Ты должна жить

Надежда Байнова
                ТЫ ДОЛЖНА ЖИТЬ

- Андрюша, Каролина, быстро собираемся и уходим... А ты, Оленька, отдыхай с дороги. Дети, берём совочки, ведёрочки и - в песочницу! Быстро, быстро... Выходим...
Песочница во дворе дома появилась недавно, как и сам дом - район новостроек.
Какой хороший день! И как радостно у неё на душе: приехали дорогие гости - сестра с племянником. Пусть Оля отдохнёт с дороги, а потом  они будут долго-долго разговаривать. Очень долго, всю ночь. Она улыбнулась, тряхнула головой, прогоняя прекрасные видения, и только тут заметила, что детей рядом нет.
Андрей и Каролина наперегонки бежали к качелям. Ирина вздохнула: «Вот тебе и ведёрки с совочками!..» - опустилась на лавочку, а мысли уже несли её в воспоминания.
Как быстро всё закончилось - и детство, и юность. Где те беззаботные двойняшки? Одна за другой, быстренько, выскочили замуж. Именно выскочили, а как иначе.
Оля, она старшая, на пятнадцать минут опередила свою сестру в рождении. И замуж Оля первая вышла, а Ира - за ней, чтоб не отстать. Она помнит рассказ сестры, когда та пришла домой. Они тогда тоже шептались всю ночь.
«Ира, мы с ним переспали... И что теперь? Я ему, знаешь, что сказала? Как порядочный человек он должен на мне жениться. Я права? Про какую любовь ты говоришь... Какая любовь? Он же старый, на восемь лет старше! Ему скоро тридцать. Инженер. Между прочим, серьёзный парень, да и родители у него важные такие, при должностях. И почему я о чём-то должна думать, пусть теперь он думает... за нас обоих...»
Да. Так всё и было. А дальше пошла у Оли обычная семейная жизнь со всеми её неурядицами и бессонными ночами, конфликтами с родственниками и полным непониманием своего мужа.  Всё, как у всех. Как у всех... А ей хотелось бы чего-то необычного. Хотелось бы ласки и нежности, чтоб замирало сердечко от одного его прикосновения. Но, увы...
- Андрюша, Каролина! Быстро - сюда! Будем строить замок. - Позвала Ира детей и тут же забыла, что позвала.
Песок был сырой и не рассыпался. Ира смяла в руках шарик и осторожно положила его, потом рядом появился ещё один и ещё... Ребятишки с визгом и хохотом выхватывали друг у друга ведёрки и совочки, но вот они утихомирились и...
- Мамочка, вы с Андрюшей копайте, а я буду руководить. -  Дочка стояла с гордо поднятой головой и пальчиком показывала на то место, где им надо было копать.
Это надо же... Руководить она будет. И откуда в ней это? Ни она сама, ни её муж так себя не вели и голос никогда не повышали. Ира машинально взяла протянутую дочкой лопатку и начала копать. Второй год - без работы. Что за город такой? Тяжело, когда маленький ребёнок, муж в инвалидной коляске и нет работы. Ей предлагали временную работу, и то не по своей специальности, а у неё два университетских образования, только кому они здесь нужны. Никому нет дела до проблем её семьи, они вообще здесь никому нужны. Много инвалидов в Ноябрьске. Её муж с двенадцати лет прикован к инвалидной коляске из-за дорожной аварии, в которой погиб его отец, а сам он и мать стали инвалидами. Авария искалечила ему жизнь.

