Босоногое лето

Таис Шишкин
Детство! Лето! Сколько интересных событий может случиться летом! А как много можно сделать за лето! Да что там за лето, в детстве так многое можно успеть сделать за день!
  Утром улица постепенно заполняется детворой. В арыках бежит вода, а это значит, что день начнётся с полива. С ковшиком или с какой-нибудь другой плошкой поливальщики орудуют, стоя в воде – выплёскивают её на землю. Но не просто так, а постоянно соревнуясь, спорят, у кого же получилось выше или дальше забросить очередную порцию воды. Побеждённых в принципе быть не может, все считают себя победителями.
Одно соревнование плавно переходит в другое – это весёлые забеги по тем же арыкам. Дно его глинистое, скользкое, можно не удержаться и упасть, но кого и когда это останавливало?!
  Набегавшись и набрав глину из того же арыка, все усаживаются на землю и начинают лепить «хлопушку». Теперь всем надо плюнуть в каждую из них. И попробуй пожалеть слюну! Это незамеченным не пройдёт. Хозяин хлопушки с жаром будет доказывать свою недостачу, и тогда или придется повторить ещё раз свой плевок, или в твою хлопушку тоже пожалеют слюну, а без неё – удачи не жди. Ну вот хлопушки готовы. Теперь все, стоя, с размаху бросают её на землю. Хлопки раздаются один за другим. Что тут начинается! Шум, гвалт, споры! Азартом охвачены все. Чья хлопушка громче хлопнула, в той и дыра образуется больше. И снова лепятся хлопушки. И снова шлёпаются они на землю. И снова взрыв эмоций!
Но и эта игра уже надоела, теперь внимание переключается на  фруктовые деревья. Они растут вдоль арыков, возле каждого дома. Но своё дерево никому не интересно. Интереснее попытаться поживиться чужим урожаем, а ещё лучше подразнить деда-узбека. И вот все нацелились на дерево, которое растёт возле дома того деда. С громким призывом "Урюк воруют!", бросают первый камень и ждут хозяина. Камень летит в гущу листвы дерева и, как правило, сшибает только листья. Дед, конечно, знает, что его ждут. Он выходит с клюкой, делает вид, что сердится, грозит всем, а мы, довольные, разбегаемся в разные стороны. Вот теперь можно залезть на своё дерево и полакомиться вишней или урюком.
Между тем кого-нибудь могут послать в магазин. Туда идём всей ватагой. Даже если платье тебя уговорят переодеть, то заставить надеть обувь никого невозможно. Лето проходит босоногим. По пути в магазин есть забор из железных прутьев. Кто же не знает, что это – музыкальный инструмент! Любая палка в твоей руке, которой ты ведешь по этим прутьям, извлекает из них звуки. И чем быстрее ты бежишь, тем звук ярче.
Летний зной в самом разгаре, значит пришло время идти купаться. Канал рядом. С нами идёт наша собака Пират. Как здорово, когда у тебя в детстве есть собака. Пират –
 ирландский сеттер красно-коричневого окраса, но тогда для нас не имело никакого значения, какой породы твоя собака. Побарахтавшись в воде и уже дрожа от холода, мы бежали на свои «золотые пески» греться. Этими "песками" была мягкая, пушистая глиняная пыль на берегу. Канал копали в военное время, техники не хватало, поэтому рыли в основном вручную. Вырытую землю вываливали прямо по берегам, оставляя дорогу для проезда машин. Со временем эти отвалы приобрели вид холмов, и заросли травой. Особенно красивы они были весной, когда на их склонах расцветали маки. Глину же оказавшуюся на дороге, машины разбили в пыль.  Её было так много, как песка на пляже. Теплая, мягкая пыль тут же облепляла наши мокрые тела, быстро согревала и была хорошей защитой от солнечных ожогов. Поэтому мы никогда не обгорали. Домой возвращались голодные, но счастливые.
Иногда мы бегали в кино. Перед началом сеанса по залу ходила женщина и поштучно продавала конфеты. Ее звали Фирой и была она карликом. Зрителями в это дневное время в основном были дети, поэтому со всех сторон неслось: «Фира, Фира, мне, мне конфеты!» И вот мы, с карамелькой за щекой, сидели всей душой устремленные на экран и открывали для себя новый мир. Телевизоры были редкостью, не каждая семья могла позволить себе купить его, поэтому кино и было нашим окном в неизведанную, полную новых открытий и приключений  жизнь
День постепенно заканчивался и наступал вечер. Дворы и улицы вокруг домов подметены и политы. Женщины-узбечки садились красить себе брови усьмой, иногда красили и нам. Детские бровки были ещё редки, и поэтому больше красилась кожа, от того брови получались зелёными. Порой мы просили их заплести нам много косичек. Загорелые, с зелёными бровями, с множеством мелких косичек, мы почти не отличались от таких же девочек-узбечек.
Ну а перед сном, когда мама моет тебе ноги, ты поскуливаешь от боли, потому что на ногах цыпки. Но мамины слова «Не бегай по арыкам. Ноги обветриваются, вот тебе и цыпки!» назавтра забываются, потому что ЛЕТО, потому что ДЕТСТВО, потому что СЧАСТЬЕ!


* арык – на Востоке так называются небольшие канавки перед домом, в летнее время в них течёт вода, которую используют для полива садов и огородов.
* урюк – абрикос. На Востоке это название  более распространено.
* усьма – растительная краска для бровей.