Бога, столь уродует наши лучшие впечатления, столь загрязняет нас, сопровождая даже наши бедные молитвы - о, как он горек! Он делает горькой нашу пищу, которая становится пеплом и желчью, которые вы будете есть от горя в вашем опыте. И все же я уверен, что нет здесь человека, который кто хотел бы быть освобожден от этого в любом случае, освобожден от горечи и тяжести греха, как это должно быть известно нам через научение от Духа Святого, и как это достигается через искупление. О, как из этого растет похвала Богу, как возрастает Его слава, слава в Церкви во Христе Иисусе и мир без конца! Бог благ, и Божье милосердие означает Его справедливость. Люди говорят так, как будто благость Божия есть принцип, который заставит Его терпеть все или, по крайней мере, не быть слишком серьезным. Человеческая доброта может оказаться слабостью, но совершенство Бога есть твердый, вечный принцип, который запрещает Его очам смотреть спокойно на грех, принцип, который делает наказание за грех необходимым для Него. Да, это было необходимо, чтобы Бог должен был наказать грех. И это вызывает только восхищение у тех, кому было открыто в свое время, что этот принцип касается и Церкви, как и всех других, но наказание не приходит на избранных, ибо оно на Поручителе. Да, Поручитель заплатил за Церковь. Поэтому великий Субъект искупления есть Бог во славе всех Своих совершенств, и Он, как я уже сказал, согласует их со святостью и счастьем Своего народа. О, каково Его правосудие!   Я помню, когда оно вспыхнуло в моей совести. С самого начала для меня, и это было хорошее начало, Он явился мне в Своей ужасающей справедливости и святости. Грешник, ты будешь дрожать, если ты когда-либо увидишь эту справедливость, как обнаженный меч, готовый опуститься на тебя в проклятии, могучую руку Божию, готовую сразить Тебя! Будет ли вновь рожденная душа жалеть, что справедливость Божия совершенна и неизменна? Богу не принесло бы славы, если бы спасение было совершено им за счет Его справедливости. Мы должны, как наученные Богом, подтвердить, что праведный характер Бога, как он явлен в законе, должен быть явлен в жизни. И как это может быть? К нам пришел дивный, благословенный и славный Поручитель, Иисус Христос; Сам Бог, Вечный Сын, согласился стать человеком; Он принял на Себя семя Авраамово и отдал  Себя для искупления, предал душу Свою на смерть. Поэтому Бог есть первый великий Субъект искупления Христова. Пусть Господь прославит эту Свою истину, запечатлеет ее неизгладимо в наших сердцах: совершая искупление, Христос совершал его перед Ним, Бесконечным. Богу должна быть воздана вся честь, Его правосудие должно сиять славно в Церкви, как оно сияет иным образом в аду.
Когда Господь Иисус служил в этой «скинии истинной которую воздвиг Господь, а не человек", Он служил Богу. Павел учит, как первосвященник посвящался на служение Богу (Евр.5.1).  Таким образом, очевидно, что Бог был главным для Христа в искуплении. И разве Бог не является главным для вас, если вы научены Духом. Разве Он не предстает вам время от времени? Разве вы не имеете с Ним дела, а Он не имеет дела с вами? Разве Он не Тот, к Кому вы пришли? И все же как вы можете страшиться прийти к Нему? Разве вы не должны прийти к Нему, будучи грешником? Разве вы не делаете часто неправильные вещи? Можете ли вы прийти к Нему со всей неопределенностью своего ума, со всеми опасениями своего сердца, со всей виной вашей совести, со всей вашей неблагодарностью? Можете ли вы прийти со всем этим к Богу? Он всегда первый для вас; Дух делает Его таковым и поддерживает это в вас! Здесь Спаситель, служащий для Своего народа, приходит к вам: "Сын Человеческий пришел не чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10.45). И если Господь явит Его нам, мы  увидим, как Он служил; как Он "принес Себя Богу непорочного» (Евр. 9.14), как Его бесконечно достойное предложение было принято Богом, и как в этом предложении были прославлены все атрибуты Божества и не могло быть более ни возражения, ни слова против спасения погибающих. Это достойно вашего внимания, и если у вас есть вера, вы увидите, что это так; это достойно всех наших помышлений, почтительных молитв к Богу и применения к нашей совести: что Христос пришел и служил в этой скинии истинной, Своей человеческой природе, в служении Богу. Господь был всегда пред Ним, как вы читаете в одном псалме, "я поставил пред собою Господа навсегда (Пс.16.8); Ему предстояли Божия правда, истина и спасение; Он всегда делал угодное Отцу Своему.
