Читая Чехова: грустно, «Memento more» - и больше ничего! Все живут отдельно, своей жизнью, своей правдой, своей любовью. Приходится удивляться, что все-таки есть какие-то сцепления между людьми.
Они искусственны, т.е. не от человека, а извне: от общества, от необходимости держаться в этом безразличном океане жизни, чтобы не упасть и не утонуть в нем сразу.
Жизнь – как природа, существует независимо от нас, по своим законам. А каждый из живущих выплывает, как может. Только остается вопрос: надо ли выплывать, надо ли жить? И людей жалко именно потому, что они живут, т.е. плывут, как могут в этом океане, сопротивляются стихии жизни, не по своей воле брошенные в нее и не знающие, как плыть, куда плыть, зачем...
Многие просто бросают это делать, отдаваясь стихии жизни, другие устают плыть, третьи – ставят на "паузу" и исчезают с горизонта. Поняла – надо двигаться, хоть что-то делать каждый день, для самоуважения и делать чаще то, что не хочешь делать, что дает заряд, импульс дальнейшего «стояния».
Поэтому у меня было такое ощущений на мысе Фреэль во Франции. Океан - жизнь, а я в ней лишь малюсенькая частичка. Уйду из жизни или останусь, Океан будет жить вечно. Важно самой жить.
Внутренние монологи и провалы в себя – это провал в другой Океан, никому не видимый, охраняемый внешними приличиями и масками, но он ничуть не меньший того, который видишь. Человек также безграничен и беспределен внутри, как и любой Океан вовне.
Читая М.Мамардашвили, нашла подтверждение своим мыслям: надо строить и развивать "в себе и непосредственно – вокруг себя обжитые стены человеческого самостояния, осмысленную недвижимую «малую родину», тысячами нитей связуемую "с большой Родиной", которая без них - мистическая абстракция". "Главная страсть человека – это быть, исполниться, состояться".
****
Читаю С. Аверинцева, обсуждает идею о «масках» и «самости»: «Маска есть то, что по сути человек не есть, но за что он сам и другие люди принимают этого человека». Маска – продукт социального отчуждения.
«Самость» же – это в большей степени Я, чем само Я: «Стань тем, что ты есть!» Самость, по Юнгу, - цель жизни, т.к. она дает полное выражение той комбинации судеб, которая именуется индивидом.
Самость - и точка, и объем, единство, объемлющее сознание и бессознательное, но в то же время она есть цель и центр становления личности, точка соединения Бытия и Небытия.
Аверинцев комментирует Гессе, который пишет о своем «Степном волке»: «История степного волка рисует болезнь, но не такую, которая ведет к смерти, не конец, но обратное этому: выздоровление».«Пафос трудной борьбы за выздоровление, за построение недостроенного Я…».
«Достраивание своего «Я», себя до себя. Большинство «достраиваются» и «выздоравливают» за счет других, за счет "волшебника", как говорит Э.Фромм, но достройка лежит на другом пути - через литературу, искусство, философию, религию, через культуру и мышление.
Иосиф Бродский, как и многие сегодня, считает, что только университеты могут сотворить прорыв, а личное достраивание себя лежит через мучения и борьбу с масками.
Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/chitaya/