Тени в ночи. Часть 1, 2. За Волю казацкую

Анна Соловок
                Тени в ночи

        Страшные события минувшего 20 века затронули судьбы каждой семьи. Мои предки - не исключение. Докопаться до истины и восстановить в деталях ход событий, проследить судьбы обычных людей – сложная задача. Огромное спасибо моим бабушкам, дедушкам, их соседям и просто попутчикам в поезде, которые в неспешной беседе, а иногда и неожиданными комментариями, увлекли меня временами прошедшими.  Много лет прошло, но не отболело в душах горе.

                Часть 1. За Волю казацкую

    Пелагея, Степанида, Емельян, Игнат, Макар - написанный роман начну повествованием о семье Михайловых. Историю о маминых родственниках, репрессированных в 1932 г, я узнала случайно.
   Тени в ночи вставали за спиной, в холодном поту просыпалась я после непонятных видений. Мучил меня сон – будто брела я по шпалам, заросшим дикими травами, искала что-то, но страх шел за мной, даже крикнуть не смогла бы. Не было это совпадением. Видно, боль людская запечатывается в крови потомков, так мне мама сказала.
      Вот так, почти 70 лет назад, шла моя бабушка с отцом за вещами. Зимой 1932 г семью кулака Михайлова, сынка атамана, выкинули из поезда в районе нынешнего г.  Краснотуринска. Побросав узлы, подхватив выживших после товарняка, детей, побрели по шпалам к ближайшему жилью. Весной, не надеясь найти поклажу, увидели они свои узлы на шпалах. Место было глухое, товарняки не останавливались, выкидывая ссыльных на ходу. Да и воровать было нечего - сюда отправляли умирать.
      Андрейко Михайлов был третьим сыном атамана, недавно отделился своим двором, был хорошим хозяином. Да вот не по нраву пришелся председателю - старшие братья отдали в колхоз маслобойню и мельницу, а с этого, кроме отцовского тулупа, и взять было нечего. За тулуп и выкинул Андрейко председателя из хаты. Сказал: «Скотину забрали, пшеницу – тоже, но  отцов тулуп и волю нашу, казацкую, себе оставлю». Утром за ними пришли.
      За время пути в товарных вагонах, в холоде и голоде, из двенадцати детей выжило пятеро. Бабушкина сестра, Шура, чудом уцелела, прыгнув из идущего состава в снег. Она рассказывала, как ей сложно было идти по глубокому снегу, а родители несли самых маленьких. Бабушка родилась уже в ссылке, в 1934 г.
     Трудное время 50-х годов вмещало и свои радости – новости о взятии городов советскими войсками, о праздновании Великой Победы. Другие, повседневные заботы, житейскими мелочами наполняли жизнь ссыльных – как собирали грибы и удирали от медведя, как варили варенье и тут же его съедали. Такое уж было детство у моей бабушки и её друзей!
     Андрей Николаевич Михайлов зарекомендовал себя незаменимым механиком. Еще в детстве, работая на мельнице, научился он, казацкий сын, разбираться и чинить механизмы, любил их и придумывал новые устройства, облегчая труд шахтерам.
    Конечно, рвался на фронт. Но кто ж  даст оружие «врагу народа»? Так и остался на шахте, всю жизнь посвятив собранному своими руками оборудованию.
   А ведь были времена, когда летели по степи, как птицы и не было силы удержать коня и всадника против их воли. Вспоминала Шура, бабушкина сестра, как с песнями возвращались с покоса – все родные по крови и по делам. Даже через много лет, приезжая в родную станицу на Кубани, на вопрос «Чья ты?», с гордостью отвечаю – урожденная Михайлова. Нет той силы на земле, которая заглушила бы зов крови и воли.

