В галерее Церетели

Мира Папкова
  В  галерее  Церетели  устроили
выставку работ скульптора Эрьзи.
 
  Степан  Дмитриевич  Нефедов,  мордвин,
взял  псевдоним Эрьзя - это самоназвание
одной из ветвей мордвы. Есть еще мокша.

  Судьба  забросила  его  в  Аргентину,  где  он
для своих работ стал использовать древесину разных экзотических деревьев, иногда как бы извлекая  скрытый  до  поры  образ,  сохраняя рисунок  слоев и сплетения  корней...Красиво, неповторимо.

  Много работ привезли из Саранска.

  Судьба Эрьзи трагична.

  В  нашем  отечестве  люди  талантливые,
с  чистой  душой  почти  всегда  обречены.

  В  1950  году  он  вернулся.  Никому
не был нужен, жил нищим, голодал, 
кажется,  и  умер  от  истощения...
 
  Из  Аргентины  он привез целый корабль
корней и стволов - заготовок для будущих
работ.  Трудился  до  последнего.

  Наша семья и моя приятельница отправились
на  выставку.  Посмотрев  работы  Эрьзи,  очень впечатлившись,  решили  пройтись  по галерее, глянуть   и   на   творчество   самого   Церетели.

  Первое,   что   мы   увидели,   был   сам   Зураб. Выглядел он прекрасно: глаза горят, цвет лица  персиковый,   движения  плавные,  уверенные.

  Полюбовавшись на Зураба, двинулись дальше.

  Встретили   Олега   Газманова   с   блондинкой.
Тоже  в  прекрасной  форме.  В дальнейшем нас уже ничего  не  отвлекало  от  созерцания работ Церетели - я бы сказала, совсем не бесталанных.

  Мы  шли через анфиладу залов, рассеявшись вдоль маршрута - впереди Тамара, за ней я, за мной остальные.

  Тамара ожидала меня у большой скульптуры:

- Смотри, какой Чарли Чаплин! Мне нравится!

  Мне  показалось в нем что-то странное.
Какой-то не такой котелок! Автор имеет
право на интерпретацию - решила  я, но
все  же  прочла  табличку.

  Ржать, как лошадь , в храме  искусства неприлично,  но бывают минуты, когда
человек не властен над собой!

  Надпись на табличке сообщила:

                А.С.ПУШКИН.