Комментарий к сценарию художественного фильма

Валерий Русаловский
 КОММЕНТАРИЙ К СЦЕНАРИЮ
историко-художественного фильма
          «Сильнее брони»

Прежде чем писать сценарий к фильму о Великой Победе, я пересмотрел десятки других сценариев и пришёл лишь к одной мысли: следовать сухим «топорным» правилам в его написании не следует. Тем более, когда пишешь о войне, собирая из архивных источников крупицы истории. И такое суждение возникло не случайно, так как мне хотелось заставить думать и переживать тех, кто отважится реализовать этот замысел или хотя бы прочесть написанное.

 Конечно, мне могут возразить и сказать: «Так требуют законы жанра!» Да, возможно. Но такие стандарты, на мой взгляд, определенны лишь удобством в восприятии текста и не более того. Хотя не исключено, что настоящее творчество формируется именно за пределами этих надуманных правил. Более того, на мой взгляд, важна суть, а как ею распорядится режиссёр, это уже другой вопрос. Хотя и не менее важный.

Теперь о сути. Сегодня почему-то стало модным показывать в современном кино военных лётчиков в «праздно-парадном» виде, где большая часть их времени посвящена застольям, фронтовым романам или другим «художествам», не присущим войне. На самом же деле даже свободные минуты у них были заняты размышлением о предстоящем задании, бое и душевном переживании. Уже не говоря о горечи потерь.

 Война забирала всё! Не только жизни, убыстряя их ход, но и калечила  души людей. Конечно, были и отдушины в этом круговороте дней, но без надуманных вольностей. Контроль во всём был жёсткий, а иногда и жестокий. Главным всё же было выполнение поставленных боевых задач, а это требовало значительных физических и моральных сил. Поэтому лётчик всегда должен был находиться в «строю», в форме соответствующей любому заданию на боевой вылет.

Удивляет и другой факт. Один из «маститых» режиссеров, недавно размышляя о современной индустрии кино, сказал: «Сейчас главное умело расписать деньги!» Да. Это ближе к духу времени, но только не к духовности, чему в первую очередь и должен служить кинематограф. Но причина в ином: в незнании самой темы войны. Это именно тот случай, когда только одного режиссёрского таланта недостаточно. Порою грешат и сами актёры, особенно, когда играют исторические роли. Не погружаясь в них  глубоко, они находятся в сегодняшнем времени, что так же не соответствует истине и болезненно воспринимается зрителем.

Подобное происходит из-за того, что автор не проникает в саму суть событий, особенно, когда речь заходит о войне, а видит их поверхностно, основываясь лишь на своём житейском опыте. Это касается не только сценаристов, но и режиссеров, какую бы корону они на себя не примеряли.

Ну, а что мы? Мы, к удивлению, соглашаемся с этим. Потому что для нас это удобно. Такая «лента» легко смотрится и не напрягает наше сознание.  Даже тогда, когда на экране воспроизводится иллюзия некоего боевика, а война выглядит всего лишь весёлой прогулкой. Но нам не до размышлений. Нам нужны зрелища! Хотя именно такой подход лишает тему исторической правды, размывая суть минувших событий. Более того скрывает от зрителя то неимоверное напряжение и переживание,  которое испытывает человек на войне.

Но всё это не означает, что надо показывать только кровь и пепел войны. Нет! Для нас важнее всего знать правду о героях минувших баталий и сопереживать с ними, ощущая свою причастность к тем великим событиям.  Ну, а создателям не должно кивать друг на друга. Мол, так было написано. Или не так поставлено. Лукавить не надо. Надо честно работать, а ещё лучше творить. Главное показать время сильных людей и тех настоящих героев, которых оно рождало.

Ну, а теперь о главном. О сути самого сценария, который так же не лишен недостатков. Так, наверное, бывает всегда: обходя одни препятствия, натыкаешься на другие, а преодолевать их уже не хватает сил и желания.

Начало сценария дано в повествовательной форме, и лишь потом оно частично переходит на обусловленный стиль сценарного жанра. Цель в этом лишь одна: дать возможность почувствовать дух времени, чтобы не затруднять читателя домыслами, которые в данном случае, скорее всего, не уместны. Более того все описанные действия буквально по дням и часам привязаны к историческим событиям минувшей войны и  переиначивать их не имеет смысла, это грешно.

Да и выглядеть это будет неестественно, а скорее всего, надумано:  «показушно». Хотя в этом тоже есть определённый смысл. Здесь можно позволить себе больше пафоса и блеска. Но это только на первый взгляд. В реальных событиях всего этого гораздо больше и оно привлекательнее любых выдумок, но до этого лишь надо дойти, проявив старание и упорство.

Теперь несколько слов о главном герое. Им в сценарии выступает лётчик штурмовой авиации, который прошёл дорогами войны от стен Сталинграда до крепостных валов Кенигсберга и погиб при штурме города за месяц до окончания войны. Прославленному советскому «асу» было всего лишь 22 года. Но он уже командовал эскадрильей  и имел семь боевых орденов.

