Код просветительства. Памяти Святослава Бэлзы

Елена Грислис
               

                Совсем недавно пришло печальное и неожиданное известие... Умер Святослав Игоревич Бэлза. Литературный и музыкальный критик, литературовед, телеведущий. Народный артист России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Научный сотрудник Института мировой литературы РАН. Президент Академии Российского искусства и Академии Российского телевидения РАН. Его заслуги и признания можно далее перечислять бесконечно…
            Но речь пойдёт  не столько об этом, а о его личностной и художественной многогранности, в центре которой – ДУША ЧЕЛОВЕКА, достигшего небывалой – «ренессансной» внутренней свободы.

              Пусть читатель простит меня заранее, что делая  данную статью, я  сознательно много цитировала этого великолепнейшего мастера слова, ибо кто бы не сказал или не написал, Бэлза это делать умел лучше всех остальных. Наделённый врождённый вкусом, он был подлинным мастером художественного владения словом.

           Что же явилось предтечей всего того, что мы понимаем обращаясь к фигуре не художника или писателя в прямом смысле этого слова, а интерпретатора, комментатора и критика? 
          Как исходное - счастливая родословная, которой он был вправе гордиться.   Старинный польский род, роль отца - композитора и музыковеда, профессора Московской консерватории Игоря Фёдоровича Бэлзы. Изучая источники и материалы, я поняла, что эти два человека - отец и сын - связаны друг с другом воедино, притом один шёл по стопам другого. Святослав всегда говорил о своём отце как об одном из могикан культуры - совершеннейшем эрудите, владеющем почти всеми европейскими языками и читающим на них лекции. В  телеинтервью оригинально отметит назначение фамилии своего рода. Шифр раскрывался таким образом: Б — большая, Э — энциклопедия, Л — лишних, З — знаний, А — автора.
 Путь же этих  феноменально одарённых от природы людей  был, по сути, общим  - ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО.


               
                а) по стопам отца

               

           Остановимся же более подробно на личности его отца.  Игорь Фёдорович Белза (26 января (8 февраля) 1904, Кельце, Российская империя (ныне Польша) — 5 января 1994, Москва) — российский советский музыковед, композитор и литературовед, доктор искусствоведения. Он получил прекрасное дворянское  воспитание и образование в Варшаве, которая тогда входила в состав Российской империи. Будучи выпускником Киевской консерватории, а затем и преподавателем Московской, он подобно гениям эпохи Возрождения, отличался различными дарованиями и интересами, в том числе, и по части естественных наук.

          А в своей области он бы по-истине первым. Обученный  с детства педантичной  немкой-бонной, Игорь прекрасно усваивал не только языки.  Прежде всего в его плоть и кровь надёжно и прочно входили сами  методы работы, предполагающие чёткую логическую систему во всём. Прекрасный систематизатор,  он сумел ещё с гимназической поры "выстроить" себя и свои труды.  Бэлза-младший  отмечал в связи с этим: "Если почитать его монографии, курсы историй польской, чешской музыки, то сразу станет понятно, что он никогда не ограничивался, как некоторые его коллеги, лишь узким анализом музыкального текста, а всегда рассматривал творчество того или иного композитора на фоне эпохи. Поэтому не случайно его труд о Шопене был трижды переиздан у нас и дважды в Польше, что может уже служить актом признания. Знаете, даже если бы такой человек не был моим родственником, я бы им, несомненно, восхищался. Особенно даже не наличием знаний как таковых, а умением их правильно систематизировать. Не зря все-таки говорят, что ум хорошо устроенный, лучше ума хорошо наполненного. Это абсолютно точно. И воспитывал он меня исключительно мудро — на собственном примере."

           Святослав Бэлза  впоминал о своём московском родовом гнезде - двухэтажном домике с колоннами  на углу Беговой и Хорошевского шоссе, построенном пленными немцами и походившем на дворянскую усадьбу. Святослав учился в единственной тогда на всю Москву английской спецшколе в Сокольниках, а дома он обучался дополнительно и другим  языкам, и, конечно же музыке, пусть частным порядком.  Он вспоминал, что отец  всегда находил время, чтобы заниматься с ним французским, немецким языком.  А вместе с женой, Зоей Константиновной, «прощупывал» наклонности сына, обучая его буквально всему, что мог дать такой культурный центр, как Москва. С детских лет мальчик посещал выставки, Большой театр, Московскую консерваторию.

