Рассказ Алекса Бертона Птица счастья часть 4

Лилия Левендеева
               Капитан Маркос умер осенью. Я помню последнюю прогулку с ним по саду. Был точно такой же день как сегодня – тёплый, солнечный  с совершенно безоблачным  небом. Капитан Маркос шёл медленно, тяжело опираясь на трость. Он остановился на дорожке, чтобы отдышаться, поднял голову и устремил свой взгляд в небо. Там,  в  голубой  вышине, пролетала какая-то птица. Капитан Маркос, смотря на неё,  медленно задумчиво произнёс: – Птица Счастья летит по небу, она указывает нам путь в райский сад. Мы идём вслед за ней, опираясь на посох страдания. Как тяжёл этот посох! Но бросить его нельзя – ибо без него,  нам никогда не дойти до райского сада...-
Я слушал  капитана Маркоса, смотрел на его лицо, изборождённое глубокими морщинами, с отпечатком тяжёлой болезни, но мужественное  и благородное, и в эту минуту оно показалось мне необычайно красивым.
                В  вещах капитана Маркоса, после его смерти,  я ничего не нашёл, что подтверждало бы  его личность. Кто этот человек, откуда, какое его настоящее имя,   для меня осталось загадкой.  Единственное, что привлекло моё внимание – это массивное золотое кольцо с печатью в виде ромба, которое всегда было на его руке. Перед  похоронами усопшего, я тщательно скопировал рисунок с этого кольца, в надежде узнать о капитане Маркосе хоть что-нибудь  по этой примете.  Будучи в городе и общаясь с друзьями, я время от времени показывал свой рисунок. Но, к сожалению, никто мне сообщить что-либо определённого, не мог. Наконец, однажды, я показал этот рисунок  грамотному образованному человеку,  издателю одного из крупных современных журналов. Тот внимательно рассмотрев рисунок, сообщил мне, что это - то ли герб, то ли ещё какой-то знак старинного знаменитого европейского рода. И любезно предложил мне вот что:  У него есть дальний родственник, очень умный, учёный человек.  Он преподавал в самых знаменитых университетах Англии, объездил всю Европу, написал кучу научных книг и этих самых европейских  знаменитых особ он знает лучше, чем собственных родственников. Только вот сейчас старику-учёному восемьдесят шесть лет и он давно ведёт затворнический образ жизни. Никого не принимает и не общается,  и с родственниками тоже  неласков.
                Всё же этот милый человек пообещал мне отнести мой рисунок  своему родственнику - учёному старику, а там уж  остаётся  надеяться на милость Божью.
Я с радостью и надеждой отдал рисунок и стал ждать результата не очень- то, надеясь на положительный исход дела.
Каково было моё изумление, когда через три дня  приезжает ко мне посыльный с письмом от этого старика и в письме том любезное приглашение прибыть на аудиенцию с ним в любое, удобное для меня время. Я с волнением прибыл в его  дом,  и единственный слуга провёл меня в кабинет к старику. Старик меня уже ждал и как я заметил с нетерпением. Что можно сказать о нём: старый, худой,  обтянутый сухой желтоватой кожей, как мумия, весь седой... Мне не доводилось общаться с образованными учёными людьми,  и я оробел немного. Он же вежливо предложил мне сесть, достал мой рисунок и начал подробно мне объяснять, что это нарисовано, что обозначает, в каком году было что изменено,  почему изменено, в каком  году  добавлено... В голове у меня всё перепуталось, и я уж было расстроился оттого, что не могу понять ничего из сказанного.  Сижу, оглядываю кабинет учёного, а он большой, весь заставлен шкафами, а на полках под стеклом вижу столько чудес всяких, как будто в музее. И книги старые и картины и карты. Приборы неведомые, предметы никогда мною не виданные, скульптуры, посуда разная...
