Русские дети. День третий

Александр Мишутин
 
   На другой день, когда Серёжа открыл книгу на папиной закладке, то увидел записку от отца: «Серёжа! Прежде, чем читать о БогдАнке, прочти «Предание об Обрах». Далее крупным чётким почерком было написано:
                «Предание об Обрах
   В те же времена были и Обры. Эти Обры воевали против славян и покорили дулЕбов  также славян. И творили Обры много зла жёнам дулЕбским: если поедет куда Обрин, то не давал запрячь коня или волА, но велел впрячь трёх, четырёх или пятерых жён».
   (Серёжа, слово «жена» здесь означает – «женщина»; значит впрягали пятерых женщин.)
   «Впрягали в телегу и везли его – Обрина. И так мучили дулЕбов. Были же эти Обры велики телом и умом горды (высокомерны, значит), и бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни одного Обрина, и есть поговорка на Руси до сего дня: «Погибли, как Обры».
   А теперь, Серёжа, читай «Синеокую ТИверь».


                Д. МИЩЕНКО "СИНЕОКАЯ ТИВЕРЬ"               

   Уже немало времени скачут всадники вдоль ДнестрА и не замечают, как припекает солнце. Дальний и трудный путь утомил их. Дядька и раньше был неумолим: с утра до вечера мордовАл(1) Отроков, обучая стрелять из лука, умению соскакивать на бегу с коня и садиться на него (с седлом и без седла); показывал, как удержаться под животом у осёдланного и испуганного коня, когда тот мчится полем во всю прыть. А теперь, когда появились слухи об Обрах(2), и вовсе стал неумолим. Ничем ему не угодишь. Сказал, что не пустит к отцу-матери, и никого не отпускает; сказал – пойдём в понизовье(3), поживёте в шалашАх(4), как воины в походе – и пошли. Идут, идут берегом, а куда, как далеко, никто не знает.
   - Вон там, может, и станем табором(5), - остановился , наконец, дядька и показал на поляну, открывшуюся вдоль берега.
   - В такой пустыне? – усомнился кто-то из Отроков.
   - Это ещё не пустыня. Видишь, - дядька показал вдаль, - лОдии стоят у берега. А если есть лОдьи, значит поблизости есть и жильё.
   Паставили под гАем(6) шалашИ: один – для дядьки, два – для себя, разложили костёр. Начали варить еду – обнаружили, что забыли соль.
   - Хорошие же из вас вояки будут, - упрекнул Отроков дядька. – Ладно, пусть кто-нибудь варит, а другие поищут жильё и добудут соли.
   На поиски вызвался идти БогдАнко, а с ним ещё двое Отроков:
   - Нельзя одному в лесу плутАть(7).
   Сначала пошли к лОдьям: оттуда должна быть тропа к жилью. Тропа и на самом деле там отыскалась, повела к лесу, однако, сколько ни шли по лесу, а к жилью не вышли.
   - Неужели сбились с пути? – засомневался БогдАнко. – Может, не заметили, как стёжка отвернула в сторону?
   Думали, думали – и вернулись-таки назад. Несолоно хлебавши(8).
   Перед ночью дядька, как будто бы ничего не случилось, подозвал кнЯжича и ЖалЕйко.
   - Даю каждому из вас по шесть Отроков и назначаю старшими. Ты, ЖалЕйко со своими Отроками будешь охранять наш тАбор, а ты, кнЯжич, смотри за лОдиями у берега.
   БогдАнко удивился:
   - А чего нам эти лОдии? Чего их караулить?
   - Дело не в лОдиях. Нужны те, кто оставил их тут. Очень может быть, что это – тАти(9) и что возвратятся они с тем, за чем сюда прибыли. Будь внимателен,кнЯжич. ТатьбА(10) разная бывает и тАти тоже разные. Дело важное, поэтому и поручаю тебе.
   - Надо задержать их, если появятся?
   - Задержи, если сможешь. А будут сопротивляться, действуй, как положено воинам: ловко, беспощадно, стремительно.
   БогдАнко старался скрыть радость и тревогу, охвативших его в предощущении серьёзного дела. Его настроение передалось и Отрокам, которые пошли с ним. Они волновались, тщательно выбирая засаду, гадали, что же это за тАти, куда пошли и с чем возвратятся?
   - Узнаем, если не провороним, - остепенил их БогдАнко. – А вот, чтобы взять их, если придётся брать, одной засадой не обойдёшься.
   - Думаешь, их много будет?
   - А что тут думать? ЛОдий две, в каждой – по четыре весла, значит тАтей не меньше восьми, если не больше.
   - А если их больше?
   - Хоть и больше, а надо как-то нам справиться.
   - Сказал бы дядька зАсветло, так припрятали бы вёсла! Не с собой же они их взяли. Может, поищем?
   - Ночью? Нет. Сделаем лучше по-другому: перетащим лОдьи на другое место.
   - А что это нам даст?
   - Когда тАти пойдут искать лОдьи, то разобьются на две группы: вверх и вниз по реке. А нам того и надо.
   - Твоя правда, - согласились Отроки.
   - Вяжите верёвки ближе к уклЮчинам(11), - велел БогдАнко, - Потянем лОдии против течения. Вверх по реке они вряд ли примутся искать.
   …Было уже зАполночь.
   - Ладно, спите, - разрешил кнЯжич, - а мы с БОртником понаблюдаем.
   И наблюдали. Откуда им молодым и доверчивым, было знать, что те, кого ждут – выдумка старого воина. Услышав, как они говорили: «Жилья человеческого нет поблизости», усмехнулся дядька: «Плохо же вы искали, отрочАта. А если так, то подброшу вам на ночь забот».
   …Вдруг послышался подозрительный шорох, а затем чьи-то шаги.
   - ТАти! Буди всех – шепнул БогдАнко.
   Их было шестеро: два впереди, приглядывались, отыскивая приметное место, за ними четверо несли что-то на носилках. В темноте было не разобрать, что именно, да и не это интересовало Отроков. Им важно было знать, что будут делать тАти, не найдя оставленных здесь лодий.
   «Уличи(12), - определил по говору БогдАнко. – Зачем же пришли на нашу сторону? Что у них на носилках?»
   Как он предполагал, так и случилось: двое пошли на поиски лОдий вниз по течению, двое – вверх, а двое остались с ношей. БогдАнко поманил Бортника, шепнул тихо: бери троих и заходи оттуда – показал рукой – а я с остальными зайду с этой стороны. Следи за тАтями, но нападём на них вместе, когда сблизимся..
   Обошли и подкрались бесшумно. Собрались уже кинуться на супостАтов, как под вербой послышался то ли стон, то ли сдавленный крик. Те, кто следил за ношей, повернулись и один сказал с издёвкой:
   - Чего тебе, девка? Помощь зовёшь? Зря: тут тебя никто не услышит. Терпи, скоро будешь там, где надо.
   Тиверцы всё поняли. С двух сторон они обрушились на тАтей, наставили на них мечи.
   - Ни с места!
   У тех и челюсть отвисла. Не успели сообразить, что к чему, как были уже без мечей.
   - Кто тут? – БогдАнко подошёл к носилкам.
   Тати, угнувшись, молчали.
   БогдАнко наклонился, вызволил пленницу из корзнА, вытащил кляп, которым забили ей рот.
   - БогдАнко!! – услышал он с болью и испугом.
   Он не поверил своим ушам:
   - ЗорИнка, ты?!
   Где развязывал, а где рвал на ней путы. Спешил, словно чувствовал, что через минуту будет поздно: вот-вот вернутся ушедшие за лодьями и он может опять потерять свою лАду(13), счастье своё, дороже которого нет у него ничего на свете.
   - Бортник! – сказал он наконец. – Оставайся здесь и не прозевай тех, что вернутся. Я отведу пленных в лагерь и вернусь с подмогой.



