В жизни каждого из нас случаются события, которые, казалось бы, и событием не назовешь. Вначале не придаешь случившемуся особого значения. Живешь, как жил, и не думаешь об этом. А вот в какой-то миг вдруг выплывает из глубин твоей памяти этот самый случай. И тогда понимаешь, что ты его не забыл. И событие это на всю жизнь оставило в тебе след.
Об одном таком случае из моей жизни я и хочу рассказать. Так, мелочь, на первый взгляд. Вроде, ничего особенного.
Было обычное декабрьское харьковское утро 1983 года, пасмурное и сырое. Снега почти не было. Было холодно и промозгло. Как обычно, позавтракав и одевшись по погоде, я заторопился на работу. Шел пешком, знакомым и привычным для себя маршрутом, стараясь, по возможности, обходить грязь и, постоянно поправляя на шее теплый шарф и перекладывая из руки в руку портфель.
Вначале я поднимался по протоптанной людьми тропинке на довольно крутую гору. Ох, уж, эта гора! За десять лет жизни на Харьковской набережной она просто в печенках у меня сидела! А что еще оставалось делать? Приходилось каждое утро терпеть. Затем я шел мимо ресторана «Горка», прямо, к перекрестку на улице Пушкинской, где на углу была «Оптика», а напротив,- через площадь Поэзии,- магазин с тем же названием «Поэзия». Дальше мне предстояло обойти перекресток и двигаться, пару раз повернув, в сторону центральной городской площади имени Дзержинского, где и был тогда мой огромный и знаменитый на весь Советский Союз проектный институт. Всего каких-то полчаса быстрой ходьбы.
Но в тот памятный день на углу перекрестка по улице Пушкинской меня ждала Мимолетная Встреча. Она ждала, а я еще не знал об этом!
Так вот, когда я подошел к перекрестку, то заметил, что у края проезжей части, в ожидании зеленого сигнала светофора, одиноко стоит пожилая женщина, можно сказать, старушка. Невысокого роста, аккуратненькая такая, в длинной черной котиковой шубке и в темно-сером оренбургском пуховом платке на голове. В руках, перед собой, она крепко держала сумку, - нет, не дамскую сумочку,- а именно сумку, с которой хозяйки по утрам ходят в магазин, например, за хлебом. Я еще удивился. Как-то немного диссонировали хозяйственная сумка и котиковая шубка. Но, мало ли, как бывает.
Зажегся зеленый сигнал светофора. А старушка в нерешительности продолжала стоять. И я понял, что она боится опуститься с высокого для нее обледенелого бордюра на такой же обледенелый и грязный асфальт. Я был уже почти рядом с ней, и в моей голове практически мгновенно созрело решение помочь пожилой женщине. Пожалуй, правильнее будет сказать, что я даже не успел задуматься об этом. Во мне, скорее, сработал выработанный годами инстинкт вежливости к женщинам и старикам, инстинкт бросаться на помощь, не ожидая самой просьбы о помощи. Но просьба-таки поступила.
- Молодой человек! – услышал я обращенные ко мне слова, - Не могли бы Вы помочь мне перейти дорогу?
- Конечно, с удовольствием! – и я мгновенно стал слева от нее и подставил ей свою согнутую в локте руку. Пожилая женщина левой рукой надежно ухватилась за предложенную помощь. И мы смело ступили на проезжую часть. Благо, светофор продолжал гореть для нас своим зеленым глазом. Такое себе яркое веселое пятно на общем серо-непонятном фоне.
В тот самый момент, когда я услышал ее голос, что-то знакомое промелькнуло в нем. Где-то я уже слышал этот грудной, с легким скрипом, но приятный голос пожилой интеллигентной дамы. Но где?
Я повернул голову и только теперь посмотрел на лицо той, которую в этот миг под руку переводил через широкий перекресток. И в первый момент не поверил своим глазам. Старушка, которую я сопровождал через дорогу и чье доверчивое прикосновение я ощущал правой рукой, была не кто иная, как Народная артистка УССР Нина Васильевна Тамарова.
Кто в Харькове не знал тогда и не любил Тамарову? Ведущая актриса Академического русского драматического театра. Любимая и горячо почитаемая всем городом актриса. А вспомните прекрасный советский кинофильм «Максим Перепелица», где главную роль играл бывший харьковский актер, знаменитый Леонид Быков. Так вот в этом фильме моя случайная спутница, Народная артистка Тамарова с блеском исполнила роль Явдохи, притащившей в клуб цветы для вручения новобранцам, уходящим из села на службу в Советскую Армию, в том числе и Максиму Перепелице, обманувшему ее и пообещавшему, что за свои цветы она получит большое вознаграждение…
Наконец, мы перешли с нею перекресток. И я вежливо освободил ее руку и тепло попрощался. Она выразила мне большую благодарность за помощь и пожелала в жизни самого хорошего. По веселой искорке, мелькнувшей в ее глазах, я догадался, что тогда, на середине проезжей части, когда я пристально посмотрел на нее, она поняла, что была мною узнана. Но, поняла также и то, что я бросился на помощь, еще не зная, кому помогаю. Помог, как любой молодой человек на моем месте и должен был бы всегда помочь пожилому человеку и Женщине.
Актриса Тамарова, - в тот момент не великая актриса, а одинокая маленькая старая женщина, случайно, на несколько минут всего, прикоснувшаяся ко мне, медленно и осторожно ступая, пошла себе дальше, вниз по улице Пушкинской. А я, заново дождавшись смены сигнала светофора, вернулся назад через перекресток и возобновил свой привычный, но неожиданно прерванный путь на работу. И всю дорогу из моей головы не выходила эта случайная встреча.
Много раз по пути я машинально переходил через дороги, перед глазами мелькали знакомые городские картинки, светофоры, многочисленные прохожие, и я торопился, чтобы не опоздать. Но, мысленно, оставался на том самом перекрестке и слышал, снова и снова:
-Молодой человек! Не могли бы Вы помочь мне перейти дорогу?
А впереди был рабочий день. А за ним другие. И текущие заботы последующих лет наслоились друг на друга, и моя жизнь потекла своим чередом. И я позабыл о случившемся.
Но, как оказалось, ничего я не забыл. А Народной артистки УССР Нины Васильевны Тамаровой в том же году не стало…
г. Харьков. 15 марта 2012 г.