Пожар

Юрий Боченин
   В вестибюле гостиницы курортного городка, рядом с мозаичным панно, изображавшим группу туристов с рюкзаками на фоне гор, висела подробная схема эвакуации людей на случай пожарной тревоги.

   – Изучите эту схему, –  заученным,  с оттенком усталости и равнодушия голосом сказала девушка-администратор, –  потом распишитесь в специальном журнале, чтобы мы потом за вас не отвечали, и тогда дадут вам ключ от номера.

   Отдавая мне ключ с номерной биркой, дежурная по этажу, пожилая, с доброжелательным взглядом женщина, с заметным смущением попросила меня:

   – Будьте любезны, если вас не затруднит, захватите с собой из комнаты горничных огнетушитель и не забудьте, пожалуйста, у себя в номере прочитать «Памятку на случай пожара», она висит над каждой кроватью.

   Ночью я спал плохо. В глазах стояла чёрная рамка «памятки» с броским заголовком, но довольно трудным для чтения мелким шрифтом текста.  Под утро сквозь болезненную дремоту слышал, как кто-то  бежал по коридору, как раздавались сигналы машин под окном.  Рассвет был какой-то запоздалый, сумрачный.  В соседних номерах слышались тревожные голоса, стук передвигаемой мебели, но потом все быстро затихло.

   Я  оторвал  тяжелую голову от подушки и посмотрел в окно.  Великолепный вчерашний вид из окна –  панорама лесистых гор со скалистыми заснеженными вершинами исчез: окрестность была затянута плотной  завесой,  вероятно, дымом.       Мне показалось, что через   неплотно прикрытую верхнюю фрамугу окна в номер вползали полупрозрачные язычки тоже, скорее всего, белого дыма.  Пожар!?

   Невнятно запахло чем-то горелым.

   Я рванул шнур телефона –  послышались какие-то непонятные гудки. Я заметался по номеру, натягивая на себя непослушные брюки и рубашку.  Сгрёб со стола бумаги –  над ними я сидел вечером, сунул их в раскрытую пасть портфеля, втиснул туда же пиджак, шляпу и галстук.  В карманы брюк запихал  недоеденный вчера бутерброд, сапожный крем и зубную пасту.

   Тут мне вспомнилась злополучная  «памятка»: «При пожаре не выходить в коридор, а постараться предотвратить доступ дыма и пламени в номер, для чего заткнуть все щели по периметру двери, используя для этой цели смоченные водой полоски одеяла и простыней.  Затем подойти к окну, раскрыть его и взывать о помощи».

   Я прислушался: в соседних номерах не было, ни суматохи, ни криков.  Значит, всех успели эвакуировать, а обо мне забыли!

   В полутьме я  руками  и с помощью зубов разорвал простыни на полоски. Смачивать их водой из графина не было времени.  С помощью подвернувшейся под руку чайной ложки  я затолкал полоски в щели по бокам двери и сверху, но внизу под дверью была такая щель, что мне и второго одеяла не хватило бы.  Пришлось снять матрац и придвинуть его торец вплотную к двери. Очень кстати я вспомнил об огнетушителе, а мне так не хотелось вчера тащить его в номер!  Я схватил краснобокую спасительницу, торопливо перевёл рычаг на её верхушке.  В живот мне ударила дурно пахнущая струя, но я быстро направил её на дверь, потом добросовестно, насколько хватило в огнетушителе заряда пенистой жидкости, обработал  стены и стол в номере.
 
 Когда прекратилось шипение огнетушителя, всё вокруг потемнело,  вдобавок, стало трудно дышать.
 
   – На помощь! – сдавленно закричал я,  распахнув окно.

   В ответ ни звука.  Сквозь дым еле различались верхушки деревьев на противоположной стороне улицы, а что было внизу, не смог разглядеть.
 
   «Забыли, бросили меня!» –  сверлила мозг одна и та же мысль.  Я стал рвать тонкое гостиничное одеяло на узкие полоски и связывать из этих лоскутков верёвку, как это я видел в одном фильме о побеге из тюремной камеры.  Номер мой находился на третьем этаже, и самодельной верёвки должно было хватить, по крайней мере, до окон  первого этажа. Я привязал «верёвку» к отопительной батарее под окном, взял в зубы жесткую ручку от портфеля и начал спускаться вниз.

  До верхнего уровня окон первого этажа спустился благополучно, только больно натёр ладони.  Уже виднелись внизу серый тротуар и фигура пожарного, но тут моя импровизированная верёвка оборвалась, и я вместе с портфелем, зажмурив глаза, полетел вниз.

  Приземлился я на что-то жёсткое, но упругое и подвижное.  Возле своих глаз увидел козырек фуражки с полицейской кокардой.  Широкое  курносое лицо моего спасителя излучало довольствие.

   – Спасибо, браток, что спас меня, чуть не задохнулся от дыма, не потушили ли пожар? –  я обрадовано перевёл дыхание.

   – Не подпускайте-ка, господин, мне тумана, его и так хватает в такую погоду! – полицейский показал рукой  в сторону всё еще невидимых гор. – Ну как, хорошо там по орудовали, в номере-то?
 
   – Не совсем, –  честно признался я, –  хорошей пены не хватило на потолок...

   – У вас теперь будет досуг придумать, что-нибудь позанимательнее.  Пройдемте со мной.  И портфельчик, пожалуйста, не забудьте!