Солигалич

Гурам Кикабидзе
СОЛИГАЛИЧ
Затерялся Солигалич в костромских лесах.Оба – Галич, Солигалич – в чухломских краях.Окружённый чудесами, спит и вовсе без людей,И хранит его веками старый дед Берендей.      Гурген 2014

И вот, после шести часов езды на старом ретро-драндулете пятидесятилетней давности по глухим и непроходимым костромским лесам, я, наконец-то прибыл в Солигалич. Для тех, кто не знает: Солигалич — маленький районный центр, своего рода деревня, затерянная в лесах Костромской области, официально признан и считается самым глухим уголком Центральной России.
Автобус всю дорогу был набит бабульками с баулами и сумками и непонятного вида мужчинами, очень напоминающими бандитов.  Автобус шел зимой, мела метель, а дикий, страшный и мрачный лес окружал дорогу с обеих сторон.
Кроме нашего автобуса за 6 часов езды я не увидел ни одной машины, едущей в Солигалич или же из него.  По дороге мчался лишь наш автобус.
Вдруг мы остановились, и какой-то молодой парень в странной потрёпанной одежде громким голосом воззвал к водителю:
– Отец, денег нет. Пусти, прошу!
Водитель бодро ответил:
– Садись, да побыстрей!
Наконец, после утомительной езды по древним дремучим русским лесам, наш драндулет прибыл в Солигалич.
Гостиницу, оказалось, найти несложно, так как в этой маленькой деревне кроме гостиницы, памятника Ленину, почты, "мтс", продуктового магазина и сберкассы Сбербанка – заведений больше не было.
Гостиницей назывался деревенский двухэтажный домик.
Внутри гостиницы висела и смотрела на меня прямо в упор табличка "Судебный участок № 15" и стрелочка вправо - к мировому судье.
Я сразу же испугался и, как потом оказалось, опасения мои были не напрасны.
Бабушка дала мне ключик, изготовленный еще со времен Октябрьской Революции. На номере еле видны были очертания "№ 19". Девятнадцатый номер был нарисован красной краской.
– "Много людей, –  спрашиваю, – приезжают?"
– "Не, не много – Вы одни…"
С большим трудом открыв двери своего номера, я обнаружил аж 4 кровати, советский стол, покрытый такой же советской клеенкой, и дореволюционный комод с зеркалом.
Старые обои в стиле русской природы занимали всю стену.  На полу валялись пробки от Балтики, видимо кто-то до меня здесь пил пиво.  Душа в номере не было, телевизора тоже…
Я спрашиваю бабушку-администратора, есть ли горячая вода. "Временно есть" - ответ.
Так как во всей гостинице я был один, в номер двери не закрывал.  Все равно их трудно будет потом открыть.
Посередине стола стоял огромный советского образца 1980 года чайник с цветочками.  Я подумал, что неплохо было бы выпить чаю, и попросил у бабушки чай.  Взяв чайник и спустившись с чайником на первый этаж, я торжественно перелил из бабушкиного кипятильника воду в свой чайник и с радостью поднялся по скрипучим деревянным половицам в номер.
Выпив чаю, я спустился вниз к администратору.  Бабушка была в одном лице и сторожем, и администратором, и уборщицей этой удивительной гостиницы в этом забытом людьми, но не забытом Богом крае.
– "Почему стрелка указывает в суд", – спрашиваю я.
– "А мы тут сдаем в аренду пустые номера", - отвечает администратор.
Напротив моего номера на двери под номером 20 висит табличка:  "Врач-невролог Кравцов Леонид Владимирович.  Ежедневно с 12:00 до 14:00.  Воскресенье – выходной", и ниже его мобильный.
Рядом с моим номером висит плакат-календарь с физиономией Жириновского и большими буквами "ЛДПР 20 лет!"
Это, видимо, для удобства:  далеко ходить не нужно, сошел с ума – и сразу же напротив невролог, далеко ходить к Леониду Владимировичу не надо. 
Все удобно все рядом.
В моем номере висит памятка: «Уважаемые гости. Уходя из номера – не забудьте выключить телевизор, радиоприемник, лампы освещения.  Администрация".  Я долго искал телевизор и радиоприемник, но так ничего и не обнаружил.  Лампа освещения представляла собой старую люстру, в которой работала одна лампочка.  Спасибо лампочке за то, что она еще горела. 