Но это великое искупление должно иметь и другую сторону, и что это такое? Поскольку вы в возрождении наделены чувством вины, искуплению есть на что опереться в вас. Это будет так; это Божья воля, и это работа Духа, чтобы совершить это в вас. В вас Он пребудет навсегла; Он будет искоренять в вас грех, Он придет как примиряющая сила и примирит вас с Богом - Тот, через Кого мы получили примирение. Вражда окончена, горечь в вашей душе должна растаять, вина вашей совести должна быть смыта, грязь и мерзость в ваших мыслях должны быть удалены, и вы, бедный, виновный, но ныне покоренный грешник, будете готовы быть спасенным благодатью, будете приведены в это состояние примирения. 
Есть много того, что здесь можно отметить. Прежде всего, Бог обращается к нам в дружбе. Того, чего мы боялись, не случилось; то, чего мы хотели, происходит теперь. Некоторым сладкое слово Евангелия падает на сердце, как весть с неба, как свет от Бога, жизнь и мир Божий, который приходит и удаляет все препятствия, которые были, в чувствах вашего сердца, между Ним и вашей душой. Бог привлекает бедного грешника и улыбается ему, сообщая ему все преимущества смерти Христа. Это реально. Это то, что можно постичь без единого слова, хотя обычно к нам приходит Писание, чтобы передать мысли Бога.  Но милость может прийти и без всяких слов в свое время. Это счастье, что мгновенно охватывает душу, снимает ее страхи,  удаляет из нее все жесткие мысли, что, возможно, в ней были о Боге, и все несправедливые мысли и ограничения Бога. Ибо мы всегда желаем ограничивать Его, как поступал ветхий Израиль. Все это будет удалено, и Бог и грешник будут рядом. Ищите же общения с Богом! Если Он дает вам Духа, чтобы просить об этом, Он обязательно придет. Псалмопевец говорит: "К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу" (Пс.27.1). Вы знаете, как сходят в могилу те, кто духовно мертв, непрощен, виноват и осквернен, и ваша душа говорит: "Господи, пусть этого не будет со мной". Но Он говорит с нами доброжелательно, и эта дружба Божия влияет на все лучшее, что происходит с нами. Теперь сладкое, евангельская покаяние чувствуется нами, и благословенное утешение течет к нам рекой. Теперь грешник видит, что это не что-то в нем;. нет, не его искренность, не его молитвы, не его слезы, не его пожелания стать лучше, но просто и только искупление Христа сотворило это великое чудо.
Только Христос сотворил его; только в Нем могут встретиться Бог и человек. Они не могут встретиться на земной почве, на основе творения, но только на основе искупительного дела Того, Кто единственно является приемлемым для Бога и в Ком Он может принять грешника. Мы знаем это. Бог общается с миром; Он прикасается к горам, и они дымятся. Когда Он сошел на Синай, были громы и молнии; и Его голос был слышен среди столбов дыма, и был он таким ужасающим, что даже Моисей, который имел такое видение Бога и такую близость к Нему, устрашился и поколебался. Но когда Бог нисходит на гору Сион, все происходит иначе! Все открывается по-новому: Вечная Божественность Христа, Его святая человечность, Его заместительное и самодостаточное искупление и Его правда открыты нам; Он "прекраснее сынов человеческих" (Пс.45.2) для верующего сердца. Он как яблоня между лесными деревьями, и мы восхищаемся Им; весь страх, вина и рабость уходят, и душа садится под тенью Его с большим восторгом, и находит плоды Его сладкими на вкус. Вот моя религия. Настоящая религия основана на вечных истинах. Настоящий мир исходит от Иисуса Христа, Который "предал Себя для искупления для всех нас, чтобы быть в свое время свидетельством" (1 Тим.2.6 KJV).
