Рогалик

Николай Борисов
                РОГАЛИК.
                Николай Борисов.


    Февральская оттепель сводила ребятню с ума. Славка сидел дома с сестрёнкой Люськой, а в это время мальчишки лепили снежную крепость.
    Солнце светило так ярко и  тепло, а птички щебетали весело и радостно, что Славке дома становилось неуютно и грустно.
    Он несколько раз выбегал на улицу раздетый и смотрел в конец улицы, где стоял гвалт от мальчишеских криков.

    Крепостные стены были уже выше его роста, и он переживал, что вот сейчас мальчишки крепость достроят, разделятся на две команды, одни будут защитники крепостных стен, а другие будут стараться на них забраться и захватить крепость.

   Славке нравилась нападать, правда и доставалось при этом, но зато, когда пробившись сквозь руки и тела защитников, он оказывался на её макушки, ему чудилось, что он тот воин, который водрузил знамя на немецком рейхстаге.
   Вернувшись, очередной раз с улицы в недовольстве от своих переживаний он, проходя мимо, зачем то отвесил Люське лёгкий подзатыльник, на что та, сжав свой маленький кулачёк, погрозила ему пропищав:
   - Маненьких обижать, папе всё расскажу,- на что Славка, состроив на лице противную гримасу, передразнил её:
   - Ябеда, калябеда, солёный огурец, на полу валяется никто его ни ест,- и здесь неожиданно вспомнил, что сам хочет есть.

   Сегодня был Люськин день рождения, его сестрёнки исполнилось три годика и он её очень любил, но сейчас, только из-за неё он не может идти на улицу.
   Мать в зале накрыла стол и ушла в магазин, решила что-то ещё подкупить для будущих, созванных на торжество, гостей. А он оставлен дома со своей сестрёнкой, хотя мамка могла и вместе с ней сходить в магазин. Так нет, сиди здесь с ней.

   Славка зашёл в зал и осмотрел уставленный стол, выискивая, какую бы вкуснятину  стащить, колбаски ли пару кусочков или сырка, что бы только мать не заметила. Но и Люська зашла следом за ним и, словно прочитав его мысли, водрузила свой кулачёк над головой, грозя ему:
   - Не сеть! Не сеть! Маме расскажу.
   Славка передразнил:
   - Не сеть, не сеть. Научись разговаривать, не сметь, надо говорить. Как у тебя хорошо получается, расскажу. Ябеда. - Он тяжело сглотнул набежавшую слюну. Вышел из зала. И здесь услышал, как заскрипела дверь в сенях, эта пришла мать. Славка вихрем пронесся по комнате, открыл дверь, подхватил сумки у матери.

   - Мам, мам, всё моё дежурство закончилось? Мам, я на улицу.
   Мать скинула с себя шаль, сбросила пальто ему на руки:
   - Уф! Жара, то какая на улице. Весна, что ли ранняя в этом году будет, - мать, словно не слышала Славку. Он повесил материно пальто на вешалку, туда же водрузил и шаль.
   Мать прошла на кухню и Славка следом, но возле ноги матери уже тёрлась Люська.

    Мать погладила Люську по голове:
    - На улицу пойдёте?- Этот вопрос матери, для Славки прозвучал, что гром среди ясного неба.

    - Мам, там ребята меня ждут. Там мы крепость строим. Димка и Сергей уже звали меня. Люся пусть возле дома играет, а то там могут ударить её.
    На что мать присела напротив Люськи:
    - Ну что, Люсия, - мать почему-то иногда так называла Люську, ни то в минуты большой нежности к ней, ни то любви. - Пойдёшь с братиком на улицу? - На что Люська замотала головой:
   - Он ударил меня,- и, размахнувшись, треснула своим маленьким кулачком Славку по спине. Славка оторопел от такой наглости.
    Мать укоризненно посмотрела на него:
    - Слава, ну что же ты так? Ты же будущий мужчина, а она девочка, да ещё твоя сестрёнка, как же ты её защищать будешь, если бьёшь? Девочек нельзя обижать ни в коем случае.- На что Люська, размахнувшись, ещё раз треснула Славку по спине и отступила к матери.