И тут старик окончил свою речь, посмотрел на меня и говорит: - Это герб старинного испанского рода  и называет фамилию этого рода и в каком году он начал существовать и кто его приемники - потомки. И после произношения множества имен, старик сообщает, что род этот угас около пятидесяти лет назад, после внезапной смерти последнего его представителя – молодого человека и имя его называет. Мне конечно имя это ничего не говорит, так как Испания для меня была далёкая неизвестная страна, но вижу сейчас, начнётся рассказ об этом человеке. И точно.
Из повествования старика я узнал о  трагической  судьбе последнего представителя этого рода.  Этого молодого человека звали  Энрике. Родители его были уважаемыми благочестивыми людьми. Образованными и религиозными. Воспитание Энрике получил великолепное, родители не скупились на этот счёт, гувернёров выписывали и из Франции, и из Германии, только по рекомендательным письмам. Энрике мог изъясняться на нескольких языках свободно, знал этикет  европейских стран, был обучен музыке и танцам. Поступив в престижный университет, окончил его с отличными успехами на радость родителей, которые души в нём не чаяли.  Для Энрике была уготована почётная миссия – быть дипломатом. Вскоре стал он блистать в Испании и Европе, поражая всех своею образованностью, эрудицией  и прекрасными манерами. Спустя год, приехал Энрике в родительский дом повидаться с дорогими  своими отцом и матерью. Не прошло и месяца его пребывания у счастливых родителей, как Энрике заявляет, что намерен жениться.  И называет он имя особы, с которой намерен обручиться.  Бедные родители пришли в полнейшее недоумение, за что им такое наказание  послал Господь Бог. Мать Энрике, не выдержала горя и позора и слегла больная в постель. Отец проклял своего любимого сына и сказал, что отречётся от него, если он только посмеет жениться против его воли. И было из-за чего. Эту особу, на которой намеревался жениться Энрике, звали Росита. Была она вдовой одного  достойного офицера, отважно защищавшего Испанскую Корону, и погибшего в сражении десять лет назад. Так вот, эта его вдова, Росита была старше Энрике на восемнадцать лет и старший сын её – Гарсиа   являлся сверстником Энрике. Всё бы это ничего, но за вдовой  шла по пятам дурная слава. Имела она несчётное число любовников за это время, была уличена во многих нелицеприятных авантюрах и грязных делишках, которыми она запятнала свою репутацию на всю жизнь. Где бы ни произошло какое-то несчастье, можно было поручиться, что  к этому приложила свою руку Росита.   Её природная красота и обаяние прекрасно уживались с дьявольской хитростью, и коварством.
 Драгоценности и дорогие красивые наряды придавали красавице ангельский облик, который она искусстно использовала, для  достижений своих целей. В свете она блистала и имела множество поклонников и могущественных покровителей.
                Энрике уезжает из родительского дома, оставив больную мать и отца в отчаянье. Либо от этой истории, как и от всех, связанных, с именем Роситы  ничего хорошего никто никогда не видел.
Через полгода скоропостижно умирают родители Энрике,  а спустя  год он сочетается браком с Роситой.  Словно проклятый рок навис над несчастным  добропорядочным родом. Спустя полгода после брака Энрике исчезает. В его комнате на столе находят предсмертную записку, в который Энрике сообщает, что хочет свести счёты с жизнью и ставит в конце свою подпись и оттиск  герба со своего золотого фамильного кольца,  с которым он никогда не расставался. Вдову Роситу нисколько не опечалила потеря  молодого  супруга и вскоре она выходит замуж за  какого-то англичанина, который оставил своё наследство в притонах и игорных домах и весь в долгах приехал в Испанию  к своему другу. Но и с этим мужем долго пожить Росите не удалось. Вскоре он погиб на дуэли при неизвестных обстоятельствах, а сама Росита умерла, приняв яд. Владельцем дома и  наследства Энрике,  стал старший сын Роситы,  Гарсиа. Он женился, имел семь дочерей и вёл удивительно примерную тихую, порядочную жизнь

