Всесветный возмутитель

Марина Беловол
1.Закон и благодать. Евреи и язычники.


Нельзя сказать, что Павла как-то особенно ценили и признавали при жизни. Ему не раз приходилось защищать свое необычное апостольство и объяснять свое подозрительное происхождение. Спустя две тысячи лет его по-прежнему обвиняют в том, что он не понял или намерено исказил учение Иисуса Христа.
 
Павел родился в еврейской диаспоре. Его родной город Тарс, или Тарсус, столица Киликии, был насквозь пропитан эллинистической культурой. Современники сравнивали его с Афинами. В городе была школа философии и греческой грамматики, большая библиотека…

Уже в те времена Тарсyc имел богатую многовековую историю.  Портовый город, соединенный с Средеземным морем судоходной рекой, возможно и был тот самый Фарсис, куда намеревался бежать непокорный пророк Иона. В первом веке до новой эры города и мелкие государства Средиземноморья были завоеваны римлянами.  Тарс видел Помпея, Антония и роскошные корабли Клеопатры. Еще в 66 году до Р.Х. всем  жителям этого города присвоили римское гражданство. Таким образом будущий апостол язычников, еврей из колена Вениаминова, появился на свет римским гражданином.   

Отец Павла был фарисеем, а колыбелью фарисейства - Иерусалим. Именно там Павел, или, как его тогда называли, Савл,  учился "у ног Гамалиила". Гамалиил, внук прославленного раввина Гилеля, cобирал вокруг себя стайки прозелитов и  еллинов. Большей частью это были полуевреи, такие, как Тимофей, живущие за пределами Иудеи в Малой Азии, воспринявшие греческий язык и культуру империи Селевкидов, а также язычники Седиземноморья, которым были хорошо известны идеи Cократа, Платона и Аристотеля о бессмертии души и монотеизме.  Многие из этих иноплеменников посещали еврейские синагоги, постились и молились Богу Авраама, Исаака и Иакова. Примером такого благочестивого язычника может послужить сотник Корнилий, о котором повествуют Деяния Апостолов.

Павел не мог не знать о духовных исканиях в этой смешаной разнородной среде.
 
Идея обращения язычников в иудаизм не была для фарисеев чем-то чуждым и немыслимым. Многие фарисеи были своеобразными миссионерами: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, чтобы обратить хотя бы одного, и когда это случится, делаете его сыном геены, вдвое худшим вас", - обличал их Иисус ( Мф. 23:13). Революционной была идея приобщения язычников к Богу в обход закона Моисея - без обрезания, без храма и жертвоприношений, без жестких ограничений в пище и соблюдения суббот и новомесячий. 

Совместимы ли Закон и благодать? Этот вопрос внес немало сумятицы в ряды первых христиан.  Нужно ли привносить что-то из Ветхого Завета в Новый, и если нужно, то сколько и что именно? Недаром Петру потребовалось особое откровение, для того чтобы понять, что у Бога нет лицеприятия. (Деян. 10:34-36).

Но были и те, кто остался при прежнем мнении.

Одним из "преступлений", вменяемым Павлу и сейчас, и две тысячи лет тому назад, было его стремление вывести верующих за пределы иудаизма.

Хотел ли этого Сам Иисус? Многие убеждены, что нет.

Более того, все чаще и чаще приходится сталкиваться с мнением, что само христианство было изобретено хитроумным Павлом не то в интересах римской империи, не то с целью ее разрушения.
 
"Учение это не только не есть учение Христа, но есть учение прямо противоположное ему", - писал в свое время Лев Толстой. Классик русской литературы считал, что отказ от изобретенного Павлом христианства расчистит дорогу для новой религии, которая объединит человечество на единой мировоззренческой основе.

Современные противники Павла не менее откровенны.  Всесветный возмутитель попрежнему раздражает антихристианских мыслителей больше, чем все  евангелисты, апостолы, апостольские ученики и отцы церкви вместе взятые. Даже Сам Иисус Христос вызывает у них меньше ненависти и протеста. Ведь именно Павел не дает им списать Сына Божьего в галилейские плотники, самозванные раввины и рядовые учителя праведности.
 
Христос, проповеданный Павлом, не вписывается ни в один вариант универсальной религии.

