Вся жизнь служение

Данькова Валентина
С ранней юности  ветерану ВОВ Василию Яковлевичу Пластовцу пришлось принимать непростые жизненные вызовы, на которые он с готовностью отвечал: «Надо, значит – надо.
- Я родился в хуторе Марченко, Зимовниковского района, Ростовской области, - вспоминает Василий Яковлевич, - в детстве плавал в любимой речке Куберле, а  в 1939 году пришлось перебраться на Амур. Там, в Хабаровском крае, по очереди отслужив на границе, обустраивались мои старшие братья. Отца на новом месте направили работать председателем колхоза, жили дружно, не бедствовали.
Первый суровый жизненный вызов Вася Пластовец получил зимой 1942-го, когда ему шёл пятнадцатый год.
- Все наши помыслы были о Сталинграде! Мы, мальчишки, готовы были сбежать на фронт, а однажды в наше село Отрадное приехал представитель Хабаровского завода  имени Горького. Меня отобрали в числе семерых одноклассников, выглядевших покрепче. Цех, куда меня устроили, произвёл удручающее впечатление, станки пустовали, а за работавшими – стояли девушки, чуть старше. К одной из них меня определили учеником  на ДИП-200. Смотрел я, как она ловко управляется, и думал: «Неужели, и я так смогу…». Смог, только, когда точил первый болт, от напряжения весь взмок. Огорчился, конечно, что достались болты, а не снаряды…
Но, когда Василий узнал, что они требуются для крепления «Катюш», проявил интерес и азарт. Через год фотография передовика производства пятнадцатилетнего  Василия Пластовца была на Доске Почёта, а в числе продукции, изготавливаемой им, значились и снаряды.
- Конечно, нелегко было по десять-двенадцать часов стоять за станком, особенно, - ночью, рассказывает Василий Яковлевич. - Бывало, отпросишься, хоть на десять минуток у мастера, сунешь голову в светомаскировочную штору и мгновенно отключишься. А мастер - тут как тут: «Подъём,  говорит, Васёк, десять минут прошло». Да, каждая секунда была дорога…, а я ж  тогда ещё и Хабаровское ремесленное училище закончил.
«Ну, Василий, выручай, - зайдя как-то в цех, обратился к нему директор завода, - остался гараж без электрика, в армию парня призвали… Выручил, стал электриком, а за одно и шофёрскую профессию освоил…
- В День Победы у меня был двойной праздник: вызвали меня, наконец, в Военкомат и отправили в составе колоны из ста машин под  Благовещенск. Там я возил зерно, участвовал в строительстве укреплений, а девятого августа 1945 года попал под бомбёжку...
Два месяца с утра до ночи Василий Пластовец с товарищами  подвозил мины и снаряды, помогая Советской Армии добить последнего агрессора Второй мировой войны – Японию. Его самоотверженность была отмечена правительственной наградой – медалью «За доблестный труд в годы ВОВ».
- Из-за болезни матери, климат ей в Хабаровском крае не очень подходил, семья наша вернулась на родину, в Зимовники. Я, наконец,  закончил семь классов и поступил в Киевское авиационное училище. В 1946 году меня и ещё двадцать курсантов ввели в состав спецотряда. Обмундировали хорошо, даже полушубки выдали, вручили автоматы и направили под Житомир, там свирепствовали банды бандеровцев, они почище фашистов были.  Грабили, жгли, убивали руководителей, уничтожали технику, - делали всё, чтобы помешать послевоенному восстановлению. Мне и товарищам поручили охранять склады и магазин.
Василий Яковлевич хорошо запомнил   нападение банды под ноябрьский праздник, потому что впервые столкнулся с врагом, которого вскормила и вырастила та же земля,  что и его.
- Тогда в магазин продукты завезли, не бог весть что, но всё-таки…, в радость любая еда была. Явились  фашистские прихвостни ночью,  НКВД имел информацию о налёте, но не в таком количестве ждали. Больше тридцати их пошло в атаку, обмундированы в немецкую форму и вооружены до зубов. Пока одни стреляли, другие – грабили. Потери были с их стороны и с нашей, товар, к сожалению, нам отстоять не удалось…
В декабре 1948 года младшего лейтенанта Василия Пластовца направляют на аэродром «Кузнечики»  в Подмосковье для несения службы в парадном полку
- Моя задача состояла в качественной подготовке самолётов. Несколько раз довелось обслуживать самолёт легендарного лётчика П.С.Маресьева и Василия Сталина, прилетавших к нам. За службу в 1949-1951 годах ему вручили Почётный нагрудный знак «Гвардия». Учиться молодому технику Пластовцу приходилось постоянно. Осваивал устройство американского «Дугласа», наших самолётов: «Ил-2 и 10», «МиГ-15 и 17», в 1957 году он прошёл специализацию в Вольском авиационно-техническом училище, получил звание  лейтенанта и направление на службу в Одессу.
