Бриллиантовая диадема и три красавицы

Нина Ершова
ЧАСТЬ III.

 1. БРИЛЛИАНТОВАЯ ДИАДЕМА РАБОТЫ ЮВЕЛИРА БОЛИНА.

   Бриллиантовая диадема - это,пожалуй единственное украшение,передающееся по наследству в семье великой княгини Елены Владимировны от матери к дочери.
Им владели пять поколений этого семейства. О великой княгине Марии Павловне, главе семьи, я написала в миниатюре " Тиара Марии Павловны старшей ". Именно она владела второй по величине после императрицы Марии Федоровны коллекцией драгоценностей. Она смогла вывезти ее из революционной России и тем самым сохранить для своих детей.

   И надо сказать, что Марии Павловне принадлежало немало бриллиантовых тиар в форме кокошника. Такая форма происходит из русского фольклора. Кокошник - это русское женское украшение из 16-17 столетия.
Особенно модными кокошники были в 19 столетии при царском дворе. Они использовались в царской фамилии для украшения цариц и великих княгинь.

  В начале 20 века  эта форма была популярной в Европе. Бриллиантовые кокошники, выполненные сначала в серебре с золотом, позднее изготавливались из платины. Так было комфортнее носить их, что позволяло владелицам украшать голову сиянием бриллиантов.

  Бриллиантовая диадема, о которой идет речь,была изготовлена придворным ювелиром Болиным для великой княгини Владимирской и отличалось высоким качеством бриллиантов и работы. Это необыкновенно красивое украшение в безусловно русском стиле было изготовлено из крупных бриллиантов. Оно очень элегантное и легкое, несмотря на то,что было изготовлено из серебра с золотыми вставками.

  До применения платины в 1900 году бриллианты и другие камни изготавливались в серебре, так как золото было слишком мягким для этого. Белое золото и платина стали известны позднее. Ведь серебро со временем темнело, а платина не меняла свой цвет. Сияние бриллиантов при освещении их и особенно при свечах превращало диадему в сияющий венец вокруг головы.

2. А теперь расскажем о владелице этой сияющей красоты,
 ПРИНЦЕССЕ ЕЛИЗАВЕТЕ, ВТОРОЙ ДОЧЕРИ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ.

  ЕЛИЗАВЕТА Греческая и Датская  — греческая принцесса из рода Глюксбургов, дочь принца Греции Николая и русской великой княжны Елены Владимировны, в замужестве — графиня Тёрринг-Йеттенбах.
  Елизавета родилась 25 мая 1904 года в летней резиденции греческой королевской семьи замке Татои.
  Через две недели после рождения Елизаветы её старшей сестре Ольге исполнился год. В 1906 году у них появилась ещё одна сестра — Марина. В стране в это время правил дед девочек — король Георг I. Принц Николай был его четвёртым сыном.

  Как и её сёстры, Елизавета с детства славилась своей красотой. Она была бесстрашной наездницей и талантливым художником.
В 1917 году отрёкся от престола и покинул страну король Константин. Он эмигрировал в Швейцарию. За ним последовала и семья его брата Николая. Через некоторое время Николай и Елена с детьми обосновались во Франции, где отец семейства преподавал живопись, чтобы получить средства к существованию.

  22 октября 1923 года в Белграде её старшая сестра Ольга вышла замуж за брата короля Югославии Павла Карагеоргиевича.  Принцесса Марина ,младшая сестра, в 1934 году стала членом британской королевской семьи, выйдя замуж за герцога Кентского. Марину называли " жемчужиной " греческой семьи ,поскольку она была очень красива.Ей удалось занять достаточно высокое положение в обществе благодаря своему замужеству. Ее бабушка Мария Павловна вполне могла бы гордится успехом всех своих внучек.

   Елизавета замуж не спешила выходить,но вот9 января 1934 года в Мюнхене состоялась гражданская церемония бракосочетания принцессы Елизаветы Греческой и Датской и Карла - Теодора  Тёрринг-Йеттенбаха, старшего сына Софии Адельгейды Баварской.На следующий день пара обвенчалась в Зеефельде, в родовом замке Тёррингов.Отец Карла - Теодора к тому времени умер, и титул перешёл к сыну. После свадьбы Елизавета получила титул графини фон Тёрринг-Йеттенбах.

  У супругов родилось двое детей. 11 января 1935 года родился первенец, которого нарекли Ганс Фейт Каспар Николаус, а спустя два года 20 мая 1937 — дочь Елена Марина Елизавета.  Роскошная бриллиантовая тиара перешла по наследству  к дочери Елизаветы — Елене. Именно в ней она выходила замуж в 1956 году. В этой же диадеме выходила замуж её внучка София Габсбург в 1990 году и невеста правнука Максимилиана Сара Майя аль-Аскари в 2005.
Таким образом, это едва ли не единственное украшение из сокровищ императорского двора,которое удалось сохранить в семье.

  На фотографии Елизавета(третья слева ) изображена в момент своей свадьбы.Ее свадебный наряд украшает бриллиантовая диадема,о которой идет речь.

