Предисловие

Наталья Ромодина
Поскольку не все знакомы с жанром фанфиков, придётся начать с небольшого предисловия.

Фанфик – это любительское произведение словесного искусства, не претендующее быть частью великой литературы. Я бы сказала, что это постмодернистский жанр. И я позволяю себе в фанфике свободно следовать своим ассоциациям, отсылая себя и читателя к различным цитатам, пользуясь аллюзиями и реминисценциями и тому подобными вещами.

До того как я узнала о существовании такого явления, как фанфикшн, я давно уже, с самого детства, увлекалась сочинением устных рассказов или инсценировок с куклами по любимым книжкам, реже – фильмам.

И только посмотрев с некоторым опозданием российский телесериал «Институт благородных девиц» и прикипев душой к его героям, я обнаружила, что я не одна такая, что есть люди, которые тоже сочиняют истории на тему «что было бы, если бы» или «а что будет потом», «как они дошли до жизни такой». Сериал «Институт благородных девиц» вдвойне располагает к такому занятию, так как в самом фильме был задан вектор в будущее: девочки писали сочинение о том, как они представляют себя и свою жизнь через 30-40-50 лет. А во-вторых – потому, что многие события и факты, показанные в сериале и особенно в его продолжении, не устроили и не удовлетворили зрительниц.

Поэтому я нашла для себя возможным сочинять фанфики по «Институту благородных девиц» и поместить их в Интернет. Мне это нравится, дарит энергию, наполняет иллюзией творчества мою жизнь! Разве это не прекрасно?!

Меня лично задел этот сериал, в первую очередь, перекличкой с историей моего рода. Моя бабушка училась в институте благородных девиц. Её отец воевал под Плевной и на Шипке под командованием Скобелева. А по деду среди моих предков были Воронцовы (не графы, не графы…).
 
Во-вторых, за 260 серий я полюбила многих персонажей. Сонечка, Сонечка – умница, красавица, обладающая редким даром любви к людям, а также невероятной душевной силой, и благородный граф Воронцов, герой войны, и их любовь, прошедшая столько испытаний! Институтки, которые стали друг другу сёстрами за те семь лет, что провели они в одном дортуаре, в одном классе, деля все беды и радости друг с другом: Ася, Катюшка, Таточка... Чудесная турчанка Мириам, ставшая им подругой не по приказу, а по душе. Варя, пусть и невольно, но дважды оказавшаяся спасительницей. Не её бы любовь к ябедам, и кино бы не было: съели бы барышни отравленное пирожное – и конец! Фройляйн Штольц – классная дама, которую иногда хочется с нежностью и любовью назвать «старая сводня»… Лучший друг и соратник Воронцова – Евгений Бутов с его фирменным «интерресно!» - и его возлюбленная Наденька, ангелоподобная барышня…

Обращают на себя внимание и другие персонажи. Великий Князь Константин Николаевич, с которым сотрудничают и граф Воронцов, и Ася. Начальница института Лидия Ивановна Соколова, обязанная по долгу службы стоять на страже интересов воспитанниц, - вместо этого она чуть не погубила судьбу, любовь и саму жизнь Софьи. Глупая мама Сони – Полина Игнатьевна Горчакова, которая тщетно мечтала выйти замуж за «самого князя Хованского», а теперь скрывает, что он и есть родной отец её дочери, пытается пихнуть её за Андрея Хованского, сводного брата Софьи, осуществляя свою девичью мечту и не думая о дочери. Хованский – сытый, надушенный, холёный, но глупый и эгоистичный, который, в общем-то, за свои промахи и преступления сумел в конце концов себя наказать. Жена графа Воронцова Нина – эгоистичная красавица, запутавшаяся в сетях света.

Конечно, за этими и другими героями стоят и авторы сценария, и актёры, которые создали образы, полюбившиеся нам. И сочиняя свой фанфик, я понимаю, что в нём очень большая часть той энергии, которую отдали нам, зрителям, артисты.

Алиса Сапегина очень вдохновляет образом самой любимой нашей героини. Хочется верить, что актриса найдёт возможность развивать и дальше свой талант. В ней самой есть тот свет, который, по словам героини Ирины Линдт, есть в её Софье. Этот свет не сыграешь. Либо он есть, либо его нет. Алиса в интервью говорила, что прошла хорошую школу, снимаясь в этом кино с прекрасными партнёрами.

Александр Арсентьев, думается, работой над образом графа Воронцова расширил свои творческие горизонты. Он, благодаря некоторым закадровым съёмкам, даже нам, зрителям, показывает мастер-класс актёрского взаимодействия. Мне понравился ролик о том, как снималась сцена в домике маменьки, а Софья была в форме институтки. («Я не ангел, я обыкновенная земная женщина» – отказывает, короче, графу в близости.) Владимир и Софья целуются, обнимаются, фактически зритель не видит лиц ни героя, ни героини, но Арсентьеву необходимы физические и душевные движения партнёрши, которые положены по сюжету. Иначе – он показывает, что будет: берёт её в охапку и несёт на кровать! А что? – работай! Жалко, что в театре не видна великолепная арсентьевская мимика: ирония, улыбка, тончайшие оттенки различных чувств, уместные на крупных киношных планах!

Людмила Кожевникова, похоже, стала второй мамой не только институткам в роли фройляйн Штольц, но и самим молодым исполнительницам! Чувствуется тепло их отношений.

Как Арсентьев, так и Людмила Кожевникова меня поражают своей работой на периферии кадра. Как замечательно улыбается жене и тёще граф в сцене приснившегося венчания Софьи! А как фройляйн Штольц косит своим глазом на Софью и Воронцова в сцене вручения наград за учёбу при Великом Князе и О.Н.Скобелевой! Когда Глаша сломала Софье руку, граф был вынужден подхватить любимую на руки, – а пистолет девать некуда. Мне понравилось, как он не раздумывая сунул его Эмме, а та приняла оружие, как так и надо, и засеменила вслед.

Ирина Линдт – великолепная актриса, точно попавшая в роль! Как будто она и есть та старинная графиня, цепляющаяся то ли за отжившие отношения, то ли за графский титул для себя и сына от любовника.

Кто порадовал в «Институте благородных девиц» и его продолжении – так это Иван Рыжиков, сыгравший роль солдата Платона, предпринимателя Матвеева, спасителя великокняжеской концессии. Он, несмотря на сменившихся партнёров, продолжает свою линию игры точно, уверенно, прямо.

Александр Клюквин и Алёна Караджова создали образ дружной и любящей супружеской пары – всё бы любовалась!

Начальница института в исполнении Ксении Хаировой мне постоянно напоминает директрису советской школы застойных времён! Как будто мы с Ксенией учились в одной школе!

Когда писала о Мите в гимназии, перед глазами всё время стоял исполнитель этой роли – Женя Филичкин.

Словом, можно ещё долго писать о тех, кто вдохновил меня на эти истории. Когда я пишу, я их и представляю себе. Всем большое спасибо!