           Их соседями были писатель Гроссман, композитор Ошанин, поэт Заболоцкий,  член-корреспондент Академии наук СССР А.А.Сидоров и многие другие. Святослав Игоревич резонно отмечал, что "взращивала буквально сама атмосфера дома, где моя кровать стояла в излучине концертного рояля и куда в гости заходили классики ХХ века, настоящая элита науки и искусства. Вечерами у нас за столом шли увлекательнейшие беседы, было именно пиршество духа, а не только гастрономии". В этом доме звучали голоса знаменитых тенора Козловского,  телеведущего Андроникова, академика Лихачева, и  писателя Шкловского... Семья была близка с Анной Андреевной Ахматовой, с которой Святослав впервые познакомился в возрасте тринадцати лет. Царивший в семье Бэлзы культ её мужа - поэта Николая Гумилёва, произвёл на неё неизгладимое впечатление. Благодаря отцу Святослав был знаком и с Генрихом Густавовичем Нейгаузом, которого его папа называл «Генрих Великий». Их объединяло польское происхождение, потому что у Нейгауза помимо немецких есть еще и польские корни – он был кузеном Ярослава Ивашкевича и Шимановского, с которым его папа тоже встречался.  Семья дружала «домами» с семьёй композитора Глиэра, близким другом отца был и  величайший композитор двадцатого века А.Хачатурян.


               И всё же Святославу предстояло пройти свой путь. Я согласна с теми, кто после ухода, назвал его МУШКЕТЁРСКИМ. Мушкетеры – люди чести и долга, а также особенного мужского благородства, рядом с которым Вы ощущаете настоящую руку и защиту.  В чём же секрет его замечательных личностных свойств, которые, казалось,  через столетия перекочевали в наше время? Думаю, не только в том, что он с детства зачитывался "тремя мушкетёрами" Дюма  и так серьёзно занимался в связи с этим фехтованием, что стал чемпионом МГУ и чемпионом Москвы среди юношей. Полагаю, что мушкетёрский Дух, которым он был заряжен это и был он сам с самого рождения. На что он, думаю, сам бы и возразил, в первую очередь.
 
            В своих последних интервью, как бы итожа жизненный путь, Святослав Бэлза прямо и косвенно утверждал, что  интерес к прекрасному, благородство помыслов взращиваются в человеке в течении всей его жизни, что «никто и не рождается с тонким вкусом — он вырабатывается.   Счастье, когда с человеком на заре жизни  оказывается умный наставник».  Кем и был для Святослава его глубокочтимый отец.  Кстати, это так нравственно - тянуть человека до себя!
               
 

                б) филолог и журналист высочайшего класса



               Святославу предстояло вначале  стать профессиональным филологом, а уже потом просветителем. Возможность войти в архив и держать в своих руках автограф Пушкина он предпочёл спорту. И он оканчивает  славянское отделение филологического факультета МГУ, где учился в 1960—1965 годах по специальности «филолог, литературовед». В 1965—1997 годах работает  научным сотрудником Института мировой литературы (ИМЛИ). Святослав называл ИМЛИ  «благословенным местом», под  крышей  которого уживались учёные разных эстетических пристрастий и политических взглядов – от Аверинцева до Паперного, людей, которых сегодня уже окружает ореол легенды. И что немаловажно,  сам образ жизни в академическом институте позволял свободно распоряжаться временем. Так, работая ученым секретарем отдела зарубежной литературы, он просто следил за выполнением другими сотрудниками составленного плана работы, которая никогда не ограничивалась конкретными сроками. Вот это-то свободное время Святослав Белза и использовал для своих «экспериментов» в области журналистики. Причем,  журналистикой он стал заниматься ещё в студенческие годы. Тогда вышла первая  статья в солидном журнале «Вестник истории мировой культуры», который издавался под эгидой ЮНЕСКО. Она была о польских связях друга Пушкина – князя Вяземского.  Для того, чтобы эта работа состоялась,  новоиспечённый студент направился в Астафьевский архив князей Вяземских, где нашел много неопубликованного об этом. Эта статья была переведена в Польше и  вошла в большой том «Польско-русские литературные связи».

