Кант. Пьеса

Григорий Хубулава
Кант: - Скажи мне, Томас, есть ли дома чай?
Слуга: - Конечно, есть, но Вы не пьете чая.
Кант: - Не разглагольствуй. Просто отвечай.
 Ведь если кто заходит невзначай,
  Гостей обычно чаем угощают.
Слуга: - Каких гостей? Никто не ходит к нам.
Есть только я и этот пес бездомный… он…
Кант: - Зигфрид. Томас, весь вчерашний хлам
Прибрал бы ты…
Слуга: - Неряха бесподобный из всех господ мой бедный господин. Здесь не бывает женщин и пирушек. Он чахнет день и ночь всегда один. Над книгами…
Кант: -Вот эта пара кружек – её оставь. Другое прибери.
Слуга: - И книги?
Кант: - Милый Томас, да, и книги…
Послушай-ка, там кто-то у двери…
Слуга: - Должно быть, пес…
 Кант: -Открой же… Это Зиги.
 А… Зигфрид…
Пес:- Ты один, Эманнуил…
Кант: - Всегда один. Здесь только ты и Томас.
Пес:- Ну, как работа?
Кант: - Не хватает сил… И каждой мысли пригодится компас…Они блуждают слепы, как старик.  Весь год сижу… тут есть загадка жутко…
Забавная…
Пес:- Давай же напрямик…
Кант:- Послушай пес, бывает у рассудка
Глухой такой и темный уголок…
Скажи, младенцу объяснить слепому
Как выглядит зеленый, ты бы смог?
Пес:- Слепому от рожденья?
Кант: - Хоть бы Тому… Простейшую фигуру на листе
Не прибегая к алгебре, исчисли…
Есть мысли, словно мухи в темноте:
Летают – не поймать…
Пес: - Да… мысли, мысли…
Слепому цвет истолковать нельзя,
Бесчувственному, вкус – пустые бредни.
Кант:- Вот разума бесцельная стезя,
И сколько чувствам ни служить обедни,
Рассудок вечно сам с собой в борьбе,
И перед ним весь чуждый мира опыт
Навечно заперт… словно…
Пес: - Вещь в себе…
Кант:- Да! Вещь в себе!
Пес: -У двери громкий топот.
Кант: - А… Томас это… он дрова принес…
А я пойду, пожалуй, прогуляюсь.
И ты беги, гуляй, любезный пес…
Пес:- Спасибо, не добавил «не нуждаюсь
Отныне я в твоих подсказках, брат…»
Кант:- Ну, не ворчи, товарищ мой лохматый…
Пес: - Я знаю… знаю… ты не виноват,
У одиночек выбор не богатый
В друзьях… К тому же, если нет друзей…
Пес: - Не зубоскаль. Беги-беги, злодей.
Пойду, открою.
Студент: - Здравстуйте, простите…
Большая честь переступить порог…
Скажите, вы – мыслитель?
Кант: - Я? Мыслитель? А вы – студент?
Студент: - Так очевидно? Вы…
Кант: -Я ухожу… и я не принимаю…
Студент: - Я провожу.
Кант: - Пропащий день. Увы… По возвращеньи, может выпьем чаю…
Студент: - Послушайте, ведь я издалека. Из Штайн-ун-Райн. В учености я первый…
Кант:- В Швейцарии валяют дурака. Но вы, мой друг, поберегите нервы. Я – вздорный, склочный, грубый старикан. Со мной, юнец, возиться не беритесь.
Студент: - Эманнуил. Я угодил в капкан.
Кант: - В капкан идеи? Милый мой… трудитесь.
Студент: - Что труд? Смертельно раненный солдат,
Что ценит жизнь не больше адской боли…
И тот меня счастливей…
Кант: - Этот взгляд я видел раньше. Оба мы в неволе…
Студент: - Я каждый день планирую с утра. Гимнастика, латынь, естествознанье…
Кант: - Но сумма знаний – черная дыра. Усталость лишь усилий оправданье?
Студент: - Да так. Вопрос немного нарочит. Пускай он все же Вас не удивляет: «Вон та ворона. Что она кричит?»
Кант: - Наверно, тоже на день составляет насущный список бесполезных дел. Не мудрено – я сам бы так хотел. Войдя в аудиторию свою, талдонить с прилежаньем идиота глаголы… Артиллерия в бою – прозренье. Мысли – грубая пехота. Так что за мысль захватила Вас?
Студент: - Что значит смерть? И есть ли после что-то…?
Кант: - Блаженный Галилей, помилуй нас!
Студент: - Смертей в бою я повидал немало. И враг, что от руки моей угас, мне гибель нес. Так смерть моя плутала над полем черным в сраме и дыму. Порою сам смеялся я над нею, но что она такое – не пойму, приблизиться догадкою не смею. Чтоб смерть постичь я мог по мере сил, что смертному дарует мать-природа, поверьте, я бы сам себя убил. Над Летой нет мостов, не видно брода… Чтоб возвратиться, чтобы рассказать, как обмануть, преодолеть забвенье, сорвать со смерти черную печать, несчастным подарить выздоровленье…
Кант: - Так вы поэт?