    - Люся, Люся, что ты делаешь? Нельзя так, Славик твой братик.
    - Вот так, мама, видишь, кто кого у нас бьёт! Совсем эта маленькая хулиганка распоясалась, совсем от рук отбилась…Притесняете меня, на улицу не пускаете. Народ воздухом свежим дышит, а я дома сижу, света белого не вижу…я вот…я вот,- мать улыбнулась:
   - Иди, иди. Нет, постой, покормлю тебя и пойдёшь.

   - Я не хочу кушать. Мам, я побежал,- но мать не успела ответить. Славка вихрем пронёсся по комнате, и только дверь в сенцах громыхнула, словно сорвалась с петель. Мать укоризненно покачала головой и, глянув в окно, увидела спину убегающего сына.

    Славка успел вовремя. Димка и Сергей, раскрасневшиеся лицом, мокрые от снега и пота, но довольные подступили к нему с претензиями:
    - Ты где был, Славка? Мы смотри, что сотворили.
     Так как Славка не участвовал в строительстве крепости, его определили в её защитники, но он был рад и этому.

     Когда объявили битву, то свежий и не уставший Славка стойко отражал нападения на своём участке, но под конец и он выдохся.
      И его кто-то ухватил за ногу, ещё кто-то навалился и он полетел со стены вниз головой. Только благодаря скученности ребячьих тел он удачно приземлился на землю.

    Вопли и крики, смех и устрашающие рычания, возня и сопение всё перемешалось в неудержимой битве за крепость.
    Славке несколько раз удавалось возвращаться на своё место защитника. Но крепостные стены были разрушены, часть оборонявшихся сброшена и когда его последний раз столкнули с вершины и он, проехав на животе, оказался у подножья крепости, то отполз в сторонку и замер отдыхая.
     Сил совсем не было, жажда сушила рот. И здесь он услышал радостны крики нападавших, увидел, что центр крепости захвачен. Все защитники были сброшены вниз, крепость пала. 

      Славка едва не заплакал, он, может быть, и заплакал от обиды, но хотелось пить и поэтому для слёз воды в организме не нашлось.
      Рядом с ним попадали  Димка и Сергей, они были довольны, они победили, они захватили крепость.

      Уставшая ребятня, возбужденно делясь впечатлениями, стала расходиться по домам, другие же вновь приступили к восстановлению крепостных стен, но снег вокруг был вытоптан и его не хватало.

    Едва отдышавшись, мальчишки двинулись в поисках воды. Дойдя до водяной колонки, утолили жажду и здесь осознали, что голодны.
    Немного посовещавшись, они решили идти домой, но если бы не голод, то это желание вряд ли бы у них возникло.

    Медленно тащась и о чём - то беседуя, они вдруг уловили нестерпимый запах свежего хлеба. Он пахнул на них и они замерли, в недоумении уставившись в ту чудесную сторону, откуда происходило столь необычное благоухание.

    Магазин находился в двадцати метрах от них. Возле его тыльной стороны стояла машина и из неё выгружали свежевыпеченный хлеб.
    Мальчишки не сговариваясь, двинулись в сторону сладкого запаха.
    Димка настороженно оглянулся:
    - Ребя, а давайте одну булочку возьмём, никто и не заметит. Серёг, Слав и домой не пойдём.

     На что Славка замотал головой:
    - Не нельзя, поймают, уши надерут и родителям расскажут.
    Димка с жаром заговорил:
   - Не поймают, мы отвлечём продавщицу, а Славка, раз и за пазуху и никто не увидит.

    Сергей недоверчиво посмотрел на Димку и Славку:
   - А как поймают? Мы воры будем и нас в тюрьму посадят? Вот мамка будет плакать.

   - Да кто нас посадит?- Димка заговорил с ещё большим жаром. Видимо голод совсем ему в голову ударил.- Пойдём, посмотрим кто в магазине.
   И они направились в сторону магазина.

   Но мысль о предстоящем не пугала их. Только перед самым магазином Димка с Сергеем словно запнулись и, переглянувшись, пропустили вперед Славку.
    Войдя внутрь, они оказались в благоухании запахов конфет и хлеба.
Слюни во рту текли ручьём, они не успевали их сглатывать, в желудках, словно кто-то присосался и тянул, сжимая и вытягивая соки. У мальчишек от случившихся запахов закружилась голова.