- У меня к Вам просьба, господин Беркли, - обратился старик ко мне, закончив свой рассказ, - опишите, пожалуйста, поподробнее, владельца этого кольца.-
              Я стал описывать  подробно внешность капитана Маркоса.  К удивлению   по мере повествования моего, стали происходить страшные изменения на лице старика. Старик  слушал меня очень внимательно, и вскоре  смертельная  бледность стала покрывать  его лицо, а в глазах его отразились сильное   страдание и скорбь. Закончив свой рассказ, я поспешил поблагодарить старика и откланяться. Выходя из кабинета, взявшись за ручку двери,  я всё-таки оглянулся и увидел, что старик медленно опускается в кресло, закрыв лицо руками.
После этой встречи у меня не было сомнения, что молодой человек Энрике  не умер, а стал   после имитации своей гибели  капитаном  пиратского корабля и взял себе имя - Маркос.

                *         *          *
   
                Солнце уже  клонится к закату, а я всё сижу у могилы капитана Маркоса. Наконец, я встаю и  отправляюсь  по тихой пустынной  кладбищенской  дороге,  домой. Сейчас, при виде меня, моя жена Катарина, встанет, поспешно отложив все дела, и пойдёт на кухню, чтобы приказать подавать ужин. Но сначала она тщательно проверит, так ли приготовлены блюда, как мне нравится. Она не похожа  уже на ту худенькую бледную девочку с голубыми глазами. Сейчас она – пожилая, полная женщина, тихая, спокойная, молчаливая. Но я  люблю её одинаково: будь она той девочкой из прошлого или  сейчас женщиной, которая вырастила, воспитала наших детей и была мне верной женой и преданным другом всю жизнь.

               Как-то   я рассказывал о наших взаимоотношениях  в семье капитану Маркосу.
Я вспоминал то далёкое время, когда был портным,  работы  было много, достатка  не было, но была меж нами любовь, забота и участие  друг к другу.
Помню, иду  я от заказчика с заработанными деньгами и думаю, что купить, чтобы накормить семью, порадовать подарком детей. Знаю, дома меня ждут они с нетерпением. Счастливый,  я торопливо захожу домой, выкладываю покупки на стол, вижу радостные личики своих деток.
Жена Катарина с дочками начинают готовить обед, я сажу на колени  маленького сына Оливера и рассказываю ему сказку. Он слушает, улыбается и  мусолит обливной пряник. Наконец приготовлена рыба  в  яичной заливке.  Катарина несёт осторожно большую глубокую фарфоровую миску, от которой  во все стороны разносится приятный запах. София быстро раскладывает на столе приборы. Мы садимся за стол, я рассказываю о своем заказчике, новости, услышанные по дороге от знакомых,  Катарина занята сыночком Оливером, девочки накладывают  рыбу в тарелки, бегут на кухню за чайником, за салфеткой, чтобы вытереть испачканные пальчики братцу...
А сейчас  отношения друг к другу совсем другие. Вроде что-то разделяет нас, у каждого свои дела, свои радости...
Капитан Маркос  тогда ответил мне так: - Сейчас у вас меньше проблем, связанных с деньгами, но это не значит, что в сердцах ваших угасла любовь к ближнему. Стоит случиться  что-нибудь, с одним из вас ( не приведи Господи), и вся семья немедленно придёт на помощь, каждый из вас сделает для другого всё возможное, чтобы спасти его от беды.-
-Оно и правда, - думаю я, -  действительно жена моя Катарина проявляет ко мне заботу и внимание, по сей день, да и дети не забывают, хотя живут вдалеке, имеют уже свои семьи...-

                Я подхожу к дому, и прежде чем подняться на  крыльцо,  смотрю в сад.  Вдалеке, сквозь деревья с облетевшей листвой,  виден старый маленький домик. Теперь он пуст и одинок. И моё сердце щемит  боль и тоска.

                Вот и закончилась моя печальная история. Осталось только добавить один факт, относящийся к ней.  Недавно, из неофициальных, но достоверных источников, я узнал, что мой брат купил усадьбу на деньги капитана Маркоса.