письменные контакты

Маргарита Школьниксон-Смишко
До отъезда на агитационные собрания Роза ещё 9.09.ответила на письмо Луизы Каутской:

"Дорогая Лулу!
Как бы ты ни решила, я со всем соглашусь. Что я при любых отношениях на твоей стороне, ты  знаешь. Но что ты себя так ужасно чувствуешь, причиняет мне боль. На это у тебя нет никаких оснований, ты не должна видеть всё в чёрном цвете. Отнесись ко всему спокойно, сохраняй своё весёлое настроение! Самым ужасным для меня  является факт, что на этот раз я не могу тебя утешить и развеселить.
Прощай и будь весела.
                Твоя Роза "

Письмо было вызвано затянувшимся конфликтом между Розой и Карлом Каутским.
Луизу можно понять: она стояла между двух огней. С одной стороны обязанности перед мужем, с другой — симпатия к Розе. На некоторое время связь между ними прерывается.

Как только Роза приехала в Базель, сообщила об этом Косте. Делиться с ним мелочами бытия, уже вошло в привычку:

"                Базель, 10.09.1910
Я хорошо доехала, до Франкфурта никто не мешал поспать, и поэтому чувствовала себя вполне сносно. Хорошо, что я приехала, собрание должно быть большим и очень важным. Люди съезжаются сюда со всех окрестностей. Здесь я нашла номер «Равенства» и была очень рада. Твоя статья о кайзере великолепна.
                Многие приветы.           Р.Л."

Тогда Роза ещё не знала, что Костя уже в её квартире. 11.09. узнает.


                " Лёррах, 11.09. 1910

Сегодня здесь состоялось великолепное собрание, было до тысячи человек, зал был переполнен, так что люди стояли у дверей и окон. Я говорила два часа. Оппозиция предпочла молчать, собрание почти всё было на нашей стороне,  настрой был замечательным. У меня череп теперь разламывается от мигрени. И так, ещё завтра вечером и потом конец.
                Приветы и Мими
                Р."

Роза, конечно, рада, что Костя предпочёл Берлин Шварцвальду, но пока ещё сдерживается, убрала из подписи только инициал от фамилии - «Л».

 Хотя с Лео Йогишес они больше не пара, но из-за партийной работы постоянно находятся в письменном контакте. Лео продолжает жить в Берлине. Вернувшись домой, Роза ему пишет:
                " Фриденау, 13.09.1910

Вчера вечером, усталая как собака, вернулась. Собрания были успешными. Об это многое стоит в «Лейпцигской народной газете» и во «Вперёд». Теперь мне ещё по просьбе Дрезденской газеты нужно писать статью о задачах партийного съезда относительно прусского права выборов. Должна я обязательно до воскресенья ещё что-нибудь для польской газеты сделать? Если так, и если что-то нужно обговорить, тогда прошу сразу же послать сообщение по «трубе»* когда (встретимся) потому что мне  ещё из-за одежды нужно в эти дни бегать по городу... "

Не только поэтому у Розы мало времени, ведь они, наконец, встретились с Костей, и он окружил её такой нежностью... Но от партийного съезда было никуда не деться, пришлось опять расстаться. 17 сентября Роза уехала в Магдегург:

"Дуду, Юю, я хорошо добралась, естественно, путешествие было для меня почти как морская качка. Мамы на вокзале не было, и сейчас в пол-двенадцатого её нет дома, она где-то безответственно шляется. Её номер напротив моего. Я иду спать, свои вещи привела в порядок, немного поработала, причём я ждала маму. Рада, что ты был в опере на «Фигаро».
                Поцелуй!
                Юя
Что делает Мимишенька?"

* «Труба» - это был тогда такой вариант быстрой почты