Мимолетная Встреча

Юрий Тригубенко
     В жизни каждого из нас случаются события, которые, казалось бы, и событием не назовешь. Вначале не придаешь случившемуся особого значения. Живешь, как жил,  и не думаешь об этом. А вот в какой-то миг вдруг выплывает из глубин твоей памяти этот самый случай. И тогда понимаешь, что ты его не забыл. И событие это на всю жизнь оставило в тебе след.
     Об одном таком случае  из моей жизни я и хочу рассказать. Так, мелочь, на первый взгляд.  Вроде, ничего особенного.
     Было обычное декабрьское харьковское утро 1983 года, пасмурное и сырое. Снега почти не было. Было холодно и промозгло. Как обычно, позавтракав и одевшись по погоде,  я заторопился на работу. Шел пешком, знакомым и привычным для себя маршрутом, стараясь, по возможности, обходить грязь и, постоянно поправляя на шее теплый шарф и перекладывая из руки в руку портфель. 
      Вначале я поднимался по протоптанной людьми тропинке на довольно крутую гору. Ох, уж, эта гора! За десять лет жизни на Харьковской набережной она просто в печенках у меня сидела! А что еще оставалось делать? Приходилось каждое утро терпеть. Затем я шел мимо ресторана «Горка», прямо, к перекрестку на улице Пушкинской, где на углу была «Оптика»,  а  напротив,- через площадь Поэзии,- магазин с тем же названием «Поэзия».  Дальше мне предстояло обойти перекресток и двигаться, пару раз повернув, в сторону центральной городской площади имени Дзержинского,  где и был тогда мой огромный и знаменитый на весь  Советский Союз проектный институт. Всего каких-то полчаса быстрой ходьбы.
     Но в тот памятный день на углу перекрестка по улице Пушкинской меня ждала Мимолетная Встреча. Она ждала, а я еще не знал об этом!
     Так вот, когда я подошел к перекрестку, то заметил, что у края проезжей части, в ожидании зеленого сигнала светофора, одиноко стоит пожилая женщина, можно сказать,  старушка. Невысокого роста, аккуратненькая  такая, в длинной черной котиковой шубке и в темно-сером оренбургском пуховом платке на голове. В руках, перед собой, она крепко держала сумку, - нет, не дамскую сумочку,- а именно сумку, с которой хозяйки по утрам ходят в магазин, например, за хлебом. Я еще удивился. Как-то немного диссонировали  хозяйственная сумка и котиковая  шубка. Но, мало ли, как бывает.
     Зажегся зеленый сигнал светофора. А старушка в нерешительности продолжала стоять. И я понял, что она боится опуститься с высокого для нее обледенелого бордюра на такой же обледенелый и грязный асфальт. Я был уже почти рядом с ней, и в моей голове практически мгновенно созрело решение помочь пожилой женщине. Пожалуй, правильнее будет сказать, что я даже не успел задуматься об этом. Во мне, скорее, сработал выработанный годами инстинкт вежливости к женщинам и старикам, инстинкт бросаться на помощь, не ожидая самой просьбы о помощи. Но просьба-таки поступила.
     - Молодой человек! – услышал я обращенные ко мне слова, - Не могли бы Вы помочь мне перейти дорогу?
     - Конечно,  с удовольствием! – и я мгновенно стал слева от нее и подставил ей свою согнутую в локте руку. Пожилая женщина левой рукой надежно ухватилась за предложенную помощь. И мы смело ступили на проезжую часть. Благо, светофор продолжал гореть для нас своим зеленым глазом. Такое себе яркое веселое пятно на общем серо-непонятном  фоне.
     В тот самый момент, когда я услышал ее голос, что-то знакомое промелькнуло в нем. Где-то я уже слышал этот грудной, с легким скрипом, но приятный голос пожилой интеллигентной дамы. Но где?
     Я повернул голову и только теперь посмотрел на лицо той, которую в этот миг под руку переводил через широкий перекресток. И в первый момент не поверил своим глазам. Старушка, которую я сопровождал через дорогу и чье доверчивое прикосновение  я ощущал правой рукой, была не кто иная, как Народная артистка УССР  Нина Васильевна Тамарова.
     Кто в Харькове не знал тогда и не любил Тамарову? Ведущая актриса Академического русского драматического театра. Любимая и горячо почитаемая всем городом актриса. А вспомните прекрасный советский кинофильм «Максим Перепелица», где главную роль играл  бывший харьковский актер, знаменитый Леонид Быков. Так вот в этом фильме моя случайная спутница, Народная артистка Тамарова с блеском исполнила роль Явдохи, притащившей в клуб цветы для вручения новобранцам, уходящим из села на службу в Советскую Армию, в том числе и Максиму Перепелице, обманувшему ее и пообещавшему, что за свои цветы она получит большое вознаграждение…
     Наконец,  мы перешли с нею перекресток. И я вежливо освободил ее руку и тепло попрощался. Она выразила мне большую благодарность за помощь и пожелала в жизни самого хорошего. По веселой искорке, мелькнувшей  в ее глазах, я догадался, что тогда, на середине проезжей части,  когда я пристально посмотрел на нее, она поняла, что была мною узнана. Но, поняла также и то, что я бросился на помощь, еще не зная, кому помогаю. Помог, как любой молодой человек  на моем месте и должен был бы всегда помочь пожилому человеку  и  Женщине.
      Актриса Тамарова, - в тот момент не великая актриса, а одинокая маленькая старая женщина,  случайно, на несколько минут всего, прикоснувшаяся  ко мне, медленно и осторожно ступая,  пошла себе дальше, вниз по улице Пушкинской.  А я, заново дождавшись смены сигнала светофора, вернулся назад через перекресток и возобновил  свой привычный, но неожиданно прерванный путь на работу.  И всю дорогу из моей головы не выходила эта случайная встреча.
     Много раз по пути я машинально переходил через дороги, перед глазами мелькали знакомые городские картинки, светофоры, многочисленные прохожие, и я торопился, чтобы не опоздать. Но, мысленно, оставался на том самом перекрестке и слышал, снова и снова:
     -Молодой человек! Не могли бы Вы помочь мне перейти дорогу?
     А впереди был рабочий день. А за ним другие. И текущие заботы последующих лет наслоились друг на друга, и моя жизнь потекла своим чередом. И я позабыл о случившемся.
     Но, как оказалось, ничего я не забыл. А Народной артистки УССР  Нины Васильевны Тамаровой в том же году не стало…


г. Харьков. 15 марта 2012 г.