Роман без вранья

Виктор Притула
Биографии двух знаменитых на весь мир американских музыкантов Майлса Дэвиса и Боба Дилана вышли в екатеринбургском издательстве «Ультра.Культура» и московском «Эксмо». Уральское издательство обратилось к автобиографическому жизнеописанию одного из гигантов американского джаза, признанному величайшим джазовым музыкантом ХХ века. Майлс Дэвис был учеником Чарли Паркера. Теперь у самого множество последователей в таких джазовых направлениях как кул-джаз, джаз-рок, модальный джаз. Рассказ о том, как маленький чернокожий мальчик из Сент-Луиса в двенадцать лет выбрал музыку как свое основное занятие и поставил всё для достижения своей цели - поучителен. В книге «Автобиография» даны портреты множества американских музыкантов и певцов, встречи с которыми подарила Майлсу Дэвису щедрая судьба.
Московский книжный гигант «Эксмо» приступил к изданию монументальной автобиографии известного рок-музыканта, певца, поэта и художника Боба Дилана. Наконец вышел долгожданный первый том его «Хроник». «Эти мемуары, которые Боб Дилан за три года настучал на пишущей машинке, оказались работой искусного эссеиста…Мы знали, что Дилан умеет писать; мы просто не знали, что он умеет писать так хорошо…» отмечал критик «Вашингтон пост». В свою очередь обозреватель «Гардиан» отмечает, что «в этой богатой, местами абсурдной, нередко нежной работе Боб Дилан рассказывает больше, чем все мы надеялись услышать». Словом, перед вами - потрясающее свидетельство очевидца рождения всей современной культуры.
Мемуары еще одного знаменитого американца – писателя Генри Миллера «Тропик любви» вышли в издательстве «Вагриус» в лучшей российской мемуарной серии «Мой 20 век». Окутанный сомнительной по тем временам славой «великого подпольного писателя» (в США его произведения долгое время были запрещены), Миллер, вернувшись на родину, поселяется в тогда ещё малообжитом уголке Калифорнии, Биг-Суре, ставшем впоследствии центром притяжения американских хиппи, где пишет одну из лучших своих мемуарных книг «Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха». В этих мемуарах он не обошёл стороной «бурную жизнь» в Париже, но рассказал и том, как учился у великих французских писателей и художников. Его мысли о мировой литературе и искусстве перемежаются рассуждениями о том, что собственный рай нужно искать внутри своей души. Вторая книга серии «Мой 20 век» - мемуары польского кинорежиссёра с мировой известностью Анджея Вайды. Называются они «Кино и всё остальное». «Я принадлежу к поколению, которое учили не врать, хуже того – даже не выдумывать», - говорит Вайда. В своих мемуарах он рассказывает о годах учебы в Киношколе, кузнице «нового кино Польши», о движении «Солидарность», о творчестве – своем и своих коллег. В его книге много «вещей несовместных» - таких как партийный курс и мировые прорывы польского кинематографа. И признание компромиссов, которые так жестоко были осуждены им в фильме «Всё на продажу». Эта книга о преодолении страха в художнике. О цене свободы и многом, многом другом.
Воспоминания народной артистки СССР Элины Быстрицкой «Встречи под звездой надежды» - это рассказ о дороге к славе. «Много-много лет назад я решила, что я буду актрисой, Началась дорого, с которой я не сворачивала ни при каких обстоятельствах, И низкий поклон всем , кто помогал мне ее одолеть, кто поверил в меня и помог мне. И недругам моим тоже низко кланяюсь, ибо энергия преодоления – это великая сила»,- пишет в заключение своей книги, также вышедшей в серии «Мой 20 век» Элина Быстрицкая.
В мемуарной прозе Наталии Рязанцевой из книги «Не говори маме» куда меньше веселья, чем в мемуарных книгах Гии Данелия. Но она прекрасно передает аромат той эпохи, которая начиналась хмурыми пятидесятыми, породившими надежды шестидесятыми, опрокинувшимися семидесятыми и покатившимися вместе со страной под откос восьмидесятыми. Тонкий наблюдатель - сценарист и писатель Наталия Рязанцева подарила читателям прекрасную книгу невыдуманной прозы. А помогло ей в этом московское издательство «Время».