Да, азиаты-мы, с раскосыми и жадными очами! Блок

Тимофеев Владимир
             Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами! Блок.

    Так случилось, что с представителями этой славной нации я столкнулся только в армии, до этого мои познания о татарах зиждились на школьной программе и то только в контексте с монголами.

     Уже в Латузе я близко познакомился и с теми и с другими (см. "Бей своих..."). Написав о монголах, посчитал своим долгом спеть песнь большой любви и признательности татарам.

         Одним из лучших моих друзей в казарме стал татарин Салихов ЗакИ  Закирьянович, удивительный человек по скромности и надёжности во всех вопросах нашего   общения.

       Я бывал в гостях в его семье на улице Панфилова, меня очень тепло принимали его отец Закирья Мухамеджанович, который узнав, что я с интересом отношусь к самодеятельной музыке, с упоением играл для меня на особой (татарской) гармошке с  звоночками,  как на будильниках того времени.
 
       Семья была многодетной: мать Загиде - апа испытывала истинное удовольствие, потчуя старшего сына Заки и меня огненно - горячими мантами, зеленью со своего огорода в Бернгардовке, куда мы с Заки тоже ездили; когда помочь, но чаще отдохнуть.

       У Заки были две сестры Вера и Роза и младший брат  с  детства отличавшийся силой не по возрасту, к сожалению, он умер от опухоли мозга ещё до окончания нами училища.

       С Заки мы ездили три раза на Кавказ, в Гантиади (Абхазия), ежемесячно откладывая на отпуск по одному рублю пятьдесят копеек, к этим накоплениям присовокуплялись отпускные : семь пятьдесят денежного пособия за месяц отпуска плюс компенсация за питание (98 копеек х 31 день отпуска), не жировали, но двадцать пять дней жили на море.

        Вторично мы встретились уже в Киеве, у него была очаровательная супруга Вера и дочь, вместе учились один год, по распределению он уехал в известный военный НИИ в Воронеже, где защитил кандидатскую диссертацию и закончил службу подполковником.

       Однажды он приехал к сёстрам в Питер, мы очень тепло и душевно поговорили при встрече. К тому времени я уже заканчивал службу, а он был пенсионером, трудящимся на гражданской ниве.

      Юра Яровой, старше меня на год, в Смоленск он приехал годом позже выпускником "оренбургской зенитки", не знаю где его носило, но факт. Родился он в городе Ленинск (Байконур), татаркой была его мать, но "дикая" кровь победила, он в полной мере соответствовал заголовку этого рассказа. Его легко можно было представить на коне, с луком в руках и колчаном за широчайшими плечами.  При росте до метр семьдесят он имел вес литых мышц за восемьдесят килограмм.

     Практически он не принимал спиртное, но от участия в послеэкзаменационных радостях отказаться не мог; другой возрастной ценз, молодой он был на командном факультете. Выпив был груб и неуправляем, тогда его жена Алла, они жили в нашем посёлке, прибегала ко мне за помощью. Удивительно, одного моего появления было достаточно для его согласия успокоиться и лечь спать, хотя физически он был вдвое здоровее меня.

         Ещё один случай противостояния. Наш факультет играл в футбол с командниками, проигрывали 0:2, оба гола забил центральный нападающий Яровой. Подхожу к нашему тренеру, предлагаю поставить меня в центр защиты, тот с большой долей недоверия соглашается.

      Юра прёт по центру, я даже не пытаясь смотреть на мяч, несусь ему на встречу, встречаемся грудь в грудь. Юра падает на спину, я делаю два кульбита через голову. Он вскакивает в готовности убить обидчика, я с трудом поднимаюсь и спокойно спрашиваю: "Ты что , Юрася, чуть меня не убил!"  Он только махнул рукой и успокоился.

     Второй раз он меня обошёл, но за жёлтую карточку я сделал ему такую классную подножку, что он пахал носом метров семь. После этого ушёл на край и не забил ни одного гола. Правда нам всё равно забили гол, а я поимел на всех последующих футбольных баталиях великолепную  кликуху: "Беккенбауэр".

      Алла ещё в Смоленске работала директором нашего военторговского магазина. В Киеве она успешно возглавила большой канцелярский магазин и попала на глаза торговому начальству, для дальнейшего продвижения не хватало партийной принадлежности. Мы с Гришей выдали ей партийные рекомендации и обеспечили дальнейшую карьеру. Она руководила большим универмагом в районе Голосиевского парка.

        Юра погиб, упав с девятого этажа, при попытке перейти по доске с балкона на балкон, т.к. забыл ключи от квартиры в гараже. Последняя занимаемая им должность командир дивизиона боевого обеспечения  нашего Училища, подполковник.

     Его сын Олег, закончил институт в Киеве, работал и погиб в автокатастрофе, происшедшей не по его вине.

         Алла до сих пор живёт в Киеве.