   В магазине никого не было. Только какой-то мужчина стоял напротив продавщицы и о чём - то с ней беседовал.
   Мальчишки разбрелись по залу, а Славка направился к прилавку, где лежала всевозможная выпечка. Он рассматривал кренделя, ватрушки, бублики, рогалики. Подойдя почти вплотную к прилавку, он искоса наблюдал за мужчиной и продавщицей, но те были заняты своим разговором.
   Ближе всего к Славке лежал рогалик. Он выгладил таким упитанным с золотистой хрустящей корочкой, что Славка едва отвёл от него взгляд. Он уже представил, как он будет откусывать от рогалика пипочку и чувствовал сладкую хрустинку на языке.

    Сергей с Димкой о чём-то заспорили у прилавка и продавщица с мужчиной отвлеклись в их сторону.
    Мгновение и рогалика на прилавке не оказалось, он был почему-то у Славке за пазухой.

    Сердце бешено заколотилось, Славке хотелось рвануться с места и бежать что есть силы. Куда? Да хоть куда, только бы прочь от этого место. От этого пустого место, где только что лежал рогалик и вот его нет. На том месте зияет пустота и она не то, что зияет, она кричит, вопит своей обворованностью. Но Славка сдержался.

   Он нехотя сделал несколько шагов вдоль прилавка и словно скучая, направился к дверям из магазина.
   Вот он уже на улице. Сердце колотится не то от радости, что не поймали ни то ещё от чего. Сергей с Димкой были рядом.
   - Во класс! - Сергей таращил в восхищении глаза. Димка тащил за рукав:
   - Пойдём, пойдём, поделим.

   Славка запустил руку за пазуху и вытащил на свет вожделенный рогалик. Они в предвкушении уставились на  лакомство. Но здесь чья-то мощная рука схватила Славку за шкирку:
    - А ну стоять!- Славка только мельком увидел ужас в глазах друзей и они исчезли, оставив его один на один с неотвратимостью наказания.
    - Вот так мы и живёт. А ещё, наверное, пионер, всем ребятам пример. Воришка и только,- возле него стоял тот мужчина, что был в магазине и разговаривал с продавщицей.

    - Как же так? А кто будет платить за булку? Продавщица, а она что твоя мама? Ты, чей будешь?
    Славка от испуга не то, что онемел, он не понимал, как это случилось, что он вот здесь с этим рогаликом и мужчиной. Есть ему совсем ни хотелось. Более того у него в желудке было как-то нехорошо, словно в нём кто-то бултыхался что ли. Может лягушка каким-то образом пробралась к нему внутрь. Мужчина встряхнул Славку:
   -Так, ты, чей будешь?
   - Силу…Силуянов…
   - А-а, Фёдора Александровича сын. Не знал я, что у такого уважаемого человека такой сын растёт. Это вы едва не утонули под новый год?- Славка замотал головой:
   - Да мы.
   Мужчина огляделся:
   - А что же твои друзья тебя бросили? На дело то вмести чай шли? А, утопленник? - Он закурил, посмотрел по сторонам и заговорил сам с собой:
   - Вот и знай, где она божья правда. То ли надо было тебе утонуть, а то ли ты для отцовского испытания народился. Чёрт знает, что с такого сына вырастит.

    Он сделал несколько затяжек:
   - Отец то, небось, не выпорол тебя за тот мокрый случай на реке, а?- Славка замотал головой:
   - Не выпорол.
   - Вот я и говорю, не выпорол, а зря. Пойдём,- он взял Славку за шкирку и повёл к магазину.

    Зайдя в помещение, он подошёл вместе со Славкой к прилавку и окликнул продавщицу:
   - Катерина, сколько у тебя рогалик стоит.
   Та, выйдя из подсобки, вопросительно посмотрела на мужчину:
   - Ты что, Михаил, забыл что купить.
   - Да вот рогалик приглянулся,- он достал деньги и отдал продавщицы.- Та подозрительно посмотрела на Славку:
   - А это чей?