                Часть 2.  Кольцо заговоренное от снов

    Много потеряно в то лихое время - умершие во время переезда от болезней и страданий, сожженные отцовские дома со всем скарбом, документы. Не этого жаль – больно, что с каждым годом меньше свидетелей того тотального преступления над своим народом. Часть великого страдания, которое перенесли предки, словно въелось в кровь потомков. Чтоб помнили и не смогли никогда забыть.
     Странные события происходили в нашей семье. Говорят, было колечко из червленого золота. В лютое время, в войну и голод берегли его и передавали по женской линии, чтоб семью хранить и продолжать род. Но бабушка моя, то ли по неосторожности, то в пренебрежение «царским временам», колечко потеряла. С той поры страшные сны преследуют женщин из рода Михайловых. Маме задолго до тяжелого разговора с бабушкой, когда и было раскрыто назначение кольца, снились умершие во младенчестве братья в мундирах и трагическая смерть отца. Как будто лежал он с отрезанной головой, и мальчики в мундирах по обе стороны гроба стояли.
     Бред, скажете Вы. Так же подумала моя мама, а когда с отцом случился несчастный случай – поездом переехало и отрезало голову, страшный сон вспомнился. Конечно, дедушка был железнодорожником и риск попасть под состав был всегда. Но мамин сон, как оказалось, был вещим. Потеряно заветное колечко навсегда и теперь тени в ночи тревожат событиями прошлого. Вот почему и мне очень долго снились дикие травы на заброшенных железнодорожных путях, по которым шли ссылные в поисках потерянного скарба. Видно,  боль навсегда засела в крови, не дает покоя потомкам - чтобы помнили о своих через годы.
    Неистребима искра казаков! Смешной  случай приключился со мной. Мне было 9 лет и я с родителями поехала в зоопарк. Около входа на смирной лошадке катали детей. Когда меня усадили в седло, старая кобыла, словно ощутив прилив молодости, загарцевала и сорвалась в галоп. Помню, как за мной бежали испуганные родители и смотритель зоопарка, а мне было весело и задорно! Почувствовала лошадка родную кровь и обрела крылья!
    Я очень люблю лошадей, и они льнут ко мне. Знаю, что никогда не обидят. Моя дочь с наслаждением занимается в конном клубе и когда она заходит, в конюшне раздается радостное ржание. Животных не обманешь – живо наше знаменитое на Кубани семейство. Для своей дочери и надеюсь, будущих детей и внуков, решила написать о славных легендах и историях семьи Михайловых.
         Дед моей бабушки, основатель семейства, был очень знаменит. Его уважали за храбрость и мужество, он был награжден Николаем II во время путешествия монарха на юг России.
         Говорят, что характер  атамана Михайлова был очень вздорный – когда на сходе его не выбрали в очередной раз, стал палить во все стороны. Учитывая боевые заслуги и уважение рядовых казаков, его выбрали еще на один срок.
           25 ноября 1914 г. Из письма Николая II – Александре Федоровне: «Мы едем по живописному краю, для меня новому, с красивыми, высокими горами по одну сторону и степями – по другую. Со вчерашнего дня сильно потеплело, и нынче чудесная погода. Я долго сидел у открытой двери вагона и с восхищением вдыхал теплую свежесть воздуха. На каждой станции платформы набиты народом, особенно детьми; их целые тысячи, и они так милы в своих крохотных папахах на голове. Конечно, приемы в каждом городе были трогательно теплы. Но вчера в Екатеринодаре, столице Кубанской области, я испытал другие и еще лучшие впечатления – было так уютно, как на борту, благодаря массе старых друзей и знакомым лицам казаков, которых я с детства помню по Конвою. Разумеется, я катался на моем автомобиле с Атаманом, генералом Бабичем, и осмотрел несколько превосходных лазаретов с ранеными Кавказской армии. У некоторых бедняг отморожены ноги. Поезд страшно трясет, так что уж ты извини за мой почерк. После лазаретов я на минуту заглянул в Кубанский женский институт и в большой сиротский приют от последней войны, все девочки казаков, настоящая военная дисциплина. Вид у них здоровый и непринужденный, попадаются хорошенькие лица…
         Великолепен и богат этот край казаков. Пропасть фруктовых садов. Они начинают богатеть, а главное, непостижимо чудовищное множество детей-младенцев. Все – будущие подданные. Все это преисполняет меня радости и веры в Божье милосердие; я должен с доверием и спокойствием ожидать того, что припасено для России!»
       Не дождался – чуть менее чем через четыре года Николай II с семьей был расстрелян в Екатеринбурге…

Продолжение http://www.proza.ru/2014/06/22/1393