Семья

Светлана Давыденкова
 Несколько лет назад  в выходной я приехала к подруге  из Милана в Павию. Расстояние между городами небольшое: всего  полчаса езды на поезде. Павия – небольшой город, но со своим известным на весь мир университетом, отличной больницей и магазином дорогостоящих меховых изделий. Расположен он на берегу реки Тичино, которую за симпатичность я прозвала Павийкой.

 В Павии, как и в других городах Италии, полно украинских женщин, работающих сиделками или домработницами. Все они собираются в свободное время, в основном, на аллее, заставленной  лавочками. Сидя на них, женщины делятся новостями, знакомятся, просто отдыхают.  По субботам часто  можно увидеть их  на базаре. Присматриваются к вещам, что-то покупают. Тут и познакомила меня  подруга  с Олегом и Настей, родом из нашего города. Супруги внешне ничем не отличались от других «заробитчан.» Работали  так же, как и  все: Настя обхаживала старушку, Олег - каменщиком на стройке. Вскоре, однако, ему пришлось уехать. Работы  становилось все меньше, а потом и вовсе не стало. Было решено, что Олег уедет домой, чтобы не висеть на шее у жены. Настя осталась в Италии и долго тянула еще лямку прислуги. Я встречала ее, приезжая в Павию, а когда поселилась в этой зоне, мы подружились. Настя часто рассказывала мне о младшем сыне, Юре, профессиональном музыканте, скрипаче. О том, что после консерватории парень уехал в Америку, где совершенствовался в игре, о том, как нелегко ей помогать ему деньгами. Но что ни сделаешь ради будущего своих детей!

 Шли годы. Супруги продолжали жить врозь. Настя приезжала домой раз в год, затем уезжала снова. Олег занимался обустройством  дома. Юра учился в Америке и даже начал подрабатывать там. Нелегко было Насте. Она не раз меняла работы. Старушки  попадались слишком привередливыми.   Не всегда  хватало терпения прислуживать им.
 
 В один из моих отпусков я узнала, что и Настя дома. Позвонила ей, поговорили, а через некоторое время она пригласила меня на концерт, где должен был выступать Юра. Сейчас он работает в симфоническом оркестре большого города, а приехал на бенефис своей преподавательницы.

 В назначенный день я была возле филармонии в ожидании подруги. Город наш камерный, и я очень люблю такие вылазки. Можно получить не только наслаждение от концерта, но и встретить кого-то из знакомых, узнать о новостях. Вот и сегодня: только подошла к филармонии, встретила приятельницу, корреспондента одной из газет.  Чуть позже заметила двух старичков: супругов Орловых, бывших преподавателей университета. Еще позже подошла тоже преподаватель и мать ученика гимназии, где работала я. Уже сидя в ложе, заметила знакомую, с которой когда-то занималась цигун. Приезжая из Италии,  чувствую себя отшельницей, и любая встреча со знакомыми радует.

 И вот начался концерт. В первом отделении играли симфонию Бетховена для оркестра со скрипкой. Солировал Юра. Олег с Настей сидели вместе, и я была счастлива за них. Они, несмотря на годы, проведенные врозь, сумели сохранить верность друг другу и ничего не упустить в воспитании детей. Юра играл так, что после выступления не было конца аплодисментам, зрители надарили скрипачу цветов, а его преподаватель по музыкальному училищу была растрогана до слез.

 Прошло несколько дней, и Настя засобиралась в дорогу. Надеяться можно только на заработок за границей. Найдет Настя работу - дом будет  закончен. Дети вышли на свою дорогу. Пора подумать о покое и родителям.

 Мира и благополучия их дому!