Пропавший племянник А. П. Чехова 2

Евгений Пажитнов
         ОТЕЦ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ - РОДНОЙ БРАТ А,П.ЧЕХОВА

39/12 Чехов Антон Александрович (1886-?). Судьба неизвестна.
Письма от Антона Александровича Чехова Марии Павловне. (всего 10 писем РГБ-НИОР Ф331 картон 84 ед.хран. 23)

1.                Милая тётя Маша!
Тебе наверное известно, что я теперь женат. И Слава Богу довольно удачно. Моя жена очень хорошая хозяйка. Живём мы с ней тихо и смиренно. Я работаю на заводе. А она хлопочет дома с ребятами., которых у мне теперь двое. Старшая дочь Евгения ей год и три месяца А младший сын родился 29 Марта сего ещё не крещён и имя ещё не дано.Милая тётя Маша. Мы с женой убедительно тебя просим. Не откажись быть крёстною матерью моего сына. Дочь мою крестил дядя Миша. А сына мы хотим просить тебя и дядю Ваню. Мы очень были бы счастливы, если ты выразила своё согласие. Крестить разсчитываем 17-го мая. И надеемся на тебя. Ждём с нетерпением твоего решения. Дела мои идут слава Богу, хорошо. Работаю на заводе «Проводник». Жалованья получаю пока не много. Но зато в недалёком будущем предстоит хорошее будущее. Служу я в должности надзирателя. А теперь учусь на должность мастера. Когда пройду курс ученья то получу хорошее место.
Веду переписку с Николаем. Он тоже женат. Завёл небольшое хозяйство. Жалуется что нет у него детей. Но в то-же время плачет, что трудно жить. Мало работы. К сожалению пока ещё не могу ничем помочь .
Как здоровье бабушки.
Жена моя кланяется и шлёт Вам привет. Мой адрес: Рига. Гагенсберг. Молодецкая ул. д 5. кв.3.
Ждём от тебя ответа. Будь здорова. Всего хорошего. Антон.

2. Рига .  17 мая 15 г  Милая тётя Маша !
Сердечно благодарю тебя за посланный подарок. Моему новорождённому сыны.(Хотя ты написала дочери) Крестить, как я предпологал, 17 –го не удалось вследствие задержки ответа от дяди Миши. Мы очень опечалены твоим отказом. Ты советуешь взять Женю. Но к сожалению твой совет запоздал. Она крестила мою дочь. И не думаю что бы она согласилась крестить второго. Тина (моя жена Хрестина) была очень рада, что ты ответила на наше письмо. И горюет по поводу твоего отказа. Моя дочь Евгения очень интересная девчурка. Она только начинает ходить.  Каждый день проявляет новые фокусы. Очень комично танцует. Приносит мне туфли, когда я прихожу с работы. И вообще радует моё сердце. Живу слава Богу. Тихо и спокойно. В скором времени будет лучше.

Относительно Николая. Я убедился в его лжи. Он мне писал, что ты ему раньше помогала, а теперь перестала. Праздники сидел без куска хлеба. И даже закрыл окна, чтобы соседи не видели как он разговляется. В то-же время он пишет, что купил кабана за десять рублей. И вообще он в своих письмах врёт и путается. После смерти отца, когда я продал имение отца в Финляндии. То послал ему 200 руб., но это показалось  ему  мало. Он стал требовать ещё. Угрожал. Обещал со мной разсчитаться. Но видя что угрозы не действуют, стал жаловаться на нужду. И просить помощи.
С Натальей Александровной я прекратил всякия отношения. Она для меня не существует. Не буду тебе жаловаться, но скажу прямо. Она очень меня обидела, и поступила в высшей степени не хорошо. Бог с ними. Не стоит об этом говорить.
Теперь у меня слава Богу стала другая, новая, более отрадная жизнь. Я счастливый отец. У меня хорошая семья. Другие стали заботы и мысли. О прошедшем стараюсь не думать и по возможности забыть.
Милая тётя Маша. Мне было-бы отраднополучить от тебя хоть парочку строчек. Как здоровье бабушки. Передай ей мой поклон. Жена кланяется и желает всего хорошего.
Будь здорова, до свидания.  Антон.