В этой великой вещи наша свобода. Мы любим свободу; это великое стремление людей, и особенно святых, но только святые получают ее. Сам Христос говорит: "Итак, если Сын освободит вас, то вы истинно свободны будете» (Ин. 8.36). Эта свобода действительно великое чудо. Мы можем говорить о свободе, но какая изумительная вещь знать ее! Это свобода от многих вещей. Вы освобождаетесь от немощи, которая тяготит вас; вы освобождаетесь от своей вины, она не может оставаться там, где Христос. Беньян говорит нам, что когда Христианин пришел ко кресту, вся тяжесть, которая была на спине его, пала, все, что было связано, было разрешено силою креста, и покатилось во гроб. Друзья мои, вот настоящая свобода! Когда в нас нет вины, мы свободны от того, что наполняло нас рабским страхом и трепетом, и мы можем быть рядом с Богом. Мы чувствуем общение с Ним, ибо когда преграда  вины снимается, а Бог говорит, может ли грешник молчать? Если Он благословит вас, вы можете воздержаться от благословения Его? Если Он говорит вам, что вы Его, вы можете не сказать, что Он ваш? Эти вещи в опыте всегда пребывают вместе. Когда Господь приходит и говорит с душой мирно, душа говорит с Ним смиренно, с обожанием, и она счастлива; когда вы получаете искупление, примирение становится вашей жизнью, это ваш опыт, который вы чувствуете в своем сердце.
И это замечательная близость. Послушайте Христа где Он говорит Своим ученикам: «Отныне Я не называю вас рабами" (Иоан.15.15). Люди Божьи хотят быть рабами Христа, просто потому, что они связаны с Ним и привязаны к Нему. "Но Я назвал вас друзьями, ибо все, что Я слышал от Отца Моего, Я возвестил вам". Это то, что Он делает. Друзья могут открыть свои умы друг другу. Между ними царит взаимная откровенность. Так вот, когда Господь называет Свой народ друзьями, Он говорит ему некоторые вещи о Себе. Он рассказывает им о Своей любви: "Я возлюбил тебя вечной любовью" (Иер. 31.3); и они говорят Ему, что они любят Его: "Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21.17). Это радостное общение, и оно никогда не будет разрушено. Это любовь Божия, доведенная до грешника и излитая в его сердце. Она включает в себя все, ибо тот, кто любит Бога, возлюблен Богом, и тот, к кому пришла Его любовь, обретает ее через искупление; рано или поздно он понимает, что эта любовь никогда не могла быть в его сердце, если бы он не был искуплен Кровью Христовой. Какая великая вещь - обрести это! "О, если бы я знал, что Господь любит меня!". Если у вас есть сердце, чтобы спросить Его об этом, Он скажет вам в один прекрасный день; ибо Он никогда не учит грешника спрашивать, не намереваясь дать ему ответ. Он не издевается над людьми. Когда Он учит ребенка просить у Него хлеба, Он не будет издеваться над ним и не даст ему камень. Поэтому, если вы научены спрашивать Его, Он придет к вам в Свое время. И в этом Его дружелюбие и свобода.  Бог знает грешников во Христе, и только благодаря Христу они знают Его. Вы никогда не будете говорить с Ним легко и радостно, пока Он не заговорит с вами так. Когда Иосиф сказал своим виновным братьям: "Я Иосиф" - они дрожали и хорошо делали, видя, что он был господином над всем Египтом, и они были виновны в убийстве его в своих сердцах. Но когда Иосиф пал им на шею и целовал их, что тогда? Мы читаем, что они говорили с ним; но он был первым. Они были бедные несчастные люди, они были виновны в его крови в своем намерении; и так бедное, виновное существо может сказать: "Я сделал все, что мог против Бога, это в моей природе, каждый грех, что был совершен в мире, по своим корням и характеру таков же, как мой; что я могу сказать ? Что я могу думать? Что я могу сделать? И теперь Господь приходит и снимает с нас это! Это сладкий опыт, когда свободная благодать сообщает нам со всей искренностью, что делает в нас Святой Дух, что нам прощено в Господе Иисусе Христе и через Его Кровь; так вы можете рассказать Господу все, что вы помните, о вашем недостоинстве и вашей греховности, о вашем нечестии и беззаконных путях своих, пока, наконец, Он не скажет: не говори мне больше об этом, Я унес все это далеко, этого не будет на суде против тебя! Таков Его путь, и вы скажете: я ли тот человек? Неужели это для меня?   Искупление объясняет, что никто из нас не может сделать это; но искупление приносит все это в опыт грешника.