А в шкафу я нашел единственную вешалку, зачем ее повесили – непонятно.  На столе стояли три тяжелых фарфоровых тарелки, ими можно было проломить кому угодно голову, и 4 чашки с отбитыми ручками.
Из плюсов можно было выделить полотенца – старых тряпок, тысячу раз стиранных и перестиранных, отдалённо напоминающих полотенца – было аж 5 штук.
В углу стояло мусорное ведро, которое обычно используют в сортирах.
Итак, я привожу дословно продолжение памятки висящей на двери моего номера:
"Напоминаем вам, что крайне опасно покрывать включенные торшеры и настольные лампы предметами из горючего материала".  Долго я потом искал в номере хоть какой-нибудь дохлый завалявшийся торшер, настольной лампы тоже нигде, даже под кроватью, не оказалось.
Это каким же надо быть сумасшедшим, это как же надо напиться и рехнуться, чтобы залезть на стул или на стол и накрыть лампочку горючим материалом?!   Видимо, под горючим материалом уникальный автор памятки подразумевал голубую клеенку.  Значит, надо залезть на стол, взять клеёнку и совершить теракт, своего рода диверсию:  накрыть лампочку горючим материалом.
Вы только представьте себе, это сколько ж надо выпить водки в деревне, чтобы совершить такую хрень…
"Да, не зря здесь рядом кабинет невропатолога", – подумал я, улыбаясь.
Вот после всего этого возникает мысль: " а не в дурдом ли я попал?.."
Самое главное – мобильный невролога на двери надо пойти записать.
Зашедши в туалет, я ещё раз испытал нечто, вроде лёгкого шока.  Двери в туалете не закрывались, свет – не выключался, а моя попытка его выключить привела к искрам и замыканию в переключателях.
"Да ну его на хер", – подумал я, – "жизнь дороже", – и пулей выбежал из туалета.
Я пошел исследовать душевую.  Душевая была общей и находилась в конце коридора.  Там нашёлся маленький обмылок от мыла, меня спасло лишь то, что мыло в рюкзаке я брал с собой.
Спрашиваю у бабушки:
– "Когда будет горячая вода?"
– "Через два часа включат", – отвечает она.
После многих неудачных попыток понял, что включить воду так и не удастся…
Вдруг я увидел памятку, написанную ручкой и пришпиленную канцелярскими кнопками к стенке – "Инструкция по пользованию душевой кабиной" (и внизу маленький кружочек и надпись "не работает").
"Движение вверх — включено! 
Движение влево — холодная вода
Движение вправо — горячая вода
Движение вниз – выключено".
После многих таких телодвижений, следуя инструкции, удалось, в конце концов, с большим трудом включить горячую воду, но вода пошла настолько горячая, что я ошпаренный, как курица, выскочил из кабины.  Принимать душ сразу же почему то расхотелось. 
Я пошел прогуляться на улицу.  Из домиков валил клубами дым – в Солигаличе все топят дровами.
Пошел в ресторан – ресторан не работал.  Вскоре я нашел какой-то странный бар. Зайдя в бар, попросил меню. Меню мне не дали, сказали, что меню нет, а есть только пельмени за 25 рублей.  Пельмени есть почему уже не хотелось.
Я нашел кафе, кофе в кафе имелся только "одноразовый", но его принесли в фарфоровой чашке, а не в пластмассовом стаканчике, как в Москве. Приятно пить кофе в самом глухом уголке России, дышать чистым кислородом и озоном бесконечного леса, куда редко ступала нога человека!
Идет снег, в воздухе запах дыма и чего-то очень знакомого и неуловимого из детства, чего-то, от чего хочется жить и не хочется уезжать.
Где-то завыла собака, а может быть, волк – здесь все возможно (Солигалич окружен со всех сторон огромными пространствами леса).

Это уже не Москва, это уже Россия. 
А может, это и есть вот тот именно русский дух, который никто никогда не поймет…
И который никто никогда не изменит.

Гурген 2007-2014
11 июня 2014