За время войны отважный лётчик налетал более двух  геройских норм. Трижды был представлен к званию Герой Советского Союза, но получил это высокое звание лишь после своей смерти. Имя его, впрочем, как и всех остальных, не вымышленное, а реальное.

Кроме «первого лица» в каждом эпизоде есть и свои герои, но не только в переносном, но и в прямом смысле этого слова. Это лучшие, из сотен тысяч лучших, которым пришлось пройти дорогами войны. Все они вошли в золотую плеяду «Героев Советского Союза». Только жаль, что не всем удалось дойти до конца войны. Но их вклад в Победу неоценим. Именно их бессмертному подвигу и посвящен сценарий.

Главным героем не случайно выбран лётчик штурмовой авиации, так как эти пилоты менее, чем другие, освещены в наших фильмах, да и в литературе  тоже. А ведь там, где создавались узкие места на фронте и войска несли большие потери, всегда подключали штурмовиков.

Когда  вопрос борьбы с танками противника стоял очень остро, и Красная армия несла большие потери, именно штурмовики  переломили эту ситуацию в пользу наших войск. Затем «летающие танки» совместно с истребителями лишили «Люфтваффе» монополии в воздухе, что дало возможность успешно выполнять задачи сухопутным войскам на земле.

Не случайно после взятия Кенигсберга, в представленном Сталину списке на «геройские звёзды», из пятидесяти двух лётчиков, сорок были из штурмовой авиации. А штурмовик «Ил-2» вместе с танком «Т-34» стали лучшими образцами боевой техники военного периода. Их вклад в победу неоценим.

Всего за годы войны 1941-1945 годы погибло 7837 лётчиков-штурмовиков, а боевые потери машин «Ил-2» составили 12,4 тысячи. Такой дорогой была плата за несгибаемую волю идти на огонь зенитных орудий, прокладывая дорогу своим. И никакая броня  не спасала грозную машину, но сильнее брони был боевой дух штурмовых экипажей, и это рождало победы.

В тоже время показать только одних штурмовиков было бы неверно и не справедливо. Ведь их победы в большинстве случаев достигалась в тесном взаимодействии с лётчиками истребительной, бомбардировочной и разведывательной авиации. Поэтому все они так же достойно нашли своё место в представленном сценарии.

Более всего хотелось показать геройский подвиг, который, на мой взгляд, так же освещён весьма поверхностно и не изучен достаточно глубоко. А ведь совершая геройские поступки, эти люди сознательно шли на смерть, выполняя свой долг перед Родиной. И многие из них погибли, так и не увидев Победы. Для нас это тоже важно. Ведь их подвиг и сегодня, как «Золотая Звезда», не меркнет и светит не только прошедшим дорогами войны, но и тем, кто идёт дорогами созидания.

Взаимосвязь всех родов авиации в сценарии показана не только на уровне рядового лётчика, командира эскадрильи, полка, но и на уровне высших начальников вплоть до Ставки Верховного Главнокомандования. Это даёт нам возможность как видеть, так и понимать всю картину происходящих событий.

В большинстве эпизодов синхронно показан и сам противник -  лётчики «Люфтваффе» и их командиры. Сравнительный анализ действий немецкой стороны так же освещён вплоть до Ставки Гитлера и штабов  Командующих группами войск Вермахта.

По сюжету разрозненные события на различных фронтах в итоге переходят  на территорию Восточной Пруссии, где проходят основные этапы Восточно-Прусской стратегической операции и штурма Кенигсберга. Сам штурм города описан не общим валом, как это принято, а строго по дням в лицах героев различных родов войск действующих как в воздухе, так и на земле.

В сценарии показаны последние дни и часы жизни Командующего фронтом Ивана Черняховского, командиров авиационных полков: Петра Козаченко и Нельсона Степаняна, комбата Анатолия Сергеева,   командиров  штурмовых эскадрильей Сергея Герасимова и Василия Козенкова.

Дань отдана и памяти «Героев Советского Союза»  морским лётчикам - разведчикам: Алексею Грачёву, Александру Курзенкову, Григорию Давиденко,  погибших в холодных водах Балтийского моря за день до Победы.

Это, на мой взгляд, важно не только для истории, но и каждого из нас. Ведь эти сильные духом люди всегда служили примером в бою и не выбирали себе лёгких путей. Шли туда, где было труднее всего. Им верили и всегда следовали за ними, достигая победы.

Но не для всех, кто остался в живых, после Восточно-Прусской операции война будет завершена. Одни уйдут на Дальний Восток воевать с японцами. Других бросят на Латвию, громить засевшую в «котле» «Курляндскую группировку».

Война, по сценарию, для них закончится именно там, у берегов Балтики.
Потери будут и здесь, а бои продолжатся и после Победы, но в нашей памяти они останутся навсегда такими, какими были в те огненные годы. И очень важно, чтобы их подвиг был освещён светом правды и не предавался забвению или дурманам различных вымыслов.