Это охватывает и другие вещи, и включает в себя и мирские дела. Иаков был мирным человеком, и Бог говорил с ним, и когда он был достаточно долго у Лавана, Он повелел ему вернуться к своему народу и своей земле, и сказал: "Я  буду с тобою"."Тот, кто не пощадил Сына Своего, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" (Рим.8.32). Вы никогда не будете действительно нуждаться, если вы искуплены; и Господь даст вам знать это время от времени. Если Бог предал Сына ответить за нас в Своей смерти, то как Он, сделав большее, не сделает меньшего? Как с Ним не дарует нам и всего, всего необходимого? Ибо, по слову Павла, все ваше; Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее - все ваше, потому что вы куплены драгоценной кровью Христа. В чем Господь откажет вам для вашего блага и Его славы, мои дорогие друзья во Христе? Все, что необходимо для продвижения Его работы в вас, для содействие укреплению Его Царства и Его славы, Он несомненно даст вам на основании искупления. Получив искупление, вы получили все. Это как большой самородок золота. Когда у вас есть искупление, все временное, в чем вы действительно нуждаетесь, придет, но если это все же отнимается, это розга Отца, когда Он имеет дело со Своими детьми. Как Отец Он видит их неповиновение, но Он никогда не ненавидит их лично, никогда не забирает от них Свой Дух и любовь, не теряет интерес к ним, но Он наказывает их по Своей любви, как детей, нарушающих Его закон. 
Так перед нами предстает вся эта великая милость, это бесконечно славное дело искупления. Оно примиряет Бога и успокаивает совесть; оно снимает бремя неисполненного долга и заставляет растаять самое скорбное сердце, и приносит мир в самый отягощенный ум; оно удовлетворяет самую голодную душу и самое великое алкание Бога, которое только может быть в твари. Все, что Бог только мог дать, Он дал во Христе, и Христос сделал все, что Он мог сделать, когда Он отдал Себя; и Дух прилагает к нам Его благословенное дело, когда Он приносит искупление совести. Религия! Многие умрут в религии и никогда не достигнут небес. Но виновный, слабый и беспомощный червь, со всей порочностью своей жизни, со всей горечью своего греха, если у него есть искупление, и есть руководство и сила Святого Духа, увидит, что хотя у него нет религии, которой можно хвалиться перед Богом и людьми, искупления для него достаточно. Оно   представит его безупречным и непорочным пред Богом, и он будет торжествовать в Нем. "Мы хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа". Счастлив человек, который не может скрыть в себе эту спасительную радость! Как прекрасно  сказать: "Моя душа будет хвалиться в Господе; услышат кроткие и возрадуются" (Пс.34.2). Я буду хвалиться Его Кровью, буду хвалиться Его драгоценным делом, доступом, который я получаю к Богу через Иисуса Христа, и я буду хвалиться благодатью Духа, Который работает во мне и созидает веру, в которой я могу верить Богу, верить в Его возлюбленного Сына, и возложить все мое разорение, тяготы и скорби на Господа; буду хвалиться в Нем и Им одним. Вот наша радость о Боге, радость в Духе Святом, радость от присутствия Христа, радость, потому что Святой Дух в нас, радость и мир Божий. Бывают сердца, подобные каменистой почве; слава Богу, с нами может быть не так. И все это восходит к тому, с чего мы начали - к искуплению чужой вины через нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Пусть оно дойдет до нас. Аминь.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn