Читая...

Тина Гай 2
Читая Чехова: грустно, «Memento more» - и больше ничего! Все живут отдельно, своей жизнью, своей правдой, своей любовью. Приходится удивляться, что все-таки есть какие-то сцепления между людьми.


Они искусственны, т.е. не от человека, а извне: от общества, от необходимости держаться в этом безразличном океане жизни, чтобы не упасть и не утонуть в нем сразу.


Жизнь – как природа, существует независимо от нас, по своим законам. А каждый из живущих выплывает, как может. Только остается вопрос: надо ли выплывать, надо ли жить? И людей жалко именно потому, что они живут, т.е. плывут, как могут в этом океане, сопротивляются стихии  жизни, не по своей воле брошенные в нее и не знающие, как плыть, куда плыть, зачем...

 
Многие просто бросают это делать, отдаваясь стихии жизни, другие устают плыть, третьи – ставят на "паузу" и исчезают с горизонта. Поняла – надо двигаться, хоть что-то делать каждый день, для самоуважения и делать чаще то, что не хочешь делать,  что дает заряд, импульс дальнейшего «стояния».


Поэтому у меня было такое ощущений на мысе Фреэль во Франции. Океан -  жизнь, а я  в ней лишь малюсенькая частичка. Уйду  из жизни или останусь, Океан будет жить вечно. Важно самой жить.


Внутренние монологи и провалы в себя – это провал в другой Океан, никому не видимый, охраняемый внешними приличиями и масками, но он ничуть не меньший того, который видишь. Человек также безграничен и беспределен внутри, как и любой Океан вовне.

Читая М.Мамардашвили, нашла подтверждение своим мыслям:  надо строить и развивать "в себе и непосредственно – вокруг себя обжитые стены человеческого самостояния, осмысленную недвижимую «малую родину», тысячами нитей связуемую "с большой Родиной", которая без них - мистическая абстракция".  "Главная страсть человека – это быть, исполниться, состояться".

****
Читаю С. Аверинцева, обсуждает  идею о «масках» и «самости»: «Маска есть то, что по сути человек не есть, но за что он сам и другие люди принимают этого человека». Маска –  продукт социального отчуждения.


«Самость» же – это в большей степени Я, чем само Я: «Стань тем, что ты есть!» Самость, по Юнгу, - цель жизни, т.к. она дает полное выражение той комбинации судеб, которая именуется индивидом.


Самость - и точка, и объем, единство, объемлющее сознание и бессознательное, но в то же время она есть цель и центр становления личности, точка соединения Бытия и Небытия.


Аверинцев комментирует Гессе, который  пишет о своем «Степном волке»: «История степного волка рисует болезнь, но не такую, которая ведет к смерти, не конец, но обратное этому: выздоровление».«Пафос трудной борьбы за выздоровление, за построение недостроенного Я…».

«Достраивание своего «Я», себя до себя. Большинство  «достраиваются» и «выздоравливают» за счет других, за счет "волшебника", как говорит Э.Фромм, но  достройка лежит на другом пути -  через литературу, искусство, философию,  религию, через культуру и мышление.


Иосиф Бродский, как и многие сегодня,  считает, что только университеты могут сотворить прорыв, а личное достраивание себя лежит через  мучения и борьбу с масками.


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/chitaya/