Большинство мусульман считают "христианство Павла" единственным прeпятствием между  авраамическими религиями. По их мнению, выраженному популизатором ислама Ахмедом Дидатом, "Павел оттеснил Иисуса" и "перепутал все учения". Иисус неоднократно упоминается в Коране. Но мусульманский Иса - второстепенный пророк и целитель, один из многих. Его уважают за скромность и непритязательность. Более того, в его уста вложен отказ от всяких притязаний на божественность.

Иудаизм однозначно отвергает Иисуса, не чураясь откровенной хулы и измышлений. Грешат этим и Талмуд, и так называемое "народное творчество".

Первое "антиевангелие", сочиненное в пропагандистских целях в раннем средневековье - "История о повешенном", характеризует Иисуса (Ешу) как неуча, хитроумного вора и колдуна, а Иуду Искариота как национального героя. Появляется на страницах этого повествования и Павел.

"Мудрецы остановили свой выбор на человеке по имени Элияху, который был весьма мудр, и сказали ему: мы договорились, что будем молиться за тебя, чтобы ты был принят на том свете как добрый израильтянин. Иди, восстанови спокойствие в Израиле и выведи от нас отщепенцев, да пойдут они в погибель! Элияху пошел по всем местам  от Тивериады до Антиохии, взывая ко всей стране Израильской: кто верует в Иешу, явитесь ко мне!.." Далее следует краткое изложение учения Элияху - пародия на основные идеи апостола Павла: отказ от обрезания, субботы, кашрута, и проч. "Ноцримы называют его  (Елиаху) Павлом (Paulus) за то, что он ввел  учреждения и постановления, которые отделили заблудших от сообщества Израилева", - поясняет неизвестный автор.

Появление такого произведения в иудейской религиозной среде недвусмысленно свидетельствует о несовместимости христианства и  иудаизма.  Или  ты -  иудей, или - ноцрим. Третьего просто не дано.
 
Антихристианские идеи не чужды и мессианским евреям. Движение это разнородно, но по своей сути больше склоняется к иудаизму. Оно напоминает маятник, качающийся между благодатью и законом, верой и традицией, богоизбранностью и шовинизмом. Но самая тяжелая форма хромоты - это хромота на оба колена.

В националистическом восторге Христос низводится до прообраза: "подобно тому, как происходит глубокое отождествление каждого отдельного человека с Мессией, так же Мессия олицетворяет собой весь Израильский народ", - говорится в примечаниях ко второй главе Евангелия от Матфея в "Еврейском Новом Завете".

Но ни Ветхий, ни Новый Завет нигде не ставит знака равенства между Израилем и Богом. Израиль может символизировать Сына Божьего, но Мессия несоизмеримо велик для отведенной Ему символической роли. Любой народ, в том числе и Божий, меньше Бога.

Стремился ли Спаситель сохранить иудаизм с его храмово-праздничной, заповедно-законнической, левито-священнической обрядностью? Не противоречит ли это внутренней логике Нового Завета?  Если Ветхий Завет самодостаточен, зачем тогда Христос? (Евр. 8:7) В самом деле, с момента искупительной жертвы Иисуса Христа храмовое служение теряло всякий смысл. Завеса разорвалась, и каждый мог приходить к Богу без посредства священников, путем новым и живым. «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служители скинии», - писал Павел в послании к Евреям (Евр. 13:10).  С переменой завета произошла и перемена священства. В своем отношении к древней, исполнившей свое назначение и отжившей святыне Павел был более последователен, чем другие апостолы и вся Иерусалимская церковь во главе с Иаковом, братом Господним. Он  двигался в направлении, указанном Иисусом: поклоняться Богу нужно не на горе, и не в храме, а в духе и истине (Иоан 4:21-24).

В послании Евреям Павел называет Христа священником по чину Мелхиседека, однозначно не принадлежавшего к Израильскому народу. Таинственный царь Салима был больше Авраама, и его священство - больше священства Левия (Евр. 7:7) Новое приходит на смену обветшалому, негодному к употреблению. Иисус не боялся назвать  Себя  Господином  субботы (Мф.12:7) и добавить к священным для иудеев заповедям бесстрашное "а Я говорю вам…". В Его отношении к закону Моисея не было ни тени формализма. Он мог есть "неумытыми" руками, исцелять людей в неподходящие для этого дни, прикасаться к прокаженным и мертвым. "Прежде нежели был Авраам, Я есмь", - сказал Он окружавшим Его книжникам и фарисеям (Иоан.8:58). 

