Микола-сапожник Всенародная украинская сказка

Денис Емельянов
Микола-сапожник (всенародная украинская сказка)

    Жил в одном городе мужичок. Миколой его звали, и был он сапожник. С самого утра и до самого вечера сидел он у станка да точал сапоги или починял башмаки. Жил небогато, но честно. Сапоги его были ладные да ноские. Соседи его уважали, а люди привечали. Одно было неладно, у жены его Настасьи глаза были ох завидущи. И побранивала она Миколу:
- Ты посмотри-ка мужинёк, вот у булочника-то жены опять новая шаль кружевная, а мясника-то жена вчера золотыми серьгами похвалялась. Одна я у тебя сера. Мне и выступить, и проблеснуть меж соседок нечем.

    Молчал Микола, лишь сильнее кривую сапожную иглу в подметки втыкал. Однако баба есть баба, язык без костей, а ответить нечего.
Сказать надо, дом у Миколы был деревянный, но светлый и теплый, а главное стоял в таком месте, что мимо никак не пройдешь: у самого въезда на рыночную площадь. Только день займется, мимо дома Миколы народ на рынок идет, и всяк с Миколой поздоровкается, а кто и сапоги сшить закажет.

    Однажды в день обычный пришли к Миколе Чужие люди.
- Эее, задравствуй дарагой. Зачем так много работаешь? Зачем так бедно живешь? Пусти нас к себе в дом. Ми будем лавка здесь делать, а тебе будем втрое от того, что своим сапожным делом зарабатывал, платить.
Хотел Микола прогнать Чужих людей, да Настасья как услыхала, так и припала:
- Микола, Микола, соглашайся. Втрое! Это ж какие деньги! Мы ж так богачами станем, все себе новое купим, и самовар, и перину пуховую. Да и работать тебе с самого утра до вечера будет не надо.
Одним словом, уговорила. Что с ней с бабой сделаешь?

    Началось у Миколы новое житье. Сидит целый день на крыльце с пустыми руками. Сапоги не шьет, ботинок не починяет. Народ мимо ходит, к нему не заходит. А заходит в новую лавку Чужих людей. А торгуют они в лавке зеленым вином. А от него голова совсем дурна и совесть запропала, так что с собаками не найдешь. Стали мужики окрестные зелено вино пить, побросали работу. Перестали работать, стало у них в домах скудно, да голодно. Осерчали жены, пришли к дому Миколы и говорят:
- Настасья, пошто твой муж Чужих людей в дом пустил? Пошто зеленым вином торговать разрешил?
А Настасья им в ответ:
Пойдите прочь от мово дому. Это вас всех завитки берут, что я теперь богаче вашего буду жить. А не пойдете, кликну сщас Чужих людей, они вас взашей-то и погонят.
Испугались бабы да и разошлись по домам. А напоследок сказали:
- С соседями жить надо дружно, а не только свой карман набивать, да на чужое горе плевать.
 
    Стали Микола с Настасьей дальше жить. Хорошо, в достатке. Самовар купили новый да пуховую перину. Одно плохо: перестали люди с Миколой здороваться. Идут мимо, лица воротят, будто и не видят его вовсе. От такого оборота Микола стал сам захаживать в лавку Чужих людей. Сам стал попивать зелено вино. А как хмелел, стал Настасью гонять. Дождалась одним словом и она свово счастья.

    Есть у нас в народе така примета: «Как с соседями живешь по злобе да в ругани – будет тебе лихо. Толи скотина падет, толи пожару быть». Уж от чего так повелось, не знаю, однако точно. Так и вышло. Однажды ночью загорелся дом у Миколы. Выскочил Микола в одних портках и кричит:
- Люди добрые, пожар! Пожар!
 Ан никто тушить не бежит, не торопится. Тут и вспомнил Микола, как прогнал прочь всех соседей. Пожалел, да поздно. Остались от дома одни головни да печь посреди пепелища. Все добро в огне и пропало. И самовар, и перина, и деньги, что скопил от щедрот Чужих людей, и даже станок сапожный, что давно без дела стоял. Все погорело, ничегошеньки не осталось.

    Пришли поутру Чужие люди на пепелище. Постояли, помялись да и прочь подались.
- Куда же вы? - Микола за ними. - Как же мне жить-то теперь?
- А нам какое дело? - отвечают, - мы тебе платили исправно, а теперь не за что. Нет у тебя больше дома. Негде нам лавку делать. Уйдем от тебя, глупый мужик.
И ушли. Только их и видели.

   Так сидел потом долго на пепелище Микола, бывший сапожник, который раньше жил небогато, зато каждый его добром знал да привечал. Сидел да все жену свою Настасью клял на чем свет стоит, глаза ее завидущие да язык длиннющий. Да баба она и есть баба, что с ней сделаешь? Да только Микола, ты на то и мужик, чтобы свой характер иметь и всяку дуру жадную не слушать.

(Моя самая любимая сказка "Мышонок и Подснежник" http://www.proza.ru/2012/06/10/1415)