3.26.6.1916.Москва.     Милая тётя Маша!                Извини что я долго не писал. Работаю в ночной смене. Не было времени написать. Крестить буду в воскресенье 3 июля. Жена настаивает на том, чтобы я дал сыну имя по крестному отцу. Так, что имя его будет Виктор. Большое спасибо за совет и посланные деньги. Милая тётя Маша. Не можешь ли посылать деньги на имя жены. Христины Чеховой . А то большая канитель. Меня нет дома, почтальон  Жене не отдаёт и происходит задержка. Дядя Миша мне больше не пишет. Будь здорова поклон. Антон.

4.                Милая тётя Маша!                Извини, что не мог писать раньше. У меня очень больны дети. Даже дошло до того, что дочурка чуть не умерла. Ещё один момент и ея бы не стало. Доктор сказал, что у неё корь. Но у нея появилась краснота в горле  и стало её душить. Вся посинела, глаза закатились, губы побелели. Совсем уже кончалась. Но в последнюю минуту жена вспомнила и ….


Генеральная ул. д 14 кв. 4 Лефортово.

5.    Москва 25.1.18.   Милая тётя Маша!
 Спешу тебя поблагодарить за Декабрьскую посылку. Получил благополучно. Не знаю получила ли ты моё письмо с печатью Домового комитета . Как у Вас в Ялте. Кажется судя по газетам досталось и Вам. Живы ли вы и здоровы ли. У нас дела не важны, Работали и улучшали своё положение и добились того, что сидим без денег. Заработано есть, а платить нечем. Не сегодня ,завтра ждём закрытия завода. Вон до чего довели нас товарищи. Не чем питаться. Хлеба мало, муки нет, достать трудно. Картофеля нет совсем. А про крупу забыли как она и выглядит. Питаемся бог весть чем. Ходим как сонные мухи. Чуть на ногах держимся. Долго ли это так будет. Хоть бы какой нибудь был конец. Особенно трудно с детишками те ждать ничего не хотят подавай и баста. Жизнь очень теперь тяжела. Да и всем не легко. Большевики вместо обещанного мира. Придумывают новые налоги. Напр. На крестьян за каждую десятину (с 25-ти) по 100р. Что на это скажут крестьяне. Вот вам и земля. На квартирантов за имеющуюся ванну в квартире 50р налога с квартиронанимателя и кроме того и с домовладельца 50р с каждой ванны. Если так пойдёт дальше то уже не знаю, что будет, и чем дело кончится.
Вот как в Москве идёт.
Будь здорова. Кланяйся всем. Жена и дети пока здоровы и кланяются.
Антон


6.Милая тётя Маша! Поздравляю тебя с праздником Рождества Христова и наступающим Новым Годом. А бабушку и днём ангела. Желаю Вам всего хорошего счастья и благополучия в Новом Году. Я слышал что ты была больна дай Бог тебе скорее поправиться. Как у Вас в Ялте. Наверно очень хорошо. У нас наступили сильные морозы. Ребята ростут здоровы и веселы. Шалуны страшные. Младший сынишка схватил папиросы порвал и напихал полон рот табаку. И таких вещей случается очень много. Жене очень трудно с ними справляться, главное мучают очереди. Мне нужно работать на заводе. А ей дома по хозяйству. И в лавку и на рынок. Одним словом рвётся на все стороны. Теперь у нас организованы домовые комитеты. Причём я выбран председателем. Или иначе сказать хозяином дома. Все обязанности домовладельца возложены на меня. Раздача продовольственных карточек, доставка хлеба и прочих продукт. Кроме того приходится разбирать жилищные недоразумения и быть посредником между домовладельцем и квартирантами. Москву (как тебе известно из газет) потрепали большевики. Разбили Никольские ворота пробили часы на спасских воротах и много разрушений внутри кремля. Обещали мира хлеба и прочих благ. А получили хлеба вместо 3/4 ф. – 1/8 ф. хлеба. Банки закрыты деньги получаем частями. А впереди ждём голода. Что будем делать Бог ведает. Скорее бы дожить до какого-нибудь конца. Очень благодарю тебя за поддержку последний раз я получил за октябрь месяц. Это я пишу потому, что теперь такое нескладное время, задержка на почте., закрытие банков и т.п. Жена и дети здоровы, кланяются, поздравляют и желают всего хорошего. Будь здорова. Поклон всем.
Поставлена печать домового комитета. И Штемпель .
На печати написано: Домовой комитет. 2-ой участок Лефортовского комиссариата. Генеральная улица д.14.  Подпись А.Чехов.

