Необычайное не значит невозможное

Виктор Притула
Американец Говард Филипс Лавкрафт – основоположник литературы «сверхъестественного ужаса» при жизни не увидел ни одной своей книги. Запоздалое, но оглушительное признание пришло к нему через много лет после смерти. Влияние его «философии ужаса» признавали такие интеллектуалы как Борхес, и такие читательские кумиры, как Стивен Кинг. По новеллам Лавкрафта поставлено полтора десятка фильмов, а его книги продолжают возглавлять списки бестселлеров по всему миру. В популярной «Белой серии», которую издает петербургское издательство «Азбука-классика» вышло сразу два сборника повестей, рассказов и даже 36 сонетов мастера литературы ужасов. «Грезы в ведьмовском доме» и «Тварь на пороге» дают читателю довольно широкое представление о творчестве одного из самых влиятельных мифотворцев ХХ века.
Небольшое, но весьма замечательное московское издательство «Энигма» выпускающее кроме прочей герметической, эзотерической и метафизической литературы элитарную коллекцию «Гримуар», куда уже вышли произведения Майринка и Брэма Стокера, порадовало поклонников литературы фантастической реальности сборником, никогда ранее на русский язык не переводившихся произведений англичанина Элджернона Блэквуда «Вендиго». Написанные в начале прошлого века повести и рассказы писателя, включенные в этот сборник, построены на фольклоре так называемых примитивных народов с их шаманскими культами и колдовскими практиками. Не следует считать истории, рассказанные Блэквудом ни фантастикой, ни тем более фэнтези. Ведь шаманизм сегодня достаточно продвинутое оккультное течение не только в религиозной жизни ненцев, ханты, манси, тувинцев и других народов Крайнего Севера и Сибири. Истории, рассказанные английского писателя это скорее «былички», т.е. рассказы о чем-то невыдуманном, столь популярные в фольклоре Дальнего Востока. И всё же всякий раз когда в повседневную жизнь современного просвещенного человека вторгается нечто неведомое им овладевает панический ужас. Но что более всего занятно – этот ужас становится всё более притягательным для современного читателя. Не случайно «Азбука-классика» выпустила намедни уже второй сборник «Новые легенды -2», в котором собрана проза российских мастеров «литературы о необычайном». В новеллах Вадима Панова, Александра Зорича, Кирилла Бенедиктова, Юрия Бурносова и других авторов читателя ждёт мистика на восточный и западный лад, на славянский манер и на современную тематику. Здесь собраны рассказы страшные, безнадежные, таинственные, романтические, но нет ни одного скучного! Очередной альманах зарубежной мистики, магического реализма
В издательстве «Эксмо» в превосходной книжной серии «Игра в классику» вышел выдающийся психологический триллер Джонатана Кэрролла «По ту сторону безмолвия». История успешного создателя комиксов Макса Фишера, у которого всё складывается самым лучшим образом, вдруг оборачивается появлением призраков из прошлой жизни, тех, что приходят к нему с другой стороны безмолвия, превращая жизнь героя в сплошной кошмар.
Не забывает «Эксмо» и о подрастающем поколении, издав уже четвёртую книгу Йона Колфера о похождениях Артемиуса Фаула, паренька, который обладает могучим интеллектом вместо какого-то надуманного волшебства «хорошиста» Гарри Поттера.
Петербургское издательство «Ред фиш», входящее в Торгово-издательский дом «Амфора» запустило очень симпатичную для всех почитателей фантастики серию «Фанарт». Замечательна она тем, что выходящие в ней фантастические романы уже стали книжными раритетами. Это касается в первую очередь не издававшегося с 1929 года романа Всеволода Иванова и Виктора Шкловского «Иприт», в котором еще не ставшие классиками советской литературы молодые и дерзкие авторы нарисовали картины достойные фантастического боевика К.Дж. Андерсона «Небесный капитан и мир будущего». В «Иприте» мировая революция свершилась. А вот в жизни она свершилась в обратную сторону. Что касается романа знаменитого американского астрофизика Карла Сагана «Контакт», то современному читателю он больше известен по фильму Роберта Земекиса, который получил в свое время Оскара. У нас же роман выходил двенадцать лет назад в популярной фантастической серии издательства «Мир» и также стал библиографической редкостью. Так что теперь «фаны» Карла Сагана могут усладить себя чтением высококлассной фантастики.