Штрихи к биографии Эдуарда Асадова

Михаил Лезинский
Штрихи к биографии Эдуарда Асадова

 Михаил Лезинский

 Эдуард Аркадьевич Асадов - 1923-2004

ОФИЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 Эдуард Аркадьевич Асадов родился 7 сентября 1923 года в городе Мары Туркменской ССР в армянской семье. Его родители были учителями. В возрасте пяти лет лишился отца. Позже переехал вместе с матерью в Свердловск, где тогда жил его дед по матери .
В Свердловске пошел в школу, в 1938 году вступил в комсомол , закончил начальное образование в Москве в 1941 году. В первые дни войны ушел добровольцем на фронт, где прошел путь от наводчика до командира батареи. В мае 1944 года был тяжело ранен в боях за освобождение Севастополя и лишился зрения. Выйдя из госпиталя, поступил в Литературный институт имени А.М. Горького, который закончил в 1951 году, получив диплом с отличием. В том же году принят в члены КПСС и в члены Союза писателей. Тогда же в издательстве "Молодая гвардия" вышла его первая книга стихов "Светлые дороги". В разное время работал литконсультантом в "Литературной газете", журналах "Огонек" и "Молодая гвардия", в издательстве "Молодая гвардия"...

НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 Умер Эдуард Асадов! Я не был поклонником его стихов, но он был смелым человеком - я с ним встречался в Севастополе. Мы даже книжками с ним обменялись. Но он был и жестоким человеком - об этом тоже надо сказать...
Когда он приехал в Севастополь, поселился в гостинице "УКРАИНА", мы созвонились с ним и встретились в его номере. Его жена, та самая, которая ждала его всю войну и вышла замуж за слепого, - кажется, её звали Галиной ?! - прислуживала нам. В полном значении этого слова. И, когда, она в чём-то замешкалась, Асадов стал на неё кричать... Грубо... У неё даже слёзы появились - сам Асадов не видел , а у меня же глаза были на своём месте!.. И, когда мы с ним разговорились, я ему мягко заметил (Галина вышла), что негоже при мне было на неё кричать...
Вот что он мне ответил:
- Я ещё нежно с ней разговаривал... Тоже мне - за слепого вышла!.. Это я ей сделал честь... за меня любая пойдёт!.. Вон сколько у меня писем от девушек всей страны!..
Книгу надписала мне Галина , а Он только расписался!.. Сколько в нас всего намешано! Неужели больше плохого ?
Эдуард Асадов написал в завещании , - так сообщили по телевизору! - похоронить Его Сердце в Севастополе, на Сапун-горе...
Имеет полное право - это он , молоденький лейтенант ракетных войск, - шёл впереди своей "КАТЮШИ", чтобы та на мине не подорвалась - сегодня эта машина марки "ЗИС-5" находится на Сапун-горе. Но тогда Севастополь был городом русским, а теперь разрешения у Украины просить надобно... Неужели не разрешат?!.
Спи спокойно, Эдуард Асадов - быть похороненным на Сапун-горе ты заслужил!
 +++
Стихи Эдуарда Асадова

 День Победы в Севастополе

 Майский бриз, освежая, скользит за ворот,
Где-то вздрогнул густой корабельный бас,
Севастополь! Мой гордый, мой светлый город,
Я пришел к тебе в праздник, в рассветный час!

Тихо тают в Стрелецкой ночные тени,
Вдоль бульваров, упруги и горячи,
Мчатся первые радостные лучи,
Утро пахнет гвоздиками и сиренью.

Но все дальше, все дальше лучи бегут,
Вот долина Бельбека: полынь и камень.
Ах, как выли здесь прежде металл и пламень,
Сколько жизней навеки умолкло тут...

Поле боя, знакомое поле боя,
Тонет Крым в виноградниках и садах,
А вот здесь, как и встарь - каменистый прах
 Да осколки, звенящие под ногою.

Где-то галькой прибой шуршит в тишине.
Я вдруг словно во власти былых видений,
Сколько выпало тут вот когда-то мне,
Здесь упал я под взрывом в густом огне,
Чтоб воскреснуть и жить для иных сражений,

О мое поколенье! Мы шли с тобой
 Ради счастья земли сквозь дымы и беды,
Пятна алой зари на земле сухой
 Словно память о тяжкой цене победы...

Застываю в молчании, тих и суров.
Над заливом рассвета пылает знамя...
Я кладу на дорогу букет цветов
 В честь друзей, чьих уже не услышать слов
 И кто нынешний праздник не встретит с нами.

День Победы! Он замер на кораблях,
Он над чашею вечное вскинул пламя,
Он грохочет и бьется в людских сердцах,
Опаляет нас песней, звенит в стихах,
Полыхает плакатами и цветами.

На бульварах деревья равняют строй.
Все сегодня багровое и голубое.
Севастополь, могучий орел! Герой!
Двести лет ты стоишь над морской волной,
Наше счастье и мир заслонив собою!

А когда вдоль проспектов и площадей
 Ветераны идут, сединой сверкая,
Им навстречу протягивают детей,
Люди плачут, смеются, и я светлей
 Ни улыбок, ни слез на земле не знаю!