- Это время для меня оказалось особенным. Попал я техником в лётное звено, командиром которого был Г.К.Добровольский, будущий космонавт. Вообще, мне довелось служить рядом с выдающимися личностями. Зимой 1953 года перевели меня в корпус, расквартированный в Германии, которым командовал Герой Советского Союза А.П.Кутахов.
На базе этого полка мы передавали опыт обслуживания наших самолётов и их управления техникам и лётчикам ГДР.
Тогда же Василию Яковлевичу довелось участвовать в операции по предотвращению «утечки» информации о технических характеристиках наших самолётов на запад. Была даже перестрелка с немцами, за успешное её проведение В.Пластовец был награждён медалью «За боевые заслуги». В 1960 году этот полк был расформирован.
- У меня тогда был выбор: уходить в запас или переучиваться на ракетчика. Родные, а я к тому времени уже обзавёлся своей семьёй, уговорили, и я закончил военную службу. На постоянное место жительства мы переехали в Таганрог, где к тому времени обосновался отец. Офицерам запаса тогда предоставляли жильё, трудоустраивали. Обратив внимание  на то, что во время службы мне было поручено выполнять обязанности дознавателя полка, предложили пойти работать в милицию.
И не просто предложили, а просили: кадровая проблема в милиции была всегда, а тут военный, да ещё с опытом, хоть и не большим, «следователя». Начал карьеру Василий Яковлевич в отделе внутренних дел с участкового. Добросовестность дотошного участкового была замечена руководством, и его перевели в уголовный розыск оперативным работником, присвоив звание капитана милиции.  По служебной лестнице  он поднимался быстро, и к 1964 году стал начальником уголовного розыска Орджоникидзевского райотдела милиции. За десять лет борьбы со злоумышленниками на личном счету  Василия Яковлевича – раскрытие более сорока особо опасных преступлений. Его бывшие коллеги считают, что «он лучший сыщик своего времени». В 1974-75  годах он возглавлял второй городской отдел милиции. Под его руководством отдел завоёвывал переходящее Красное Знамя области. Начальником В.Я.Пластовец был не кабинетным, вместе с подчинёнными ходил на задержание. Однажды получил очень серьёзную травму и в 1976 году вышел на пенсию. Его профессиональные заслуги отмечены правительственными наградами:  присвоено почётное звание «Заслуженный работник милиции Дона», рядом с боевыми наградами на его груди лучатся медали: «За отличную службу по охране общественного порядка», «Ветеран труда» и ещё тринадцать юбилейных, а также – Почётные знаки.
- На вольной жизни я, правда, побыл не долго. Спасибо, пригласили ещё поработать, не умею без дела сидеть.
Обратились к Василию Яковлевичу сотрудники угро за помощью не случайно. В городе действовал очень ловкий преступник, не оставлял следов, предугадывал действия милиции, на его счету было пятнадцать дерзких преступлений. Василий Яковлевич проявил особый дар проникновения в чужой умысел и раскрыл личину преступника. Им оказался бывший сотрудник милиции, уволенный за недостойное поведение. Задерживал этого отпетого мерзавца он, можно сказать, один, в помощниках был принятый только что на работу сотрудник.
Коллегам, особенно молодым,  интересно и сейчас, какими особыми секретами профессии владеет Василий Яковлевич, и он делится с новичками опытом. А вот об особых секретах говорит с улыбкой:
- Сам, порой, удивляюсь, размышляя над такими же вопросами, возникающими  и у меня. Вроде, ничего особенного, как-то «вдруг» получается. Может, интуиция…
А секрет, вероятно в том, что всю жизнь Василий Яковлевич ответственно относится к делу, работает над собой, ничто не проходит мимо его внимания. С шестидесятого года начал заниматься йогой, моржевался, бегал. И сейчас –
обязательный ежедневный йоговский минимум: сорок минут; теперь уже – не пробежка, а ходьба; любовь и интерес к жизни, людям. Он активно работает в ветеранской организации города, является членом комиссий по патриотическому воспитанию молодёжи советов ветеранов: городского и внутренних дел, частый гость в учебных заведениях города. В городской ветеранской организации о нём отзываются как «общительном, отзывчивом, ответственном, добропорядочном человеке, с большим личным опытом, полученным в годы ВОВ, глубокими  знаниями о ней». Не случайно в числе наград Василия Яковлевича Пластовца есть, встречающаяся не так часто, – медаль «За патриотическое воспитание молодёжи».