Тигран

Наталия Муха
           В Мариуполь мы приехали по путевке. Меня так  – на 24 дня, питание 4 раза, двуместная. Ехали мы вдвоем, сыном, на «Скором» поезде всю ночь. Прибыл поезд рано утром, в 6.30. Расспросив, у отдыхающих, как добраться до санатория, мы дождались троллейбус и подъехали на территорию курорта. Затем, надо было искать такси. Не встретив никого, кто бы нам подсказал – люди, как вымерли, пошли пешком. Но не в ту сторону. Наконец, один дед, с удочками, сжалился и махнул рукой проезжающим (в старенькой, побитой машине), и мы долго ехали в сторону моря. Когда за окном увидели пляж и множество раздетых, до неприличия, людей, оказалось – мы на месте. За проезд оплатили чисто символически. Сидевшие в машине пассажиры поехали по своим делам, а мы стали подниматься вверх, по ступеням. В здании санатория нам выделили большую комнату. Стояли 3 кровати и 2 шкафчика, столик и два красивых, мягких, венских стула. Поскольку, нам не требовалось столько кроватей и шкафчиков, вынесли лишнее. Зато дали, по нашей просьбе – тремпеля, в неограниченном количестве, две большие миски для стирки, прищепки. Сыну – мячик, скакалку, гантели, шашки, шахматы и надувной спасательный круг. Мне выдали деревянный спасательный круг и настоятельно рекомендовали на воде держаться только с ним, поскольку я – инвалид с ДЦП, и не умею плавать.

            Столовая была огромная и щедра угощениями. Мы вкусно пообедали и пошли отдыхать, после дороги. Жаркая погода и сытный обед заставили меня попить воды прямо из крана. Мы были из бедной семьи и минералку не покупали никогда. Наша, донецкая водичка, не содержала вредных примесей и на вкус отличная. Никто из медперсонала не догадался нас предупредить, а мы сами не знали ничего, о том, что в Мариуполе пить воду из крана категорически нельзя, только умываться и купаться. После сна мы были, как огурчики, и отправились на пляж. С собой мы взяли воду из бака в холле. Сын только эту воду и пил. Море нас приласкало и развеселило. Проблемы и неприятности остались позади. Вокруг нас мир улыбался, смеялся на все 32, и шумел. Шум не мешал отдыхать. Напротив. Вскоре, и мы заорали на все горло от избытка хорошего настроения. Купались, играли в шашки, кидали мяч, загорали и даже пели песни. Сыну было 10 лет. Он перезнакомился с детворой и бегал в догонялки. Через 2 часа я почувствовала себя неважно. Еще через час, к вечеру, у меня обнаружилось сильнейшее расстройство желудка. Я потеряла сознание. Мой маленький сын проявил себя, как настоящий мужчина – разыскал на пляже санитаров и настоял, чтоб меня отнесли на носилках в санаторий. Отдых был под угрозой. Я подцепила холеру, в тяжелой форме. Врач из санатория собралась вызывать «Скорую помощь» и ложить меня в больницу на длительное лечение. Так я поплатилась за необдуманное питье воды из крана. Но, видно, мы были под охраной ВЫСОКИХ СИЛ, и в больницу я не попала. Мне помогла цыганка. Женщина проходила мимо нашей палаты и в открытые двери услышала, и увидела, нашу беду. Быстро принесла траву и убедила врача разрешить ей меня нею напоить. Врач разрешила, но сказала: «Я даю сутки. Если она не поправится, отправлю на лечение». Цыганка сама заваривала траву и сама меня отпаивала сутки. Она дежурила возле меня несколько часов днем и дважды приходила ночью, когда сын уже спал, измученный уходом за мной. И трава мне очень помогла. Я не знаю, как она называется, она горькая, я ее пила настоем. Через двое суток все было в порядке. Мы перезнакомились поближе и наши дети подружились. Цыганку звали Мирана-Эльза. Ей было 37 лет. Ее мужу – 40 лет. Дети – Тиграну 13 лет, Жасмин – 11 лет, Раджику – 5 лет, Насте – 3 года и  непонятно. Она кормила грудью троих – Ирис, Настю и Раджика. Черномазые и черноволосые дети были очень послушными. Я не слышала истерик и капризных воплей. Я не видела, чтоб их наказывали. Доброжелательность к чужим и бесконечная любовь к своим детям говорили о хорошем воспитании и высоком образовании. Я не ошиблась. Отец семейства – хозяин многих ресторанов на побережье, учился за границей – в Италии, получил шеф-повара и магистра по ресторанному бизнесу. Мать семейства имела профессию медсестры. Это была семья сирийских цыган, проживающих на территории Союза 5 лет. Родители и дети свободно е говорили на английском, французском, а здесь освоили русский и украинский. И, конечно же, свой – сирийский (арабский). Мой сын с Тиграном стали большими друзьями. Иногда, погода была слишком жаркой и я на пляж не ходила. Сын отправлялся со своим старшим товарищем.