7. 17.8.1917.  Милая тётя Маша! Извини меня, что я такой свинья, что не мог тебя поблагодарить за посланные деньги. На заводе очень много работы а дома мешают дети. Сколько я не завожу карандашей и перьев и никогда их нет вечно сломаны или обгрызаны. Но теперь слава Богу я получил отпуск, привёл всё в порядок и первым делом уселся писать тебе письмо. Не знаю пишет ли тебе Коля. Последний раз он прислал мне фотографию в форме солдата. Написал, что выезжает на фронт и с тех пор от него ни слуху ни духу. Где он жив ли ничего не знаю. Быть может тебе пишет то не можешь ли прислать хоть его адрес. Был я на переосвидетельствовании белобитлетников. Признан не годным. Пользуясь отпуском хотел бы поехать на дачу. И даже было мне предложено безвозмездно две комнаты в Химках. Но к сожалению пришлось отказаться. Трудно ехать с детворой, и в смысле продовольствия очень тяжело. Буду в хорошую погоду ходить в Сокольники со всем семейством с утра и на весь день. Дети очень любят песок. Младший сынишка уже ходит самостоятельно. У дочери распухли гланды. Остальные все здоровы кланяются тебе и бабушке. Очень благодарю за присланные деньги получаю аккуратно. Новостей больше нет никаких. Завод бастует на экономической почве. Как долго это будет и чем кончится не знаю. Будь здорова. Поклон всем ото всех. Антон и его семейство.            

8.Милая тётя Маша ! Позравляю тебя с прошедшим  праздником. Очень извиняюсь, за то что долго не писал. У нас на заводе после революции, стал такой произвол. Самовольно выкидывают мастеров. Отсутствие хозяев и т.п. Работать теперь очень трудно. Холопот и возни масса. Голова идёт кругом. Первого мая был большой праздник. Очень интересно. Шествия с красными флагами и музыкой. Мои детишки сидели на окне и любовались на торжественное шествие с завода. Детишки и жена здоровы кланяются. Очень благодарю за подарок к празднику. Извиняюсь что мало написал. Будь здорова всего хорошего. Антон. 22. 4 . 1917.

9. Милая тётя Маша! Большое спасибо за посланные деньги. Детишки слава Богу поправились. Когда я получил перевод то в это время у меня  ещё  не было прибавления семейства. Но в тот-же день в семь часов пять минут вечера 10-го мая у меня родился сын. Я сижу дома. Ухаживаю за женой. Няньчу ребят. Готовлю обед. По правде сказать работа каторжная. Лучше бы я работал самую тяжёлую работу на заводе. Только бы не с ребятами.
Я удивляюсь. Как жена одна со всем этим справляется. Ребёнок родился здоровенький, крепенький и крунаго калибра. Нос курносый, глаза тёмные, сам толстомордый. Красный как варёный рак. Каков будет после увидим. Жена помаленьку оправляется. Обошлось пока всё благополучно. Что будет дальше, дело покажет. Милая тётя Маша. Хотя ты просила ни приглашать тебя в крёсные, но всётаки попрошу тебя не дашь ли мне совет каким именем нгазвать моего сына. Сегодня у меня торжество. Я купил новую керосинку. Примус. Варит очень быстро. И я блаженствую. А то моя старая керосинка пришла в такую ветхость, что если полмставить на неё стакан воды то можно кипятить б с утра и едва к вечеру успевает согреться.  Вчера день был для меня самый тяжёлый. Нужно было греть вожду до рприхода акушерки. Сжёг последнюю пару полен. Обед поставил на керосинку. И в результате, дети голодные кричат, а я мечусь из стороны в сторону и немогу ничего сделать. Кончилось ж дело тем, что пришлось просить помощи у соседей. Но по счастью я получил от тебя деньги и сейчас же купил керосинку. Сегодня благодать, обед был во время, дети сыты и всё в порядке. Много облегчает и помогает мне Элля. Она приходя со службы, стирает, моет и чистит ребят. Сегодня приглашал фабричного врача он осмотрел и сказал, что всё идёт благополучно. Передай володе, что я ему не советую жениться. Поклон всем мои тоже кланяются Будь здорова всего хорошего Антон  2.5. 1916.