Это значило, что Он больше Закона и больше Израиля.

Неудивительно, что подобные высказывания приводили фарисеев в ярость. "Его истолкование Торы, в полном соответствии с его замыслом, вело к упразднению ее и всех ее заповедей и допускало нарушение всех ее предостережений. Мудрецы наши, благословенна их память, разгадали его замысел прежде, чем он достиг широкой известности в народе, и поступили с ним так, как он того заслуживал", - писал о Христе известный авторитетный раввин Моше Маймонид (ХI век н.э.). "Благословенной памяти" фарисеи понимали, что учение Христа - это конец иудаизма.

Божие благоволение выплескивалось за пределы маленькой средиземноморской страны. Оказалось, что Бог возлюбил не только Израиль, но и весь мир ( Иоан.3:16).

Одно из имен Христа - Агнец Божий, потому что без жертвоприношения нет завета. "Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира",- свидетельствовал о Нем Иоанн Креститель( Иоан.1:29). Песнь двадцати четырех старцев из пятой главы Откровения - это хвала Агнцу, достойному взять книгу и снять с нее печати, потому что Он был заклан и искупил их Своей кровью из всякого колена, племени и народа. Это пророческое видение Церкви, состоящей из евреев и язычников. Старцы, полагающие венцы к ногам Агнца - цари и священники.

"Спасение от Иудеев", - сказал Иисус Самарянке (Иоан.4:22). Его великое поручение апостолам, среди которых не было ни одного язычника,- "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа"( Мф.28:19), - указывало на условие Нового Завета: кто будет веровать и крестится, спасен будет. Завет спасения никогда не  имел национальной окраски - он был заключен со всеми, кто верит в искупительную жертву Иисуса Христа.
 
Народу Божьему была отведена роль посланника и проповедника Евангелия.

Отвергая Христа, иудеи отвергают свое избранничество, потому что не Бог должен служить Израилю, а Израиль Богу. Избрание осуществляется с определенной целью. Израильский народ был создан Богом, для того, чтобы хранить Слово Божие и явить миру Христа. Если Израиль не возвещает человечеству о спасении от греха и смерти, он не выполняет своего назначения.

"Говорю же вам, что многие придут  с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, а сыны Царства извергнуты будут во тьму внешнюю,"- сказал Иисус (Мф. 8:11).
 
Каждый человек и Иудей, и Еллин несет последствия своего неверия. Но кому больше дано, с того больше спрашивается, поэтому Тиру и Сидону будет отраднее в день суда, чем Хоразину и Вифсаиде, а обуянный гордыней Капернаум окажется в глазах Божиих хуже Содома (Мф. 11:21-23). Эти горькие слова сказаны иудейским Мессией.

" О Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз я хотел собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, но вы не захотели. Се оставляется вам дом ваш пуст" (Мф.23:37,38). Не прошло и полвека, как Иерусалимский храм был разрушен.

"Новое вино не вливают в старые мехи", - говорил Иисус (Мр. 2:22).

Его мало волновали вопросы виноделия. Речь шла о несовместимости Закона и благодати.
 
Павел не дожил до Иудейской войны и разрушения Иерусалима. Но он знал, что делами закона не может оправдаться никакая плоть. Если оправдание в Законе, то Христос напрасно умер, - писал он.

Но Закон и Израиль казались многим неразделимыми.

"Итак, неужели Бог отверг народ свой?" -  спрашивает апостол у римской церкви (Рим.11:1). Далее следует ответ: "Никак! Ибо я Израильтянин от семени Авраамова, из колена Вениаминова…" Но Павел уже не тот неумеренный ревнитель отеческих преданий, каким был раньше. Теперь его Пасха -  Христос, знамение Нового Завета - крещение,  его храм - церковь, его суббота - освящение и отделение от мира. "Что было для меня преимуществом, то ради Христа я почел тщетою",- пишет он филлипийцам (Фил.3:7).Что же именно стало для него ненужным и бесполезным? Из контекста становится совершенно ясно - это обрезание, национальное превосходство, членство в секте фарисеев, закон Моисея. Откажись Павел от Сына Божьего, его не спасло бы никакое еврейство, он так и остался бы безвестным погибшим грешником при всех своих мнимых преимуществах и даже при дипломе от Гамалиила.

