Опыт мифологического словаря Исы Капаева

Амерхан Межитов
В канун своего 65 летия известный ногайский писатель Иса Капаев очередной раз порадовал своих читателей, опубликовав "Опыт мифологического словаря. Ногайские мифы, легенды и поверья".
 Книга авторитетного специалиста по данной проблеме  стала не только бестселлером в книжном рынке, но и первым увлекательнейшим методическим пособием по изучению ногайской мифологии, пожалуй, даже в мировой литературе.
Действительно, до сих пор ногайские мифы, как считает  и сам автор, не имели чести войти в фундаментальные издания всемирных антологий и мифологических словарей. И посему   вклад И. Капаева в устранение подобного пробела  читатель наверняка оценит по достоинству.
Мифология является не только отражением особых историй в жизни народа или исторических персонажей нетрадиционным способом. Она представляет собой также весьма своеобразный стиль мышления, особую форму сознания, которые не укладываются в привычные нам способы передачи мысли. При внимательном прочтении данного мифологического словаря все это обнаруживается весьма отчетливо.
Книга Исы Капаева представляет собой опыт мифологического словаря. Мы  знаем, что его первые попытки осмыслить ногайскую  мифологию содержатся в его предыдущих книгах, с которыми его читатели хорошо знакомы.
Последняя  книга содержит богатейший материал, насыщенный чрезвычайно информативно.
Во-первых, это не просто составление словаря,  а попытка осмысления мифологических терминов.
Во-вторых, это специфический мифологический словарь, с заявкой на энциклопедический статус, который носит в себе мифологические и исторические сведения.
В-третьих, что самое важное, мифологический словарь Капаева – это стремление дать нам ключ к раскрытию древних сакральных знаний, которыми владели наши предки.
Это попытка открыть завесу Протоязыка-первоязыка, инструмент для изучения иного мира, иной цивилизации.
К сожалению мы вынуждены констатировать, что не получили от наших предков ключ к сакральным знаниям. Мы располагаем отдельными фрагментарными сведениями о сути Тангрианского мировоззрения. И здесь опыт мифологического словаря Исы Капаева является для нас очень нужным явлением, появившимся очень кстати.
Уже первое  прочтение книги  вызывает нескончаемый наплыв мыслей и суждений. По многим понятиям после прочтения книги появляется более полное и целостное представление и осмысление.
Содержание книги многопланово и многоаспектно, и над ней нам придется еще в течение долгого времени скрупулезно поработать.
Тем не менее, как мне кажется, есть в книге главная тема, которая, как я понимаю, является генеральной в творческом поиске Капаева в последние годы. Это – Тангрианство.
Тангрианство – неисчерпаемый пласт знаний, где сокрыта тайна успехов и бед мужчины и женщины, способ изучения менталитета предков, умение понимать окружающую природу, природу своего тела и психику.
В книге можно найти очень много свидетельств о том, что всеми этими знаниями владели наши прародители. И не их вина, что передавая эти знания многие тысячелетия из поколения в поколение, они не смогли донести до нас, потомков.
О том, какие трагические и драматические этапы в судьбе ногайского народа были, Иса Капаев много пишет в своих ранних книгах. Но мы теперь должны осознать, что эти знания, где- то рядом. Раз автору удалось собрать такой богатейший материал, который ему покоя не дает, который изнутри, через его личное восприятие рвется наружу, и будоражат его читателей, значит окончательно ничего не пропало.
Мифы и легенды – не фантазия и не сказка. Это не только другой способ познания окружающего мира и самопознания. Это, прежде всего, способ проникнуть к истокам появления человека и всего мироздания.
Теперь, когда у нас уже есть мифологический словарь, появляется потребность в новом прочтении ногайских мифов и легенд. Я уверен, теперь будет совершенно новое восприятие, другой уровень понимания. Отныне нам значительно легче понять некоторые тайны и загадки истории, роль ногайских исторических личностей.
Легендарные исторические персонажи Ногай, Эдиге, Нурадин и многие другие владели этими сокровенными знаниями, не говоря о тех авторах, которые слагали о них свои песни. Имена многих из них нам, к сожалению, не известны и по-видимому утеряны навсегда.
Среди исторических фактов есть весьма интересный показательный эпизод. После польского похода между Великим Ногаем и ханом Золотой Орды Тулабуга (Толевбуга) происходит конфликт, в результате чего  хан возвращается обратно на родину без Ногая. На пути хана Тулабугу настигает буря, и от сильной стужи и недостатка сил значительная часть его войска погибает.
Тулабуга, разумеется, сразу заподозрил Ногая, и обвиняет его в коварстве. Историки пишут, что Тулабуга в этом увидел исключительно козни и интриги Ногая. Такое объяснение не отражает подлинной сути вещей. Все объясняется в том случае, если мы признаем, что Ногай, владея знаниями Тангрианства, умел управлять природными стихиями, как это делал Пифагор, Моисей и многие  другие пророки.
Ногай был наделен небесным богом Тангри жизненной энергией – кут. В этом состоит источник величия Ногая. Несколько столетий уже историки ломают голову и не находят объяснения. Благодаря чему Ногай в течение всей своей жизни обладал огромной властью над людьми, безграничным авторитетом?
"Мифологический словарь" Капаева как раз и  помогает нам дать ответ на этот вопрос.
В отличие от последующих поколений, современники Ногая точно знали, что от высшего правителя, наделенного Тангри "кутом"- божественными знаниями и энергией, зависело благополучие всего народа. Ногай вел праведный образ жизни. Он был честным, мудрым, храбрым, справедливым и энергичным правителем. Это были качества правителя наделенные Тангри. Можно быть уверенным, что Ногай до конца своей жизни не потерял благословение Тангри.
Словарь капаева помогает понять еще такой момент. Мы знаем, что на смену Тангрианству пришел  Ислам. До принятия Ислама Тангри считался творцом и владыкой всего космоса, мироздания, вселенной. Тангри не имел облика, он был небесным духом, безбрежным и бесконечным, он был во всем.
Иса Капаев приводит слова Плано Крпини о том, что наши предки  верили в единого бога, которого признают творцом всего видимого и невидимого, а также творцом, как блаженства в этом мире, так и мучений.
И совершенно не удивительно, что впоследствии слово Тангри у ногайцев стало синонимом слов Кудай и Аллах.
С принятием Ислама суфийские шейхи йасавийского тарикакта творчески переработали Тангрианство применительно к исламским сокровенным знаниям. Можно быть уверенным, что йасавийский тарикат был обогащен тангрианскими знаниями и практикой. А первыми йасавийскими суфиями были выходцы из тангрианской школы камов-жрецов.
Термин камы тоже является предметом исследования Капаева, что лишний раз подтверждает мысль, что все эти термины являются производными от мировоззрения Тангрианство.
Поэтому закрадывается такая идея, что изучив данное исследование мы сможем более глубже понять Тангрианство, как божественное учение наших предков, на смену которому пришло тоже божественное учение Ислам.
На этих примерах можно убедиться, сколь высоко значение мифологического словаря Исы Капаева.