140-я Сибирская стрелковая дивизия

Сергей Масолов
 Памятный знак 140-й Сибирской Новгород-Северской, ордена Ленина, дважды Краснознамённой, орденов  Суворова и Кутузова стрелковой дивизии. Создан по инициативе ветеранов 140-й дивизии; фото из фотокниги В. В. Викторова «Курская битва. Огненное лето 1943» ИП Викторова Г.Н. 2013г.
 На северной окраине  села Теплого, на месте кровопролитных боев, установлен памятник воинам 140-й Стрелковой Дивизии. Торжественное открытие памятника состоялось 9 мая 1975 года. В 1995 году памятник был отремонтирован и облицован мраморной плиткой. На нём отлиты слова:
 "Сибирская Новгород-Северская, ордена Ленина, дважды Краснознамённая, орденов Суворова и Кутузова стрелковая дивизия 7-16 июля 1943 года на рубеже Самодуровка - Тёплое - Погорельцы стояла насмерть, чтобы жили вы". Автор проекта  Воронков Г. М.

  На сайте www.vvmvd.ru в статье "140-я пятиорденоносная" полковник в отставке, кандидат исторических наук С. Штутман пишет:
  "140-я Сибирская прошла славный боевой путь: начав с Курской битвы, она форсировала реки Десну, Сож, Днепр, освобождала города и села Белоруссии, дошла до Чехословакии, став Новгород-Северской, ордена Ленина, дважды Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова II степени стрелковой дивизией. Её овеянное боевой славой Знамя хранится в Центральном музее Вооруженных Сил."
  Дивизия была сформирована в составе Отдельной армии войск НКВД, получившей наименование 70-й армии, переданной в НКО СССР в феврале 1943 года.
Укомплектование Сибирской стрелковой дивизии шло весьма туго. Сначала дивизия формировалась в Новосибирске, потом в Красноуфимске.
  Комдивом был назначен ровесник века, уроженец Смоленска, участник Гражданской, советско-финляндской и Великой Отечественной войн генерал-майор Еншин Михаил Александрович. В войсках с 1923 года. Долгое время служил пограничником на Западной границе, в Средней Азии, в Закавказье.

  В Сибирскую дивизию прибыло 45,7% кадровых военнослужащих, призванных до войны, но участников боевых действий оказалось всего 524 чел.(6,1%), остальной личный состав был призван из Новосибирской, Кемеровской и Омской областей. Дивизия насчитывала почти 10 тыс. человек, и получила наименование 140-й Сибирской стрелковой дивизии.

  Королёв В.Ф. отмечает, что:
 "Полки также изменили своё наименование: 93-й стал 258 Хабаровским полком, 94-й — 283 Красноуфимским, 96-й Читинским стрелковым полком, а артиллерийский — 371 Сибирским артиллерийским полком... Основной состав дивизии состоял из воинов внутренних и частично пограничных войск.
 Все они были хорошо подготовлены для ведения боя в любой обстановке. Почти все командиры и политработники имели солидный боевой опыт и отправлялись на фронт добровольцами. Их боевые ряды цементировали коммунисты и комсомольцы.
  Первое боевое крещение дивизия получила в марте 1943 года под городом Дмитровск-Орловский. С этого момента начался боевой путь дивизии, принимавшей участие позже в Курской битве."
 
  7 июля 1943 года 140-я вступает в тяжелейшие оборонительные бои. Четверо суток они выдерживали 90 атак немцев и всё-таки отбросили врага на 15  километров за его оборонительные рубежи.
 С. Штутман приводит выдержку из Дневника в журнале боевых действий начштаба дивизии П.О. Баумана:
«7 июля с 5.00 противник группами пикирующих самолетов беспрестанно бомбил наши боевые порядки. Всего за день «вносовцы» насчитали свыше 400 самолето-заходов на боевые порядки нашей дивизии…
В этот день совершила подвиг батарея капитана Горгия Игишева из приданной нашей дивизии 3-й истребительной бригады. Артиллеристы батареи, подпустив на 600 метров идущие на них в районе Самодуровки 60 танков противника, открыли сильный огонь. Командир – коммунист Игишев – умело и хладнокровно руководил боем, поднимая настроение и уверенность бойцов. Всего батареей было уничтожено 19 танков. Храбрые артиллеристы вели бой даже тогда, когда в батарее уцелело только одно орудие, а в расчёте осталось в строю два номера. Личный состав батареи в месте со своим командиром погиб на боевом посту, не отступив ни на шаг. Фашистская атака была отбита…»
 
  Из дневника помощника начальника политотдела дивизии по комсомольской работе лейтенанта (позже капитана) Романа Кудряшева:
  «…Видел, как бомбят. Понял, что означает «бомбежка», как они эти чертовы бомбы  летят, свистят, ревут, падают и рвутся… Ощущал все своими нервами… 7 июля. Прибыл в район обороны. Всё кругом горит: деревни охвачены пламенем. Свист, гул, шум от бомб. Волны воздуха сбивают с ног… Бойцы держат себя стойко. Выстояли и выстоят! Комсомольцы воюют хорошо».
  «Прошу придать гласности подвиг восьми бойцов под командованием  коммуниста лейтенанта Федора Токарева. Смельчаки отбили за день пять вражеских атак. Их позиция осталось неприступной… 9 июля. Дивизия выстояла…
И далее: «Ура, Россия! Твои сыны выстояли. Вчера  дивизия начала наступление…».