Еврей-христианин - и есть доказательство того, что Бог не отверг Израиль.
 
Если бы Христос и иудаизм были как-то совместимы, не было бы ни Гефсимании, ни Голгофы. Благодать и истину невозможно загнать в рамки религии. "Вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников, и вы иных убьете и распнете, а иных бить в синагогах ваших и гнать из города в город", - говорит Иисус (Мф. 23:34).

"Рожденный по плоти всегда гонит рожденного по духу", - вторит Ему Павел.

Иудаизм первого века нашей эры уже был деформирован создателями многочисленных правил и традиций, религиоведами и религиотворцами, толкователями закона и  прочими "мудрецами Израиля". Еврей, признавший Иисуса Мессией, не мог оставаться внутри этой извращенной религии. Еще до распятия Христа многих Его последователей отлучали от синагоги (Иоан. 9:22, 12:42).

Еврей-христианин - это неразрешимое противоречие для закостенелого законника, талмудиста, книжника и фарисея, убежденного в собственном превосходстве над всем остальным человечеством. Такое же точно, как пророк, приходящий из Галилеи, как сын плотника, воскрешающий мертвых, как распятый Мессия.

"Даниил передал нам знание о последнем времени… - писал Моше Маймонид через одиннадцать веков после рождества Христова - Мудрые (раввины) сокрыли вычисления дня прихода Мессии для того, чтобы непросвещенное большинство не смутилось тем, что все сроки уже прошли, а Мессия так и не пришел".

Отвергающие Христа готовы отвергнуть  и само Писание. Вычеркнуть или заклеить бумагой все, что не подходит к их урезанной и перелицованной теологии, дописать, исправить, перетолковать по-своему, приспособить к собственным интересам.

С отвержением Мессии иудаизм стал деградировать стремительно, впитывая в себя все то, что ранее было ему совершенно чуждо: от мифотворчества и извращений Талмуда до откровенного оккультизма Каббалы, отвергающей основу основ Пятикнижия Моисеева - единобожие.

Миссионерское служение Павла началось с рукоположения в Антиохийской церкви (Деян. 13:2), той самой, где "ученики впервые стали называться христианами" (Деяния 11:26). Церковь эта отнюдь не состояла из одних язычников, как впрочем, Иерусалимская - из одних евреев. Евреи здесь назывались христианами так же, как и все остальные антиохийские братья и сестры, потому что христианин это не уверовавший язычник, а тот, кто принадлежит Христу.

Павел видел в истории Израиля пророческий смысл, духовную проекцию, тень будущих благ. Адам, Каин и Авель, Авраам, Сарра, Агарь, Исаак и Измаил, Исав и Иаков были для него не просто историческими персонажами, а олицетворением благодати и закона, земного и небесного Иерусалима, рождения по плоти и рождения свыше. Все, происходящее с ними, было не  прихотью судьбы, а иносказанием, посланием в будущее.

Это понимание было свойственно и Иисусу: "Как Моисей вознес змею в пустыне, так надлежит быть вознесену и Сыну Человеческому", - говорит Он Никодиму (Иоан. 3: 14).

Павел знал, что у обрезания, субботы и жертвоприношений есть духовный смысл, поэтому буквальное исполнение этих обрядов было для него непринципиально.  "Итак, да никто не осуждает вас за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие или субботу, - писал он в послании Колоссянам 2:16,17, - Это тень будущего, а тело - во Христе". Даже храм был для него всего лишь символом - тенью дома духовного, в котором обитает Святой Дух и приносятся духовные жертвы. Невидимое миру строение и есть Церковь - единение спасенных, крещенных одним Духом в одно Тело.