                ПОЯСНЕНИЯ

1 - мордовАть – заставлять делать что-либо через силу.
2 - Обры – название племени.
3 - понизОвье – название местности по нижнему течению реки.
4 - шалАш  - временное укрытие от непогоды, построенное из
                жердей и веток в форме крыши.
5 - тАбор – лагерь, место стоянки.
6 - лОдия(лОдья) – лодка
7 - гай – лес
8 - плутАть – блуждать, не знать куда идти
9 - несолоно хлебавши – попусту, напрасно, зря
10 - тать - разбойник, вор
11 - татьбА – разбой, воровство
12 - уклЮчина – крепление для весла лодки
13 - Уличи – племя, народ
14 - лАда – любимая

   1. Ребята! Когда мы говорим: «Этот человек добрый», то что мы имеем
      ввиду? Почему мы так говорим?
   2. Почему мы говорим: «Злой человек?»
   3. Называя человека добрым или злым, смелым или трусливым, мы
       говорим о главных чертах характера человека. Назовите главные
      черты характера княжича Богданка?
   4. Зачем дядька воспитывал в отроках такие черты, как смелость,
       отвага, выносливость, наблюдательность?
   5. Прочтите или перескажите те эпизоды (места в тексте), где
       проявляются эти черты характера.
   6. Какими хотели бы быть вы? Какие черты характера хоте ли бы в
       себе воспитывать? Почему?
       Ребята!
       Вместе с Серёжей и Таней прочтите отрывок («отрывок» - означает    «часть») из повести русского писателя Алексея Югова «Даниил Галицкий». Обратите внимание на то, чему и как обучались княжеские дети.