Студент: - Нет… Упаси Господь.
Кант: - А может, поп?
Студент: - Я – будущий ученный.
Кант: - Тогда довольно эту чушь пороть. Вы – юный разум, страхом зачумленный. Христианин живет без головы. Он – веры и надежд слепых питомец. Так вы откуда родом, незнакомец?
Студент: - От матери я родом, как и Вы…
Кант: Ответ, достойный моего вопроса. Подделывать улыбку не спеши, нет ничего, чтобы не знало сноса Свой срок отмерен даже для души.
Студент: Так мы теперь на ты?
Кант: Так будет проще. Вот хоть бы лист зеленый молодой растет в саду, в оранжерее, в роще и от земли питается водой. Но воду отними – ему конец. Душа – такой же механизм природный. Она – вода. Так бодр, свеж юнец, старик сухой и тощий   благородной смерть не бывает, нам дано с тобой лишь с честью проиграть неравный бой.
Студент: Так что есть смерть?
Кант: Она всего лишь случай. Не стоит на нее в упор смотреть. Рожденное, стремится умереть. Не мучайся, да и других не мучай.
Студент: А что бессмертно на земле?
Кант: Идея. И если кто-то оставляет след, О знании и доблести радея, то имени его забвенья нет.
Студент: И верно, есть на свете имена – произнеси – за ними, словно тени, или верней, как бурная волна, встают пространства, полные творений.
Кант: Бессмертен, кто идеей стал своей.
Студент: А сердце вновь и вновь несет потери. Где облегченье в тяготах людей? Не в вере ли?
Кант: Обман возможен в вере. И все-таки иных она ведет дорогой тяжкой от злодейств далекой, И если звездный светел небосвод, то эта ложь нужна толпе жестокой, чтоб в ней хотя б один разумный смог иным явить пример терпенья, воли и благости…
Студент: Так может все же Бог…
Кант: Любой из нас возможен в этой роли…
Студент: Роль Господа?
Кант: Раз человек умен и сердцем прям… то он, пожалуй, сможет, явить пример божественного он…хотя бы сам в себе, но уничтожит все низкое, и этим сможет нам примером стать как свет иным сердцам…   
Студент: Но он – не Бог.
Кант: Ты потерял кого-то?
Студент: Родителей… Ну, после, на войне… Я много смерти видел, но забота… родительская…
Кант: - Что ж, давай зайдем ко мне…
Студент:… Она ни с чем, пожалуй, несравнима…Я вспоминаю матери тепло…Улыбка, что светлее серафима.  Но нет её, и словно все ушло…
Кант: Тогда решил со смертью ты сразиться? Так стань врачом. И почему ко мне?
Студент: Нет, это знанье в смерти не сгодится…
Кант: Сгодиться ли мое? Здесь – в тишине который год толку напрасно воду в дурацкой ступе, и явился ты, но все твои наивные мечты едва ли вдруг перевернут природу. Смерть милостиво руки простирает, взамен себе не просит ничего. Мы часто любим то, что умирает, ещё сильней, когда оно мертво.
Студент: Но как это?
Кант: Хотя бы наша мать, едва ль сравнится с девой пресвятою, но все обиды прежней пеленою растают в нас… вот повод умирать – в небытие как шлейф нести с собою, грехи и просто низкие дела, чтоб наша память этою пустою и вредной ношей больше не была убого и напрасно тяготима. С уходом чьим-то остается в нас  Улыбка, что светлее серафима.
Студент: Не трогай матери!
Кант: Прости меня. Сейчас я Томасу велю по чашке чая нам приготовить.
Студент: Нет. Благодарю!
Кант: Порой я часто дурно говорю. Прости меня. Я сам на шаг от края.
Студент: Ты болен?
Кант: Я должно быть умираю. Как ты сказал мне: Брода в Лете нет? Мне кажется, но эти много лет, провел я не бездарно…
Студент: Здесь собака…
Кант: Ну, здравствуй, Зигфрид…
Пес: Я подумал, драка случилась здесь, такой поднялся шум. А это ты ругаешься, беззубый! Кто это? – ну, представь нас, тугодум.
Кант: Студент-швейцарец.
Пес: Все такой же грубый… мой друг. Не прозвучало имя здесь.
Студент: Я – Карл Штриних.
Пес: Большая честь.
Кант: Послушай-ка, ты это тоже слышишь?
Студент: Собаку? Да. Вернее, дух живой…
Кант: А мой слуга качает головой…
Студент: Он видно, глух…
Кант: Да, что уж тут попишешь….

***
Что было после, каждый знает сам…
Гость навещал знакомое жилище,
Там были споры смех и шум и гам,
Но если кто-то объяснений ищет
Тому, что здесь теперь произошло, -
Не жги свечей, тут без того светло.
Кант отошел к Тому, кто Выше нас.
Студент работал в госпитале местном,
Столкнувшись с исцелением, подчас,
Он толковал, бывало, о чудесном.
Не разобрать, где правда, где одни
Фантазии, но если сила в этом,
Пусть хоть немного самым робким светом
Кому-то вместе подмигнут они.