3. А теперь о третьей красавице - ПРИНЦЕССЕ МАРИНЕ - МЛАДШЕЙ ДОЧЕРИ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ.
  Ее голову на брачной церемонии также украшал бриллиантовый кокошник, хотя по праву ее могла украшать Владимирская тиара. Но к тому времени она уже была продана в британскую королевскую семью. И все же для красавицы Марины тоже нашлась бриллиантовая тиара из наследства ее бабушки Марии Павловны. Иногда ее путают со свадебной тиарой Елизаветы, но это не так.
Тиара была создана для Великой княгини Владимирской около 1870 года неизвестным мастером. Она из бриллиантов в золотой и серебряной оправе и в отличие от многих диадем  аналогичного   дизайна, не может быть преобразована в ожерелье.
  После смерти Великой княгини в эмиграции в 1920 году, ее дети продали некоторые ее сказочные драгоценности, чтобы поддерживать свой образ жизни. Тиара была куплена Мартанда Бхайрава Tondaiman, Раджа из Pudukkottai, для его жены (австралийского происхождения Молли Fink). Рани носила тиару в несколько необычной манере, очень низко.
 
  После смерти раджи  Молли продала часть своих драгоценностей, в том числе и эту тиару, которая в 1934 году была приобретена корпорацией City of London. Приобретение было сделано с определенной целью: 29 ноября 1934 герцог  Кентский  женился на принцессе Марине Греции и Дании, и тиара была подарком от Мэра  Лондона молодой невесте. Эта тиара очень похожа на ту, которая украшает Елизавету в день свадьбы, но все же это другая тиара.

  Марина получила к свадьбе еще  один роскошный подарок от матери, великой княгини Елены Владимировны в виде бриллиантовых серег - жирондолей. Необыкновенно крупные " романовские " бриллианты украшают серьги в виде струящегося каскада из капель.
Вероятно, эти серьги Елена Владимировна  также получила от своей матери - великой княгини Марии Павловны ко дню своей свадьбы с греческим и датским принцем Николаем. Предположительно, Мария Павловна приобрела их у Картье. Считается, что эти старинные серьги изготовлены в 1780 году.

  Жирондоли размером 8,8 сантиметров из серебра и золота были проданы в ноябре 2000 года на аукционе Кристи, но четыре крупных бриллианта в них заменены на имитацию.  На фотографии Марина крайняя справа в этой тиаре и в бриллиантовых серьгах.  Как бы то ни было, принцесса Марина с достоинством носила подаренные ей украшения своей бабушки Марии Павловна.

  Принцесса Марина родилась 13 декабря 1906 года. Она была младшим ребёнком супругов, у которых уже росли две дочери — Ольга и Елизавета. Принцесса появилась на свет в Афинах и была крещена в православии в конце 1906 года. Её крёстными стали: король Греции Георг I, король Великобритании Эдуард VII, Андрей, принц Греческий и Датский, принцесса Уэльская Мария, великий князь Борис Владимирович и великая княгиня Виктория Фёдоровна.

  Первым языком, на котором заговорила девочка, стал английский, на котором греческая королевская семья разговаривала между собой. Надлежащим для принцессы образованием занималась английская гувернантка.
В 1917 году, когда Марине было десять, из-за государственного переворота семья была вынуждена эмигрировать в Швейцарию, а затем во Францию. Средств не хватало, поэтому принц Николай, чтобы заработать, продавал свои картины и давал уроки живописи.

  Елена Владимировна помогала устраиваться на новом месте эмигрантам из России. А Марина училась навыкам шитья. Среди её новых знакомых был и модельер Эдвард Молине. Спустя несколько лет бережливая Мария Текская,будущая свекровь Марины, убедила его сшить приданое для Марины по специальной цене.

  В 1923 году вышла замуж старшая сестра Марины Ольга. Её супругом стал югославский принц Павел Карагеоргиевич. Несмотря на пример сестры и выигрышную внешность, Елизавета и Марина не спешили вступать в брак. Они пошли к венцу лишь спустя девять лет. Елизавета вышла замуж в январе 1934, Марина — в ноябре.

  В 1934 году было объявлено о помолвке четвёртого сына короля Великобритании Георга V и Марии Текской, принца Георга и принцессы Греческой и Датской Марины. 12 октября 1934 года, перед свадьбой, жених получил титул герцога Кентского, графа Сен-Эндрюса и барона Даунпатрик. Георгу исполнился 31 год, Марине — 27. Их свадьба состоялась 29 ноября 1934 года в Вестминстерском аббатстве.

  Все восхищались молодой парой: он — морской офицер по образованию, статный, светловолосый, высокий; она — с тёмными волосами, иконической красоты.К сожалению, герцог не отличался праведным образом жизни и был замечен и до, и после свадьбы в бисексуальных связях.
Их первый сын родился 9 октября следующего года. Мальчика назвали Эдвард Джордж Николас Патрик Пол. А на Рождество 1936 года у него появилась сестра, принцесса Александра.