У Бога не существует времени. Его Новый Завет предвосхищает Ветхий. Вера, благодать и истина существовали задолго до Моисея. "Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин, - пишет апостол Павел в знаменитой одиннадцатой главе Послания к Евреям. - Ею получил свидетельство, что он праведен…  Верою Енох перенесен был так, что не увидел смерти… Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего, ею осудил он мир и сделался наследником праведности по вере".

Все эти люди, и Авель, и Енох, и Ной, и Авраам, пророчески изображают церковь и жертву Иисуса Христа. Их жизнь из простого повествования о человеке превращается в повествование о человечестве. И эту невидимую до поры духовную проекцию мы начинаем замечать, глядя на события Ветхого Завета сквозь Новый.  Точно так же пророки, поднимаясь духом на недоступные Закону вершины, видели и принимали верой грядущего Мессию. И прошлое, и будущее - всего лишь человеческие понятия, а спасение вечно, потому что приходит от Бога, сотворившего всех нас.   

Авель и Енох, и Ной и даже отец всех верующих Авраам верили Богу самостоятельно - без раввина, без священника, без храма и скинии, без предписаний, без заповедей. Они были свободны и праведны.  Может ли такая вера быть узконациональной? К истории какого народа принадлежат Енох или Авель?

Странный и удивительный пример приводит  Павел в своем послании Галатам. Он сравнивает Измаила с заветом, рождающим в рабство, то есть, с законом Моисея (Гал.4:22-26). Казалось бы что общего у Измаила с иудаизмом? Измаила никто никогда не считал евреем… Но Павел бесстрашно развивает свою мысль дальше: есть два Иерусалима, нынешний, земной, находящийся с детьми своими в рабстве, и вышний, небесный, который "матерь всем нам". Измаил и Агарь символизируют земной Иерусалим, а Сарра и Исаак - небесный. Измаил, земной Иерусалим (иудаизм) не будет наследником вместе с Исааком, небесным Иерусалимом и верующими Нового Завета, основанного на вере и благодати. Обетования принадлежат жителям Небесного Иерусалима. Не только евреям, а евреям и всем остальным, получившим вместе праведность по вере, согласно непреложному Божьему обещанию, данному Аврааму на заре человеческой истории: "В семени твоем благословятся все народы".

Кому принадлежит это обетование? Аврааму - отцу всех верующих. И всем верующим - детям Авраама. О каком семени идет речь? "Не сказано: "и потомкам", как-бы о многих, но как бы об одном: и семени твоему, которое есть Христос" (Гал.3:16).

"Я говорю то, что Завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу,- пишет Павел, - Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию" (Гал.3:17,18).

Итак, закон противен обетованиям Божиим? Никак! Законы, регламентирующие жизнь человека и описывающие служение в скинии, содержат огромное количество новозаветних аллегорий и пророческих образов. Это символы духовных законов будущего. Христианство -  логическое завершение Закона Моисеева, оно не отменяет Закон,  но утверждает его, добавляя к нему еще одно измерение - духовное. Без этого измерения Закон это набор аллегорий, своего рода зашифрованное сообщение, где все указывает на Христа. Понять Писание, отвергая Спасителя, невозможно, потому что Писание христоцентрично. В духовной связи времен, событий и образов видна рука Бога. Павлу был известен Его почерк. Без  апостола язычников  библейская история была бы неполной, будущее казалось бы неясным, а прошлое - случайным. Его понимание Божиих тайн было сверхъестественным, то есть, пророческим.
 
Отвергая Христа, иудеи отрекаются от Закона, оставаясь с одной оболочкой, формой без содержания, непрочитанной шифровкой, превращенной в объект почитания -т.е. без Бога и без Моисея, a c одной видимостью, "священной реликвией",  пустым, но «кошерным» футляром для мезузы.

Хотел ли Павел вывести верующих за пределы иудаизма - религии одного народа, данной до времени пришествия Христа (Гал. 3:19)?

Да, хотел. Он знал, что с воскресением Спасителя эта религия умерла и не подлежит реанимации. Павел прозревал духом вселенские масштабы Евангелия.

Возненавидел ли он евреев, отрекся ли от них, предал ли их проклятию? Совсем наоборот. Он был готов пожертвовать ради них не только жизнью, но спасением собственной души, поднимаясь на высоты любви Христовой. Иудаизм отвечал ему ругательствами и градом камней.