   - Федора Александровича сын. Смелый парень, настоящим мужчиной вырастит. Это он, едва сам не утонул под новый год и товарищей спас.
Настоящий мужчина будет, настоящий,- и потрепал Славку по шапке.- Ну, пойдём. До свидания.

    Они вышли на улицу. Прошли метров тридцать от магазина. На улице уже начало смеркаться. Остановились.
   - Тебя как зовут,- мужчина внимательно смотрел Славке в глаза.
   - Слава.
   - Так вот, Слава, на тебе рогалик и иди домой и запомни на всю жизнь, никогда, слышишь, никогда не бери чужого,- развернулся и пошёл в противоположную сторону.

   Славка какое-то время стоял с рогаликом в руках, веря и не веря в случившееся. Только когда мужчина совсем скрылся с глаз, он медленно направился домой и здесь его догнали друзья.
   - Славка, Славка,- они наперебой подступали к нему.- Мы думали он тебя в милицию отведёт. А он чё, он тебе уши не надрал? Ух, ты и рогалик не отнял! Давай съедим.

   Славка отдал рогалик друзьям и смотрел на них, как они разорвали сладкую булку и ели, набивая ею рот. Ему есть не хотелось.
   - А вы чё сбежали?
   - Чё, чё, испугались,- Сергей едва прожевал.- Знаешь, как страшно. Я бежал и думал, как он сейчас догонит да как поддаст под зад.
   Славка постоял с друзьями ещё немного.

   - Я домой пойду, у сестрёнки день рождение. Наверное, гости уже собрались,- и пошёл не оглядываясь.
    Он ещё не знал, что этот случай станет, что маяк в его судьбе и кража и предательство друзей.

    Дома было шумно и весело. Люська, в бантах и каком-то невероятно пушистом платье бегала, хвастаясь перед гостями подарками.
    Мать заставила Славку умыться и усадила за стол.

    Он ел неторопливо, вглядывался в лица гостей. Они его о чём-то спрашивали, теребили по волосам, улыбались ему и он понимал, они любят его. И от этой мысли ему было так хорошо, что когда Люська в очередной раз подбежала похвастаться очередным подарком, он обнял её, прижал к себе, поцеловал в щёку и сказал:
  - Сестричка моя,- но Люська не поняла его нежностей, оттолкнула его от себя, насупила брови и подняла над собой свой маленький кулачок с явным намереньем стукнуть. Славка только улыбнулся.

    Вечером, когда последний гость перешагнул порог, и в доме воцарилась тишина, Славка подошёл к отцу.
    Отец перелистывал какие-то бумаги, увидев подошедшего сына, отложил их. Славка в нерешительности подступил к нему:
   - Пап, а скажи, почему ты меня не выпорол, когда мы под новый год чуть не утонули,- отец в недоумении вскинул брови.
   - А тебе хотелось, чтобы тебя наказали?

   - Нет, но Димку и Серегу их отец отлупил. Димка рассказывал, что солдатским ремнём. Он два дня не мог сидеть,- отец тяжело вздохнул.
    - Любим мы тебя, Слава. Ты наш сын. Ты это поймёшь, но не сразу, всему своё время. Да и как я тебя мог наказать, ты же спасся. Ты остался жив и получилось бы, что за это я должен был тебя наказать. Нет, мы говорили Господу Богу спасибо за то, что он оставил тебя с нами.

    Славка эту ночь плохо спал. Нет, ему не снились кошмары, ему вообще ни что не снилось, но спал он плохо. Ему чудилось, что какие-то невидимые существа что-то делали с ним. Они что-то проверяли, что-то рассматривали, будто вносили какие-то поправки ни то в его жизнь, ни то в его судьбу.
    И только когда пройдёт очень много лет он вспомнит того мужчину в магазине и поймёт, что от его простых, человеческих действий сложилась так удивительно и счастливо его судьба.

    Но, как звали того мужчину и как он выглядел Славка не сможет вспомнить, как и не сможет вспомнить вкус того так и не попробованного рогалика. Это будет всё в будущем.



11.05.2014г.