От объятий друзей, от приветствий женщин,
От цветов и сияния детских глаз
 Нет, наверно, счастливее их сейчас!
Но безжалостно время. И всякий раз
 Приезжает сюда их все меньше и меньше...

Да, все меньше и меньше. И час пробьет,
А ведь это случится же поздно иль рано,
Что когда-нибудь праздник сюда придет,
Но уже без единого ветерана...

Только нам ли искать трагедийных слов,
Если жизнь торжествует и ввысь вздымается,
Если песня отцовская продолжается
 И вливается в песнь боевых сынов!

Если свято страну свою берегут
 Честь и Мужество с Верою дерзновенной,
Если гордый, торжественный наш салют,
Утверждающий мир, красоту и труд,
Затмевает сияние звезд вселенной,

Значит, стужи - пустяк и года - ерунда!
Значит, будут цветам улыбаться люди,
Значит, счастье, как свет, будет жить всегда
 И конца ему в мире уже не будет!
 +++

Был у меня соперник..."

Был у меня соперник, неглупый был и красивый,
Рожденный, видать, в рубашке, - все удавалось ему.
Был он не просто соперник,
а, как говориться, счастливый,
Та, о которой мечтал я, сердцем рвалась к нему.

И все-таки я любовался, под вечер ее встречая,
Нарядную, с синими-синими звездами вместо глаз,
Была она от заката вся словно бы золотая,
И я понимал, куда она торопится в этот час.

Конечно, мне нужно было давно уж махнуть рукою.
На свете немало песен, и радостей, и дорог,
И встретить глаза другие,
и счастье встретить другое,
Но я любил.
И с надеждой расстаться никак не мог.

Нет, слабым я не был. Напротив,
я не желал сдаваться!
Я верил: зажгу, сумею, заставлю ее полюбить!
Я даже от матери тайно гипнозом стал заниматься.
Гипноз не пустяк, а наука.
Тут всякое может быть!

Шли месяцы. Как и прежде, в прогулке меня встречая,
Она на бегу кивала, то холодно, то тепло,
Но я не сдавался.
Ведь чудо не только в сказках бывает...
И вот однажды свершилось! Чудо произошло!

Помню холодный вечер с белой колючей крупкой,
И встречу с ней,
с необычной и словно бы вдруг хмельной...
С глазами не синими - черными,
в распахнутой теплой шубке,
И то, как она сказала: - Я жду тебя здесь. Постой!

И дальше как в лихорадке: - Ты любишь, я знаю, знаю!
Ты славный... Я все решила... Отныне и навсегда...
Я словно теперь проснулась, все заново открываю...
Ты рад мне? Скажи: ты любишь?
- Я еле выдохнул: - Да!

Тучи исчезли. И город ярким вдруг стал и звонким,
Словно иллюминацию развесили до утра.
Звезды расхохотались, как озорные девчонки,
И, закружившись в небе, крикнули мне: - "Ура!"

Помню, как били в стекло фар огоньки ночные,
И как мы с ней целовались даже на самой заре,
И как я шептал ей нежности, глупые и смешные,
Которых наверное нету еще ни в одном словаре...

И вдруг, как в бреду, как в горячке:
- А здорово я проучила!
Пусть знает теперь,
как с другими встречаться у фонарей!
Он думал, что я заплачу... а я ему отомстила!
Тебя он не любит? Прекрасно. Тем будет ему больней.

С гулом обрушилось небо, и разом на целом свете
 Погасли огни, как будто полночь пришла навек.
Возглас: - Постой! Куда ты?..
- Потом сумасшедший ветер...
Улицы, переулки... да резкий, колючий снег...

Бывают в любви ошибки, и, если сказать по чести,
Случается, любят слабо, бывает, не навсегда.
Но говорить о нежности и целоваться из мести -
Вот этого, люди, не надо! Не делайте никогда!

© Copyright: Михаил Лезинский, 2012
Свидетельство о публикации №212011100216

Рецензии

 Я тоже не поклонник Эдуарда Асадова, больше того, он кажется мне графоманом. Но как он был популярен! В Доме творчества "Переделкино", где мне приходилось жить в одно время с ним, он держался одиноко. Я не видел его общающимся. Вечерами, когда писатели выстраивались в очередь у единственного тогда телефона в вестибюле, чтобы звонить домой, ему выделяли кабинет, откуда он часами звонил по своим делам.Так мне запомнился поэт. Удачи, Михаил! Спасибо.

Леонид Словин 12.01.2012 13:57 •
+++
Дорогой Лёня , - ТЫ не можешь быть моим отцом , хоть я и Леонидыч! - не хочу говорить об Асадове . После встречи с ним в Севастополе , редакции нескольких газет просили меня написать очерк о нём ,( у них в руках была моя фотография с ним , снятая корреспондентом газеты "Слава Севастополя" Иваном Полищуком ), но я при жизни Асадова , так ничего и не написал .Так меня поразили его рассуждения о женщинах ...



Михаил Лезинский 12.01.2012 19:16
 +++

Спасибо, Михаил! Хорошо, что мы нашли друг друга! Удачи!

Леонид Словин 12.01.2012 21:46