                А. К. ЮГОВ "ДАНИИЛ ГАЛИЦКИЙ"
                ( отрывок из 5 части)

   Близился подобный же страшный час и для княжны ДубрАвки: ей исполнилось двенадцать лет!  А старше четырнадцати-пятнадцати лет княжОн редко вы давали замуж: это было пределом! Но пока  княжна АглАя-Дубравка была ещё свободна от державной науки. Меж тем как старшим Даниловичам – Роману и Льву – не только разрешалось, но и прямо предписывалось присутствовать на советах отца-государя, хотя ещё и безмолвно. Да и в прочих мужских науках братья во многом брали верх над сестрою.
  Ещё совсем недавно Дубравка могла спросить кого-либо из старших:
  - А правда, что ангелы на ночь с солнышка корону снимают?
  И ей заплакать хотелось, когда она узнавала, что нет – не снимают!
  Между тем Мстислав – озорнИк(1) и ленивец – успел просветиться и кичИлся(2) переднею, что знает устройство вселенной(3):
  - Никакого ангела с короною нет! Назначен каждому светилу(4) свой круг: есть круг Луны, Солнца…- семь кругов! Духи служебные(5), незрИмые(6) для смЕртного(7) ока, приставлены ко всем тем семи кругам и толкают круги руками. Когда они устанут толкать или повелено будет им перестать, тогда светИла падут на землю, а небо совьётся, как свИток(8)!...
  И разве знала Дубравка, как знали они, кнЯжичи, отчего бывает гроза?
  - Ну, а отчего же? – из гордости сдерживая слёзы горечи и обиды, спрашивала сестра.
  И торжествующий Мстислав почти без запинки отвечал, точь-в-точь как повествовал(9) им на уроках митрополИт(10) Кирилл.
  - Гроза бывает от того, что дух служебный раздирает облако с шумом. И от того скрежет и гром, и оттворяется(11) путь водам небесным.
   КнЯжичи доподлинно узнали от митрополита, отчего бывает ночь, отчего – день.
  - Когда солнце уйдёт от нас под землю – тогда у нас наступает ночь. А там, под землёй – день.
  КнЯжич Мстислав, бойкий и нетерпеливый, спросил у митрополИта:
  - А там, на той стороне земли, тоже живёт кто-нибудь?
  МитрополИт рассмеялся.
  - Глупый, - не по злому укорИл(12) он мальчика. – Никто! А то бы попадали: они же вниз головой!..
  Узнали кнЯжичи от митрополИта, что все животные вышли(13) из воды: и рыбы, и киты, и птицы.
  Многое узнали они и о человеке, и всё, что узнали, заканчивалось величественной и ясной формулой:
  - Человек – это микрокОсмос(14) – вдохновенно говорил им митрополИт. – Плоть(15) человеческая – от земли, кровь – от росы и солнца, глаза – от бездны морской, кости – от камня, жилы и волосы человека – от травы земной!..
  Однако и у Дубравки, кроме преобладания её над братьями в языках, было и другое умение, которым не обладали братья: это было шитьё золотом, шелкАми и жемчугом, а так же плетение кружев. Чудесные тканные, плетёные, низанные и крупным жемчугом, и мелкими зелёными пЕрлами(16) выходили изделия из-под её ребяческих рук!


                ПОЯСНЕНИЯ
 
 1 - озорнИк – шалун
 2 - кичИлся – хвастался
 3 - вселЕнная – весь мир земли и космоса
 4 - каждому светИлу – каждой планете, каждой звезде.
 5 - дУхи служебные – слуги бога, работники его.
 6 - незрИмые – невидимые.
 7 - смертное Око – глаз человека или животного; а так как человек со
      временем умирает, то вместе с ним отмирают и его глаза.
 8 - свИток – свёрнутый в трубку материал, на котором написан текст.
 9 - повествовАл – рассказывал.
 10 - митрополИт – высшее духовное (церковное) звание на Руси.
 11 - « и отворяется путь водам» - то есть – открывается «путь водам»
       небесным и она в виде дождя устремляется на землю.
 12 - упрекнУл – высказал неудовольствие, неодОбрил
 13 - вышли из воды – то есть, сначала появились в воде: в океане, в море.
 14 - микрокосмос – бесконечность в чём-то малом; например: человек по
        отношению ко вселенной – очень малая величина, но и человека
        можно изучать бесконечно.
 15 - плоть – мышцы человека, тело.
 16 - пЕрлы – мелкие жемчужины.

   1. Ребята! Как вы думаете, почему княжеских детей обучал
       митрополИт, а не кто-то другой?
   2. Почему Дубравка не получала те же знания, что и её братья?
   3. Ребята! Вы со всеми объяснениями митрополИта согласны? Или нет?
        Почему?