Следовал ли Павел Иисусу Христу? Да. Он отверг себя. Он сораспялся своему Господу и Спасителю. Он пошел из Иерусалима и Иудеи к краю земли, с единственной целью: проповедовать Евангелие, благую весть о спасении человечества.  "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, - писал он Коринфянам (1Кор. 11:22, 23),- Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его". Вот так, просто - Христовы, без упоминания национальности, льгот и мест по правую или левую сторону. И тут становится очень понятным то определение, которое дает Церкви апостол язычников: "Все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи и еллины, рабы  и свободные, и все напоены одним Духом"(1 Кор. 12:13), - там, где нет единства и равенства, нет ни Церкви, ни Христа.
   
Павла называют основателем христианства, которое в последнее время становится для многих притчей во языцех.

Большинство мессианских евреев откровенно недолюбливает христиан как двоюродных братьев по Машиаху.

Загнать христиан-"язычников" в лоно  мессионизированного иудаизма, а то и вовсе отказать им в участии в Новом Завете, который якобы заключен с одними евреями - подсознательная попытка разделить неделимое: во Христе больше нет ни Еллина, ни Иудея. Чувствуется в этом и подспудное желание воздать обидчикам за столетия притеснений и несправедливости. Но, удивительное дело, и католицизм, и православие,  на протяжении веков проявлявшие более, чем неприязненное отношение к еврейскому народу, по своей сути, форме и содержанию, не сильно похожи на учение Христа. Храмовое служение, институт священства с его специальными одеждами, сосудами, кадильницами, всевозможные  «священные предания»- своеобразные Талмуды, поставленные вровень с Библией, измышление новых правил и заповедей сильно напоминают не Евангелие… а иудаизм. Формальное христианство тяготеет к Ветхому Завету, к Закону, к отправлению треб, к празднованию всевозможных праздников, соблюдению дней, буквоедству и фарисейству. Даже протестанты, вышедшие из лона католической церкви, поблуждав пятьсот лет в пустыне, возвращаются в оставленный ими Египет - шьют рясы, вешают на шею пудовые кресты, именуют верующих прихожанами, а себя - священнослужителями. Суровая  историческая правда состоит в том, что уклонившись от заповеданой Павлом простоты во Христе (2 Кор. 11:3), невозможно остаться христианином в евангельском смысле этого слова.

Формальное христианство бросает из злобного антисемитизма в откровенно подобострастное иудофильство. И то и другое - две стороны одной медали - комплекса собственной неполноценности. Единственное спасение от этого психического расстройства - рождение свыше. Христианство Евангелия свободно от национализма, статусности и иерархических комплексов. Здесь все цари и священники, дети Божии, братья и сестры.

Мессианские евреи, возводящие и укрепляющие в целях самообороны или самоутверждения разрушенную Христом преграду между евреями и язычниками, в своем большинстве - верующие в первом поколении. Многие из них убеждены в том, что все христианство от Оригена до наших дней виновато перед ними лично и непременно должно каяться в чужих грехах и  постоянно извиняться.  Они никогда не изучали расистского наследия собственных "мудрецов", еще в древние времена  раструбивших на весь свет, за что и как они убили Ешу (Иисуса из Назарета) и как именно правоверный иудей должен поступать с христианином, если тот случайно попадется к нему в руки. Им даже не приходит в голову, что средневековый католицизм и талмудический иудаизм - два сапога пара. Они наивно верят в моральное превосходство иудаизма, упорно сравнивая зеленое с квадратным. Известный полемический прием (христианство=крестоносцы, инквизиция, Гитлер) крайне тенденциозен. Ни крестоносцы, ни инквизиторы, ни национал-социалисты не являются последователями Иисуса Христа. Ими не являются даже бытовые антисемиты с  их вялотекущей неприязнью к евреям. Новый завет дает нам четкое определение, как различать детей Божиих и детей дьявола (1 Иоан. 3:10,11).

Христиане, будь они евреи или люди другой национальности, всегда попадают между молотом и наковальней.  Об этом предупреждали и Иисус Христос, и апостол Павел.