               Тигран был маленьким, очень худеньким, острижен налысо и невысокого роста. Мой сын был покрепче. А ростом – одинаковые. Одет ребенок состоятельных родителей – в полинялые шортики, цвета хаки и футболку непонятного цвета. Другие дети, младшие, одевались в дорогую и красивую одежду. Раджик был ослепительно красив – блестящие черные, курчавые волосы и белый костюмчик. Девочки – в дорогих, нарядных платьях, инкрустированных жемчугом. Жемчуг и золото в косах, сережки с изумрудами. Так же, богато одета была и Мирана – национальное платье, похожее на индийское сари, жемчуг в диадеме на волосах, закрученных вокруг головы, красные огоньки рубиновых сережек в изящных ушках. Со стороны казалось странным носить такие наряды. Не практично. Но женщины всегда соблюдали национальные традиции. Вскоре, я привыкла и только наблюдала за методами воспитания Мираны. По вечерам, уложив детей и мужа спать, она прибегала ко мне на 10-15 минут, поговорить. Как же я удивилась, что спит она не в ночной рубашке, а в ночном сером платье – таком же красивом, но без жемчуга, и с затейливой арабской вышивкой на груди.

                Море в тот день было холодным. Дул сильный ветер. Натягивало тучи. Обещали шторм. Я не пошла загорать и купаться. Сын отпросился на часок. Наши окна выходили на пляж, и я могла видеть каждое его движение. Они, с Тиграном, помахали мне приветливо рукой и расположились на песке. Играли в шашки. Я упустила тот момент, когда дети зашли в воду. Увидела уже, когда сын вытаскивал своего друга из воды. Волны были тугие и высокие, они толкали детей назад. Но мой мальчик справился и вытащил Тиграна. Сын склонился над обездвиженным телом и стал делать искусственное дыхание. Но безуспешно. Тогда, в отчаянии, стал кричать и махать руками, привлекая внимание взрослых и спасателей на вышке. Они спокойно обедали. Объявили штормовое предупреждение и отдыхающих на пляже не ждали. Как же они удивились, когда увидели такого маленького героя. Не теряя ни минуты, приступили к реабилитационным спасательным мероприятиям. Вскоре Тигран задышал и сел на песке. Было решено его отнести к родителям. Принесли носилки и доправили его в санаторий. Попало всем – и детям и взрослым. И правильно! Дети – не игрушка. Даже такие, большие и самостоятельные, могут неожиданно оказаться в невыгодной ситуации, опасной для жизни. Тигран перегрелся на солнце и пошел к морю немного умыться. Но волна накрыла его и унесла в море. Мой сын кинулся вслед за товарищем. Он, не задумался и на мгновение о том, что может погибнуть. Мальчик действительно хорошо плавал и рассчитал свои силы. Но могло быть иначе. Когда он увидел, что Тиграна нет больше минуты, он поднырнул под волну и стал руками шарить по дну. В нескольких метрах от берега, он и нашел друга, уже без сознания. Попытался вытащить. Но сумел только с третьей попытки. Слишком тяжело было тащить мокрого и скользкого ребенка. Не за что было схватить. Волос на голове нет. Из одежды только трусики. Вот за эти трусики он и тащил. Когда они достигли берега, сын несколько раз вытягивал его, но волна отбрасывала их назад. С реабилитационными мероприятиями он был мало знаком. Потому что вырос в городе, где нет моря и нет поблизости водоемов. Единственное, что помнил мой ребенок, как дважды ездил на море с соседями. Тогда его там научили плавать и неусыпно смотрели за ними. Вот на это умение он и полагался.