Кто знал, что жизнь Ирины сложится так. Всё начиналось так хорошо...
-  Иришка, к тебе Саша пришёл...
Сашка, пришёл её Сашка, как здорово! Она так счастлива! Он - только её! Она - только его! Саша, Сашенька... Такое бывает? Он такой худой, но такой сильный! Разве он ей не пара? Да, у него нет высшего образования, но у него золотые руки. Да ей плевать на то, что говорят за её спиной. Он умный, красивый, добрый. Он самый лучший на всём белом свете.
Она заглядывает в пакет в его руках. Что он ей купил? Балует, ох, балует он свою Иришку, вот и мама так говорит. На трёх работах работает, и любой её каприз для него - закон. И говорить с ним есть о чём, он много читает и знает обо всём на свете. Саша не смог продолжить учёбу, и на то были причины: отец ушёл из семьи, и он остался за старшего, заботился о матери и сестре, а теперь у него есть ещё и она, Иришка.
А вот и другие картиночки... Их свадьба. Саша в шикарном костюме с букетом цветов... И она - королева! Всё у них хорошо было, и было бы ещё лучше, если бы не это... В тот вечер они поссорились, из-за пустяка. И он ушёл в гараж, сказал, что нужно посмотреть машину. А она спокойно легла спать.
Ночью ей стало плохо. Она начала задыхаться... Ей не хватало дыхания. Голова казалась огромным колоколом, по которому кто-то стучал и стучал. Боль становилась нестерпимой, а сердце сжалось в маленький комочек и замерло. Это смерть? Это она пришла за ней? Она умирает? Нет, она пришла за ним... Она почувствовала это. Нащупала рукой телефон и позвонила мужу. Гудки шли, но он не отвечал. Телефоны друзей, родных, которым она звонила, были доступны, а телефон Саши молчал. Его телефон молчал для всех...
Она всё поняла. Подошла к плите, зажгла газ и положила на огонь руку. Запахло палёным мясом, но она не чувствовала боли. Боль в душе была настолько сильной, что тело казалось чужим и не реагировало на физическую боль.
- Ира! Ира, что ты делаешь! - это кричала мать... Голос был такой далёкий, она не могла уловить суть сказанного...
Как его привезли, и что было дальше, она знала только со слов родственников и друзей. Она умерла. Умерла вместе с ним. В то же самое время, когда он задохнулся от газа в закрытой машине в своём гараже. Он просто уснул и не проснулся. Он тихо ушёл в другую жизнь, а её оставил здесь, на этой грешной Земле. Для чего? Сейчас она знает для чего, а тогда она не понимала этого.
- Иришка, ты опять была на кладбище? Ты уже там живёшь.  Ирочка, так нельзя. Да пойми же ты! Прошёл год... отпусти его. Его душа не может найти себе покоя. Отпусти его! - мать говорила эти слова, а сама плакала.
В тот день, придя с кладбища, Ирина задремала и услышала его голос: «Ты должна жить. Жить ради меня, ради тех, кому ты нужна...» Этот голос, советовал ей написать письмо. Куда? Она не понимала, куда и что она должна была написать, но надо было это сделать. Об этом просил Саша. Написать его фамилию... её фамилию... Саша, Сашенька... не уходи! Скажи, куда надо написать? Кому мне надо написать?
Она действовала как под гипнозом. Подошла к компьютеру и оставила на своей страничке коротенькое сообщение: «Отзовитесь! Человек по фамилии Ван».  Да, её муж носил фамилию отца, у которого были китайские корни, теперь это была и её фамилия. И он отозвался - Виталий Ван.
 Он вытащил её из пропасти. Он успел её спасти. «Ира, посмотри на меня, я инвалид-колясочник. Я не могу ходить, но я живу. Я занимаюсь спортом, работаю на компьютере. Я выступаю за честь страны на Паралимпийских играх - мастер спорта по стрельбе», - писал он ей, надеясь получить ответ. Так началась эта переписка. Потом было приглашение сопровождать его в санаторий. Встреча. Любовь. Свадьба. Рождение дочери.
Только вот с работой у неё проблема...

Она вернулась из своих воспоминаний и с удивлением обнаружила, что они с племянником выкопали целую траншею. Андрюша вспотел от усердия, а вот дочка в работе не участвовала. Она улыбнулась и подумала: «Вот так всегда, мужчины работают, а дамы ждут конечного результата...»
- Мама! Всё, хватит копать, идёмте домой, -  командный голосок дочери звучал рядом, - ох и устала же я с вами...
Она устала с нами. Вы только посмотрите на неё! Да, Каролинка, и в кого ты такая уродилась? Ира поняла главное: вот для кого она должна была жить.