"Помните слово, которое я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, то  будут гнать   и вас,  если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня", - говорил Иисус своим ученикам по дороге в Гефсиманский сад ( Иоан. 15:20). - "Сие сказал я вам наперед, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог, даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу" ( Иоан. 16: 1,2). Павлу это было хорошо известно. " Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы, - писал он Тимофею (Тим.3:12-13).- Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь".
 
Почему тема страданий и гонений за веру как-то повсеместно замалчивается в последнее время? Потому что растущие на волне популизма современные протестантские движения основывают свою теологию преимущественно на книгах Ветхого Завета, то есть на законе: Бог обязан воздавать за верность земными благами - богатством, здоровьем, благополучием, а неверных заключать под проклятие. Идея "помазанничества" почерпнута оттуда же. Между тем, елей помазания всего лишь символ Святого Духа, который пребывает в каждом новозаветнем верующем, наставляя его на всякую истину. "Все пророки и закон прорекли до Иоанна", - говорил Иисус в Евангелии от Матфея ( Мф. 11:13). С этого момента начинается новая жизнь. Возможно, оставаться в Ветхом Завете для современного верующего очень комфортно и необременительно, но закон никого не довел до совершенства и все попытки "обогатить" служение Нового Завета элементами Ветхого заканчиваются позором и провалом: пропадают и мехи, и вино.  Во время благодати ветхозаветние отношения с Богом по принципу "ты мне - я тебе" не работают, равно как и ветхозаветние формы служения. Желающие быть под законом, остаются без Христа. Мир слеп, потому что по-прежнему следует правилу "око за око".

Сходство судеб Павла и Иисуса из Назарета - еще один аргумент в пользу того, что учение Павла истинно. Оба были ненавидимы иудеями и казнены язычниками.
 
Рост нео-языческих культов, наблюдаемый в последнее время, неразрывно связан с антисемитизмом. Для язычника не существует разницы  между иудеем и христианином. Христианин для него - предатель рода, изменивший собственным богам и переметнувшийся к еврейскому племенному богу. Проповедующие не соответствующее Писанию единоличное право евреев на все без исключения заветы и благословения пропагандируют именно такого племенного бога и льют воду на языческую мельницу, затрудняя благовестие о Христе.
 
С другой стороны, для того, кто исповедует иудаизм, нет никакой разницы между христианином и язычником. Об этом свидетельствует   религиозная литература с ярко выраженной шовинистической окраской. 

Врядли найдется какой-нибудь "гой" которому понравится, что его приравнивают к скотине, а его жену - к проститутке, как это сделано в сборнике правил поведения правоверного иудея "Шултан Арух". Более того, врядли найдется такой христианин, который без содрогания сможет прочитать печатную хулу на своего Господа и Спасителя. "Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего", - говорил Иисус (Иоан. 15:23). К сожалению, не все евреи - дети Авраама.
   
Павел прожил жизнь, полную лишений и опасностей. Его били палками, побивали камнями, бросали в темницы. В большинстве случаев этим занимались его "благочестивые" соотечественники. Как ни печально, но иудеи возненавидели христиан задолго до крестовых походов, Богдана Хмельницкого и фашистского геноцида.

Павла казнили в Риме во времена Нерона. На месте его предполагаемой смерти возведена католическая церковь Сан-Паоло-Фуори-Ле-Мура. Как водится, с течением времени жизнь  апостола обросла религиозными мифами.  Ему приписывали "хождения по мукам", крещение благочестивых львов, отказавшихся в последствии терзать его на арене цирка, и прочие несуразности. Согласно преданию, там, где его отрубленная голова ударилась о землю, забили три источника.

Апостола похоронили на месте казни. Кости неизвестного человека, находящиеся под алтарем Сан-Паоло-Фуори-Ле-Мура, скорее всего будут признаны останками Павла. Их выставят для поклонения. Во всяком случае, так обещал папа Бенедикт ХVI. Разумеется, доказать принадлежность этих костей  казненному апостолу  невозможно, да и сама идея паломничества к мощам совершенно не в его духе… что с того? Плотское "богопочитание" нуждается в  священных реликвиях, храмах и преданиях. Теперь многие с чистой совестью смогут сказать, что видали Павла в гробу.


                (Продолжение следует)

В качестве иллюстрации использована картина Рембранта "Апостол Павел"