  25 августа 1942 года супруг Марины, принц Георг погиб в авиационной катастрофе на севере Шотландии, инспектируя союзные силы. Его самолёт столкнулся со скалой и находящиеся на борту 15 пассажиров погибли.
За шесть недель до гибели родился третий ребёнок Марины и Георга — принц Майкл.  После гибели принца Георга цивильный лист на содержание его семьи был аннулирован. Принцесса Марина получала лишь скромную дотацию от королевской семьи. Это вынудило её спустя пять лет после гибели мужа выставить его имущество на аукционе Christie’s.
 
  В 1947 году одним из главных событий года стала свадьба принцессы Елизаветы и Филиппа Маунтбаттена, который приходился Марине двоюродным братом. Марина была среди тех, кто после церемонии поставил свою подпись под брачным свидетельством молодожёнов. Марина добровольно вступила в ряды женской вспомогательной службы ВМС и всю свою оставшуюся жизнь продолжала оставаться примером для подражания, являясь одновременно президентом Всеанглийского Теннисного и Крокетного Клуба Уимблдона. Она часто принимала участие в различных благотворительных мероприятиях и официальных визитах.
  Умерла герцогиня Кентская 27 августа 1968 год

4. БРИЛЛИАНТОВЫЕ ТИАРЫ ОЛЬГИ.

  О первой дочери Елены Владимировны Ольге я уже писала в предыдущей части. Она раньше других сестер вышла замуж и  получила в подарок к свадьбе великолепные бриллиантовые тиары. Такие, как созданная  Boucheron для русской аристократки, княгини Абамелек красивейшая бриллиантовая тиара.

  Княгиня Абамелек завещала ее своему племяннику принцу Павлу Югославскому, супругу принцессы Ольги. Он и преподнёс её в подарок  жене. После её смерти тиару унаследовал старший сын, Александр.

  Кроме того, великолепную бриллиантовую  тиару работы Картье Ольга унаследовала от своей матери, Елены Владимировны.
Она была заказана у Картье Марией Павловной для единственной дочери Елены как подарок в честь свадьбы с принцем Николасом Греческим.
В итоге тиара была унаследована Ольгой после смерти матери.

 В 1962 году на предсвадебном ужине Софии и Хуана Карлоса Ольга использовала упрощенный вариант тиары. Это последний известный её выход в свет в этой тиаре. А дальше тиара попала к невесткам Ольги. На свадьбе Бодуэна и Фабиолы в 1960 году в тиаре была замечена принцесса Мария Пиа Савойская, невестка Ольги, первая жена принца Александра.
  На фотографии Ольга в бриллиантовой тиаре Картье. Она крайняя слева.
 
5. РУБИНОВАЯ ПАРЮРА С БРИЛЛИАНТАМИ И СЕСТРЫ.

  Здесь стоит упомянуть еще и о великолепной рубиновой парюре, выполненной из рубинов и бриллиантов, которую с достоинством носила красавица Ольга.
Она досталась ей по наследству по линии отца, греческого принца Николая.

  Королевская семья Греции владеет двумя замечательными парюрами: изумрудной и рубиновой. Обе связаны с первой королевой из династии Глюксбургов Ольгой Константиновной, урожденной Великой княжной России, матерью Николая.
Изумрудную парюру Ольга Константиновна завещала своему сыну Константину, но
она перешла сразу по наследству ее сыну Георгу, который передал ее своему племяннику Павлу.

  Одно время ее как королева Греции в 1922-1923 годах носила Елизавета Румынская, но затем передала ее следующей греческой королеве - Фридерике Гановерской. Рубиновая парюра, скорее всего, стала свадебным подарком Великой княжне Ольге Константиновне. Зная богатства и щедрость Императорской фамилии, можно легко с этим согласиться.

  После смерти королевы Ольги в 1926 году парюра перешла к сыну, принцу Николаю. А значит, и к его жене Елене Владимировне. Но  фото или портрета принцессы Елены Владимировны, супруги Николая, в этих украшениях нет.

   Скорее всего, парюру унаследовал Николай, а его дочь Ольга просто носила украшение, которое принадлежало сначала отцу, а потом матери (известно, что в греческой королевской семье очень часто после смерти мужа украшения наследовала его жена). Вероятно, поэтому, кроме Ольги, в ношении этой парюры, вернее ее частей, была замечена и принцесса Марина,например, в 1937 году на первом открытии сессий парламента королем Георгом VI.

 Последний раз в этих украшениях принцесса Ольга блистала в 1955 году на торжествах по случаю брака ее старшего сына Александра с дочерью бывшего короля Италии Умберто II принцессой Марией Пией. Уже в 1956 году во время визита в ФРГ королева Греции Фредерика была в этой парюре, что дает возможность предположить, что она была продала королеве Греции или ее мужу. Так парюра вернулась к правящей семье Греции.

 
НА ФОТОГРАФИИ ДОЧЕРИ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ ОЛЬГА, ЕЛИЗАВЕТА И МАРИНА.

Слева Ольга в бриллиантовой диадеме от Картье. Вторая слева - Ольга в рубиновой парюре. Третья слева - Елизавета в бриллиантовой диадеме от Болина. Четвертая - Марина в бриллиантовой диадеме и серьгах - жирондолях.