10. Мосеква 5.2.1916. Милая тётя Маша! Очень извиняюсь, что долго не писал. Деньги от тебя получаю, аккуратно, каждый месяц. И очень благодарю за поддержку. Я много хочу тебе писать, но нет возможности. У меня такая масса работы. Прихожу домой очень поздно и страшно утомлённый. А по праздникам если удаётся получить свободу, то дети мешают, то то нет пера, куданибудь затащено, или сломано. И так не могу собраться написать. Я надеюсь что ты меня понимаешь и извини за молчание. Жизнь моя идёт помаленьку. В прошлом месяце мы все прихворнули. НГачиная с детей и кончая женой.Теперь подходит тяжёлое время, заготовка на зиму дров , и зимней одежды для детей. Но надеюсь с божьей помощью одолеть и это трудное припятствие. И тогда у меня всё пойдёт как по маслу. От дяди Миши я не получаю никаких известий. Наверно он на меня обиделся, за то, что я не писал, а если и писал, то все мои письма содержали в себе только просьбы о помощи. Но милая тётя Маша. Моя семейная жизнь только началась. Много в семейной жизни оеказалось таких явлений, к которым я не был подготовлен. И не мог с ними бороться без посторонней помощи. Но теперь дело обстоит иначе. Теперь с этой жизнгью я освоился, и в критическую минуту я наловчился вывёртываться, и дело пошло к лучшему. И так Милая Тётя Маша. Ещё раз извиняюсь. Не считай меня за невежу. Желаю тебе всего хорошего. Поклон всем. Мои кланяются. Антон.

 Письмо Антону Павловичу от Антона Алексанровича Чехова
Ф.331 к.33 ед.хр. 3
На штемпеле : март, 1904.
Ялта. Антону Павловичу Чехову.
Дорогой дядя Антон! Подарок я от тебя получил, и очень благадарю тебя, живу один в доме заведую хозяйством и работаю в типографии. Поклон бабушке и Тёте Маше если она у Вас. Твой племянник Антон.
               

 Жена (с 31.3.1913, венчались в каталическом соборе Таганрога, ныне в этом здании библиотека им. Горького)
Чехова (Эрасмус) Христина-София Эбергардовна(?-?). Служила в семье Митрофана Егоровича гувернанткой в Таганроге. Сохранилась фотография с детьми. В архивах  РГБ-НИОР и РГАЛИ  сохранились письми Христины Эбергардовны  к Марии Павловне из Риги. Переехала с мужем в Москву. Далее следы теряются. Судьба неизвестна.

1. Рига 2-го 7. 1915
                Милая дорогая тётя!
Хотя я вас ещо мало знаю, то не знаю отчего вам писать что вас больше интересует, а пока я ещо дальше пишу, прошу извенить если ошибки будет, то как вы знаете я немка, и по немецкий теперь воспрещают писать . ах! Милая тётя я вас очень хочу лично видеть, мне же мой муж от вас много разсказала и за то я знаю что вы одна мила любезная дама, и даже сама это увидела, я вас очень, очень благадарю, да мила тётя жить вообще теперь очень трудно, и ещё труднее если так мало жалование дадит, мы ни-как ни могла бы жить если с нам не всегда помогал наши милые дядя пускай ему Бог дадут на свете дольго здоров жить, без ему помощь мы никак жить не могли, но жить знаете можем но очень трудно, но слава Богу Антон наверно скоро пойдёт на другое место он пока только выучил за мастера в Аутомобильном отделение и самое главное жалование тоже набольшее тогда будет, и милая тётя знаете что? Мы тогда лично видемся в Москве наверно туда поедем, я очень рад вас лично видеть и поговорить, я вам тогда очень много разскажу в письме писать всё так неможно, а лично это совсем что другое милая тётя как ваши здоров и как поживаете на взморье какая погода там? Вы наверно письмо от мой муж достали? И пока мила тётя буди мой писмо закрыть я хочу ещо больше писать но всё так неумею и что я неумею то мой муж пишет. Мои детей славу богу здоровые.
А милая тётя если я могу! то я прошу вас мне тоже писать. Сердечно поклоняется ваши племянница Тина сердечный поклон от Антона и детей
Я очень стесняюсь как я писала.
Наши Адр. Г.Рига Гагенсберг Молодетская ул. №5 кв. 3.
(Ф.331 картон 84 ед.хран. 24)