          Академический базисный статус учреждения, в котором он служил и соответствующая квалификация специалиста - филолога высочайшего класса - позволили найти самое широкое применение его одарённости. Работая в ИМЛИ, он много печатался в «Неделе», когда она появилась с середины 1960-х годов. В 1979  году он (по совместительству) приглашается обозревателем  «Литературной газеты» по зарубежной культуре.
 
             10 лет он работал в "Литературной газете", приобретая бесценные творческие знакомства, что было в традициях его  семьи. Главной удачей того периода времени он считал знакомство с Грэмом Грином, с которым , несмотря на разницу в возрасте и на то, что тот был уже признанным классиком, он сумел по-настоящему подружиться. Молодой журналист не только сопровождал его в поездках по Союзу в качестве переводчика, но и написал предисловие к его книгам, изданным здесь, и подготовил 6-томное собрание сочинений, которое вышло у нас с его вступительной статьей, под его редакцией.         

            Высказывания самого Святослава Бэлзы о литературе отличаются избирательностью и умом. Он говорил о необходимости воспитания тяги к высокому искусству у подрастающих поколений. "Ведь искусство – это еще и великий утешитель. Толстой недаром говорил, что нет ничего страшнее, чем приучать людей к чему-то, похожему на искусство, потому что тогда они перестают понимать, что такое настоящее искусство". Именно от Святослава Бэлзы я впервые услышала о так называемой «золотой полке», включающей в себя сто книг –«от Библии или с Корана, в зависимости от религиозной принадлежности, плюс незыблемый набор классических произведений — Данте, Шекспир, Сервантес, Гете, а для русского человека тоже есть обязательный минимум — от Пушкина до Булгакова. Это все равно как таблица умножения для интеллигентного человека. На самом деле ведь ничто кроме искусства не дает такие уроки нравственности и познания мира. Ведь именно в этих одеждах, начиная с мифов и сказок, одно поколение передавало другому накопленный опыт».  Своим  фаворитом он считал  Серебряный век, ценил Блока и Цветаеву, предпочитал  композиторов  Скрябина и Рахманинова. И основой всего вслед за отцом считал не популизм, а труд.  Он привык к дисциплинированности и ответственности, как и отец, считал: «служить надо типографскому станку».


                в)  в  мире искусства и кино
 
             

                Его всё растущие за последнее время  творческие предпочтения и пристрастия отличались невероятным диапазоном. Сам себя он считал человеком, живущим будто бы сразу в нескольких измерениях и успевающим  много чем заниматься. Своим «крестным отцом» в кино Бэлза считал популярного ведущего программы "Клуб путешественников" Юрия Сенкевича. Юрий  несколько раз приглашал Святослава рассказать о впечатлениях по следам поездок за рубеж. В тот период существовал "железный занавес" и посещение капиталистических стран было в диковинку. Несмотря на молодость, Святослав к тому времени успел побывать во Франции, а затем в Италии и Англии. Париж же интересовал его особенно и пожалуй с этого началось его авторство.  В формате «Клуба путешественников»  появились его  киноработы «Париж глазами Андре Моруа», «Франция через полотна импрессионистов». После этого его стали приглашать в другие передачи: «Круг чтения», «Здравствуй, Москва».

                А музыка и связанная с ней просветительская деятельность стала его второй профессией. Святослав Бэлза открыто признавался, что  формально высшего музыкального образования у него не было, но его убедили, что нужен человек, который «ориентировался бы в проблематике и умел говорить со зрителем не на профессиональном птичьем языке музыковедов, а общедоступно».  Так в 1987 году на свет появилась телепрограмма «Музыка в эфире», которая просуществовала 9 лет. На какое-то время Святослав Белза, как автор и ведущий этой передачи,   осуществляет и функции  художественного руководителя всей студии музыкально-развлекательных программ «Останкино».  Телепрограмма «Музыка в эфире»  сдружила его с самыми знаменитыми людьми мира, о которых ему довелось делать передачи. Сам  он вспоминал об этом так: «Мне повезло, я делал беседы и с Улановой, и с Нуриевым, и с Паваротти, и с Кабалье, и с Корейрасом,и с Изабеллой Юрьевой, и с Вадимом Козиным, и с Козловским, и с Сергеем Образцовым. Нельзя не упомянуть Евгения Федоровича Светланова – он был талисманом нашей передачи. Телевидение и музыка сдружили меня с Петровым, Плетневым, Спиваковым и Башметом. Я близко познакомился с Ириной Константиновной Архиповой, Еленой Васильевной Образцовой».  Причём, с детства приобретённые знакомства разрастались  всё шире и шире. Так, легендарный худрук Большого Театра Юрий Григорович в будущем сам лично организовал ему встречу с гениальным танцовщиком Рудольфом Нуриевым, который дал самое исповедальное из своих интервью.