       С Гайсиным Радием Комалеевичем я познакомился  по совместной службе  в Польше (СГВ), я был заместителем командира бригады по бою, он,- начальником штаба. Мы сразу нашли общий язык в работе, т.к. боеготовность бригады оценивалась именно нашими совместными действиями.  Мы жили в одной парадной, он этажом выше меня. Дружили семьями, насколько на это была способна моя первая жена.

            Интересна его родословная, насколько я её помню, Родился он в километрах сорока севернее Оренбурга, имел двух братьев и сестру, его отец, участник первой мировой войны, за храбрость дослужился до ефрейтора, чем чрезвычайно гордился.

        После революции пропитался в армии большевистским духом и по поручению партии организовал одну из первых партийных сельских ячеек в Оренбуржье. На него было совершено покушение местных бывших кулаков, во время которого он застрелил сына, воспитывавшего его бая.

         Партия переводит его в Среднюю Азию, где он до 32-го года воевал с басмачами. Затем опять вернулся в Оренбуржье, женился (кажется не в первый раз, т.к. у Радия по отцу были сводные братья и сёстры, с которыми он по жизни тесно общался) на матери Радия.
 
         Работал он в Потребкооперации, закупал продукты для государства у местного населения, попутно собирая  госналоги на скот и птицу (шерсть, мясо, яйца, молоко и прочие сельхозпродукты).

      Жили бедно, в самодеятельно вырытой землянке до 56- го года (!), затем переехали в другой посёлок, где купили (детей было уже четверо) отдельный дом.

       В военное училище Радия направил отец, всегда гордившийся своим военным прошлым. На момент поступления в училище Радий не имел проблем с русским языком, т.к. всё детство провёл в полурусских селениях.

        Радий до сих пор хорошо говорит по - татарски, его дети языка не знают. Несколько раз по его приглашению мы были с ним на празднике питерских татар в Кузьмолово "Сабантуй" , он подарил мне татарскую тюбетейку, которую я с удовольствием надевал на все последующие посещения этого праздника.

          Поражает высокая культура этих праздников, ничего спиртного, даже курить разрешается за пределами территории, увлекательнейшие спортивные состязания в национальном духе, великолепный концерт с участием самодеятельных коллективов и великих татарских талантов, впервые вживую услышал Рината Асадуллина.   
   
        Мой старший сын во время  прохождения мной службы в СГВ учился в общевойсковом военном училище в Благовещенске на Дальнем Востоке, с нами был младший сын Тимофей.

     Жена Радия  Людмила, родом из Ленинграда, более того с Васильевского острова, как и я, поэтому взаимная симпатия возникла сразу и была почти родственной.

       С ними были только двое из трёх детей: трёхлетний Руслан и школьница Елена, старшая дочь Ирина жила у бабушки в Питере и училась в пединституте.

       Руслан был моей постоянной головной болью, т.к., попадая на территорию части, шкодил невероятно. Я даже приказал не пускать его на территорию, хотя детям это не возбранялось. Поймав его после этого приказа на территории, даю взбучку на проходной. Получаю от них оправдание: " Товарищ полковник, он нёс в руке некие цветочки и сказал, что несёт их к памятнику дедушке Ленину, был у нас такой памятник, мы и пропустили."

       Елена была бессменной участницей всех праздничных концертов, позже закончила в Ленинграде институт культуры и вышла замуж за оперного баса из Михайловского театра, родила дочь Анну. Позже, разведясь с мужем, уехала в Италию, где вновь вышла замуж. Занимается творческой деятельностью, у меня в дискотеке есть компакт хитов разных стран в её исполнении. В совершенстве владеет итальянским и английским языками.

       Её дочь Анна стала уже достаточно востребованной в мире моды моделью, слежу по Фэйсбуку за её перемещениями по миру и радуюсь за её постоянно растущую карьеру.

        Ирина , закончив институт, вышла замуж. У неё двое сыновей. Артур, закончив "Бауманку", работает в холдинге, который организовал его дядя, не поверите, тот самый Руслан. Там же пристроен и младший сын Ирины Андрей, мой крестник, который пока ещё  и студент горного института.

      В этом же холдинге до сих пор работает и Радий, довелось и мне на излёте трудового стажа поработать там же. Не подумайте, что это семейная шарашка. Это действительно большое, продуктивное и перспективное предприятие с надёжным заделом на будущее.

      Руслан женат дважды, оба раза на Екатеринах, слизал с меня ; я тоже дважды женился на Светланах. У него великолепная дочь Стефания, уже школьница и маленький сын Василий.

       С Радием и всей его семьёй мы дружим уже четвёртый десяток лет, мир и покой их дому! Удачи и здоровья всем членам этой очень дружной и милой моему сердцу семьи.

       P.S. В какой - то степени этот рассказ некое оправдание за рассказы  о татарах в сборнике "Армейские потешки", дабы не быть обвинённым в шовинизме. В семье, как говорится, не без...