Письма из Москвы…
Письма Марии Павловне от Христины Эбергардовны: (РГАЛИ Ф2540 оп.1 ед.хр. 377)

1.Москва 8.11.1916Митлая тётушка Маша! Очень извеняюсьчто я вас так мало знаю и сечас так много вас попрошу. Я очень вас попрошу нашей детям вы для меня какенибудь калоши которые вы не носите, всегда такая мокрая погода и мне галоши и даже сапоги нету, так простудилась всегда мнокрие ноги имею, а купить совсем не думать нам опять дрова надо или не больше то ; сажень а может быть это тоже не выходит купить потом я ещё хотела вас попросить может у вас есть старое бельё что вам не надо я очень благодарная была вам  я всё всё для ребяты переделаю мне так мало дамский бельё, где мы раньше жили там они от нас так много украли я раньше не знала а теперь вижу много от дамский бельё от мой бельё простыня и многие другие вещи, мне же так мало белья теперь ещо менше, прямо ничего нету, я же хотела дети купатся и ванночка нету всё надо было в Риге остать, а в Бане пайти с Детьми очень холодно можно простудится то прямо беда ничего нету, потом у вас хотела попросить старые газеты и нас ни кусочек бумага нету, а нетли у вас маленькие разсказики с картинками для Детей они очень любит посматреть, очень очень большая просба у меня есть моя сестра теперь так долго без места она в Риге служила в Магазине была Кассирша и продавщица а здесь так трудно достать если знакомие нету, я вас очень прошу может быть вы как нибутьможете устроить она очень без места скучается незнает что начинать, будте так любезны и помогите нам мы очень благодарные были. Сердечным поклоном и целую Вас Тина, поклон от сестры и детей. Очень извиняюсь Если вы что от место найдёте то прошу позвонить Антону 4-70-88


2. Открытка 30.12.1915. Москва Г-же М.П.Чехова Долгоруковская ул. № 29 кв.18
Поздравляю Вас новым годом и желаем многии счасти. Антон Тина Сестра и Детей.

3. Москва 29.1. 1916
Милая тётинька! Кланяю и целую Васю Простите что у меня очень одна просьба есть, я такая толста осталась и никакие блюски не могу надевать, так Вас очень попрошу может быть у Вас найдётся старие утренние Кофточки вольные  и старие чулки если найдётся очень благодарная была Вам. Пошлю Вам наши Фортре.
Кланяю и целую Вас Тина.

4.Москва 9.3.1916 года.
Милая дорогая тётя! Мы опять находимся таком трудному положению и не знаем кому что попросить. То обращаюсь к Вам с просьбой, но не можете нам как нибудь помогать что бы мы можем дрова купить, больше кусочек не имеем. Опять так плохо вышло наши жилец уехал от нас откуда мы разчитовали за дрова, а если мы за то купим что ещё Антон получает то нам нечего жить или Квартиру платить. Уже так пополовину всегда платили, или недобылое сразу то ест ним нечего. Московский жизнь прямо невозможно. Я очень рада была-бы если Вы сами приехали и увидели, а то может-бы неуверите.Антон стесняется спросить то мне надо и нам приходит голодать, и ещё себе так плохо чувствою. Очень очень благодарная была Вам и всегда буду. Останусь с поклоном, целую Вас сильно и крепко Тина.
Наши Адр. Генеральная № 14 кв.4. телефон 4-70-88