          Популярность Бэлзы росла с каждым годом и становилась бесспорной. Уже с 1997 года на канале “Культура”, где вёл сразу три программы: “В вашем доме”, “Шедевры мирового музыкального театра” и “Романтика романса” с Марией Максаковой.   Но осознание просветительской миссии в телевизионной деятельности пришло не сразу.  "Вначале,- резюмировал телеведущий, - это была забава, а осознание нечто подобного, безусловно, пришло гораздо позднее. Одно могу сказать, что пресс коммерциализации для нашей культуры оказался пострашнее советской цензуры и канал «Культура», лишенный всякого рода похабщины, подчас настоящая отдушина, окно в мир академического искусства для людей из отдаленных городов. Не будь этого достойнейшего канала, я даже не знаю, где бы сейчас работал". Как   и прежде герои его статей и передач – это признанные авторитеты в мире музыки или литературы.  А сам он предстаёт настоящим мушкетером музыки и слова, храбро сражающимся за настоящее искусство.    Надо сказать, что  Бэлза не принимал шоу-бизнеса, считая его слишком агрессивным. Он вообще выступал против «звёздной пыли» - бездарного имитаторства под гениальность.  Эстрада для него  заканчивалась на таких именах, как Муслим Магомаев, Тамара Гвердцители, Александр Градский. Одной из самых ярких реликвий, бережно хранящимся в Госфильмофонде РФ является цикл передач со Святославом Бэлзой "В гостях у Муслима Магомаева". И конечно же нельзя не отметить его  поддержку на конкурсах  молодых талантливых музыкантов и вокалистов.

                С 21 октября 2012 года был ведущим телевизионного конкурса «Большой балет». На протяжении многих лет Святослав Бэлза был бессменным ведущим церемоний вручения балетной премии «Бенуа танца» и литературной премии «Москва-пенне». Он разрывался между съемками, ведением концертов и мероприятиями Английского клуба, в совет которого входил. График встреч, выступлений, бесед был расписан на годы вперёд. Он был ведущим огромного количества концертов.  Его именем посчастливилось украсить и здание крупнейшего российского сервера "стихи.ру"  Два последние года входил в состав Большого жюри по присуждению премий в основной номинации "Поэт Года".

                О  личностном обаянии Святослава Бэлзы  особый разговор. Мало сказать, что это был невероятно аристократичный и импозантный человек, кстати, чем-то напоминающий гордой посадкой великолепной головы моего деда в молодости. Мало сказать,  что смкинг и бабочка  ему были очень к лицу. Он имел на вооружении ту спокойную и доверительную манеру, которая позволяла ему  благотворно, позитивно и как-то оберегающе-спокойно   воздействовать с экрана на миллионы телезрителей.  Он всегда находил те  слова, которые казались единственными и правильными.


                Личная жизнь свободного, но  ответственного за многих и многое художника была сложной, полной невидимых миру увлечений и переживаний. Но вот на фото два сына, и  как он сам говорил,  ещё два мушкетёра… Как известно его отца звали Игорь Фёдорович, отсюда имя первого сына Игорь, а второго, на десять лет младшего, Фёдор. С последним он уже не раз делал передачу «В вашем доме». У сына другая специальность, но кто знает… может быть, родовой код просветителей Бэлза не прервётся, а всё же продлится?! Думаю, это было бы вполне справедливо. 
               


*    *    *
             Проставим  две даты - одну радостную, другую скорбную. 26 апреля 1942 года  этот человек появился на свет в Челябинске - самом необычном городе России, одна половина которого находится на Урале, другая - в Сибири.  А вот в свой последний путь он ушёл в Европе, куда выехал на короткое время "подлечиться" в немецкий город Мюнхен. К сожалению, надолго... навсегда, что произошло 3 июня 2014 года. Год лошади подарил нам его, он же через 72 года и унёс его во всём блеске ореола неповторимой элегантности и заслуженного признания. Жизнь этого истинного джентльмена "в смокинге  с бабочкой" -  достойный подарок Всевышнему, а значит и всем нам!

               
                июнь 2014