                Тигран три дня болел. Мирана рассказала, что у него слабое сердце и на солнце долго сидеть ему нельзя. Она благодарила меня и очень благодарила моего сына за спасение мальчика. Мы проведывали его каждый день и ждали, когда ему станет лучше. Наконец, мы все вместе, пошли на пляж. Море успокоилось и ласково играло волнами. Больше приключений не было. В последний вечер мы пошли на дискотеку. Тигран подошел к микрофону и объявил, что сегодня у него день рождения, ему исполняется 13 лет. Родители вынесли огромный торт и шампанское. Позвали к столу всех детей, которые были на площадке. Взрослым налили шампанское в бумажные стаканчики. Музыканты играли туш. Поздравляли Тиграна его родственники и сестры. Девочки танцевали для него восточные танцы. Взрослые дарили драгоценности – золотые перстни, часы, блюда, ковры и постельные наборы. Выбрав момент, когда музыка стихла на несколько минут, я поинтересовалась у Мираны: «А зачем ему такие взрослые подарки? Может, лучше – велосипед, коньки, лыжи?» На это мать семейства ответила так: «У на такая традиция. Когда мальчику исполняется 13 лет, это значит, он стал взрослым и может спать с женщиной. Теперь, он сам себя содержит и сам о себе беспокоится – ищет работу, выбирает будущую жену, дом и друзей. Приехали наши друзья и родичи, привезли девушек на выданье. Тигран будет танцевать с ними, и выбирать  - интересную и работящую. Работать будет в ресторане у отца, под его началом. Посудомоем и полотером, чтоб убедится, что их труд тяжел и заслуживает уважения. Затем, официантом и администратором, чтоб понять, за что их гоняют день и ночь. Экспедитором и юристом, чтоб знать поставщиков и товар, законы и милицию.  И только потом, когда он научится и поймет все это, будет держать экзамен перед а отцом. Тогда отец даст деньги на учебу за границей. И только после успешной учебы, отец разрешит заведовать бизнесом». Я удивилась: «А как же школа?» «А что – школа? Он и сейчас в школе учится, как и все дети. А после занятий его отец везет на плантацию клубники, собирать. У отца – свой участок, а у Тиграна – свой. Он сам садит, удобряет, пикерует». – Я снова поинтересовалась: «А почему у Тиграна такой рабочий вид? Почему его не нарядите? Зачем его обрили налысо? Почему у него даже туфель нет?» - Мирана засмеялась: «Всему свое время. Смотрите! Время моего мальчика пришло – он стал мужчиной!» На средину площадки вышел именинник. Он переоделся в модный костюм и обул черные лакированные туфли. На руке сияли золотые часы. По очереди подходил к девушкам, танцевал с ними и возвращал обратно родителям. Но одна девушка ему понравилась, и он протанцевал с ней весь вечер. Мой сын наблюдал за этими событиями с изумлением. Еще вчера они резались в шашки и бегали в догонялки, а сегодня Тигран – взрослый. Девушка была высокая и очень красивая. Одежда в национальном стиле так ей к лицу. Белокурая, с длинными волосами, волнистыми прядями, рассыпанными по спине и плечам. Огромные голубые глаза. Пышный бюст. Она была увешана драгоценностями – жемчужными бусами, золотыми кулонами и цепочками, на запястьях красовались золотые браслеты, с каменьями. Они выглядели странной парой – ребенок и молодая девушка. Тигран подвел свою невесту к моему сыну, чтобы познакомить. Я невольно прислушалась. Оказалось, невеста приехала из Молдавии, и ей уже 17 лет. Она учится на переводчика в …-ном университете иностранных языков. Девушка завтра вернется вместе с родителями и продолжит учебу. А сейчас они обручатся, если она согласна ждать, пока Тигран выучится и повзрослеет. Они ушли на полчаса. Вернулись веселые, и объявили, что заручились. Девушка показала колечко на руке. «Но здесь взрослая девушка! А ты – мальчишка, как и я!» - возразил мой сын. «Нет, разница в 4 года – это небольшая. За годы и я вытянусь, получу профессию» - возразил Тигран.

                Через много лет, я вспомнила об этом и решила рассказать.
                14 июня 2014г